Медицинская эвакуация пораженных (больных) в чрезвычайных ситуациях
Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.
Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных (больных) из очага, района (зоны) чрезвычайной ситуации и транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания пораженным (больным) необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение.
Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации, а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации. Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлением.
Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.
Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших (больных) из зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных (больных) на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.
В условиях катастроф санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных (больных) в звене - зона катастрофы - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных (больных) в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. Однако при эвакуации авиатранспортом из района землетрясения в Армении имели место случаи эвакуации крайне тяжелопораженных и нетранспортабельных без сопровождения их медицинским работником в полете.
В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.
При наличии возможности следует проводить приспособительные мероприятия на грузовых автотранспортных средствах, используемых для эвакуации пораженных (больных). Среди таких мероприятий важное значение приобретает оборудование автомобилей универсальным санитарным приспособлением для установки носилок (УСП-Г), добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомобиля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение транспорта подстилочным материалом, одеялами и др.
При эвакуации важно правильно размещать пораженных (больных) в салоне автобуса или кузове автомобиля. Тяжелопораженных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают на носилках преимущественно в передних секциях и не выше второго яруса. Носилочные пораженные (больные) с транспортными шинами, с гипсовыми повязками размещаются на верхних ярусах салона. Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины и находиться на 10-15 см выше ножного, чтобы уменьшить продольное перемещение пораженных (больных) в ходе движения транспорта. Легкопораженные (сидячие) размещаются в автобусах в последнюю очередь на откидных сидениях, а в грузовых автомобилях на деревянных скамейках (досках), укрепленных между боковыми бортами. Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года, суток и т. п.
Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда). Переоборудование этих судов производится в минимальном объеме путем расширения помещений для переноса пораженных на носилках, установки топчанов, станков для носилок, медицинского оборудования и др. В первую очередь осуществляют погрузку носилочных, а затем ходячих пораженных (больных).
Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40 и др. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобными являются реанимационно-операционный самолеты АН-26м, "Спасатель" с операционной, палатой интенсивной терапии и т. п.
Как показал опыт работы служб в зонах катастроф, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных (больных) через завалы, очаги пожаров и т. п. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных (больных) транспортных средств организуется вынос пораженных (больных) на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).
С объектов (участков) поражения эвакуация обычно начинается автомобилями скорой медицинской помощи, наращиваемой прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД), спасательных отрядов, а также транспортом региональных центров медицины катастроф, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений (команд), местное население, военнослужащие.
Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными (больными) в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава санитарных дружин, скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвако-транспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.
При массовой эвакуации пораженных (больных) железнодорожным (водным) транспортом (эвакосанитарными поездами, железнодорожными летучками) в пунктах погрузки (выгрузки) пораженных и больных оборудуются подъездные пути, простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пострадавших (сходни, мостики и Щитки). Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. При непогоде принимаются меры по защите пораженных (больных) от дождя, снега, холода и т. п. До погрузки пораженных (больных) на транспорт необходимо составлять в двух экземплярах пофамильный список эвакуируемых (один экземпляр - с подписью лица ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй следует с пораженным до пункта назначения). Особенно важно это осуществлять при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте, записывая номерные знаки автомобилей.
При массовой эвакуации транспортом большой вместимости (воздушным, железнодорожным, водным) в местах погрузки (выгрузки) пораженных (больных) обычно за счет формирований СМК или местных лечебно-профилактических учреждений развертывается эвакуационный преемник с задачами: сортировка, размещение пораженных и больных, подлежащих эвакуации (выгруженных из транспортных средств, прибывших в данный пункт); оказания им необходимой медицинской помощи для подготовки к эвакуации; обслуживание пораженных и больных до назначенных им лечебных учреждений.
При эвакуации пораженных (больных) в состоянии психического возбуждения принимаются меры, исключающие возможность их падения с транспорта (фиксация к носилкам лямками, введение седативных лекарственных средств, наблюдение за ними легкопораженных, а иногда выделение сопровождающих).
Эвакуация осуществляется по принципу "на себя" (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф и т. п.) и "от себя" (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.). Общим правилом при транспортировании пораженных (больных) на носилках является несменяемость носилок с их заменой из обменного фонда.
Очень важно организовать управление эвакуацией с целью равномерной и одномоментной загрузки медицинских отрядов (госпиталей) лечебно-профилактических учреждений, а также обеспечения направления пораженных (больных) в лечебные учреждения соответствующего профиля (отделения лечебных учреждений), сократив до минимума перевод их по назначению между лечебными учреждениями района (города).
Загрузка транспорта по возможности однопрофильными по характеру (хирургической, терапевтической и т. п. профиль) и локализации поражения значительно облегчает эвакуацию не только по направлению, но и по назначению, сокращая до минимума межбольничные перевозки.
В этих целях следует шире использовать возможности портативных радиостанций машин скорой медицинской помощи для поддержания связи с диспетчерами подстанций, другими машинами и лечебными учреждениями для обмена информацией об обстановке в очаге поражения и загрузке медицинских формирований (учреждений).
В заключение следует отметить, что эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пострадавшего (больного) и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным условиями обстановки и невозможностью организовать полноценное лечение больших масс пострадавших (больных) в непосредственной близости от очага поражения. Поэтому эвакуация - это не самоцель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечению. При этом для эвакуации следует использовать наиболее щадящие и быстроходные средства.