Административная или классическая школа управления.
Развитие административной школы происходило по двум основным направлениям - рационализация производства и исследование проблем управления. Основной задачей этой'школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых в любой организации должна привести к успеху.
Основные представители-Г. Эмерсон, А. Файоль, М. Вебер, Г. Форд
Таким образом, в начале XX века в связи с увеличением организаций, появлением филиалов, возрастанием объемов документации произошел значительный рост административного персонала.
Заслугой представителей административной школы управления прежде всего является создание рациональных бюрократических структур с широкими возможностями их универсальною применения в различных организациях.
Внедрение научных принципов управления позволило на практике реализовать власть менеджера над исполнителями. Однако уже в 20-30-е годы жесткая централизация управления, жесткое регламентирование управленческой деятельности стали определенным тормозом в развитии организаций, и следствием этого стало развитие школы человеческих отношений.
Школа человеческих отношений.
Основоположник Элтон Мейо.
Представители этой школы впервые стати рассматривать каждую организацию как социальную систему и исходили из того, что эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Элтон Мейо указывал, что формальная структура организации должна дополняться неформальной, а менеджер наряду с экономической функцией должен выполнять и социальную по созданию трудовых объединений и социальных групп, эффективно работающих вместе и эффективно управлять ими.
Математическая школа управления.
Возникла в 40-е годы и ее принципы широко использовались в управлении войсками в период второй мировой войны.
Основой математической школы является теория исследования операций и моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении в соответствии с которым весь окружающий мир представлен бесчисленным множеством динамических систем разной сложности, пребывающими в постоянном взаимодействии. В свою очередь, ситуационный подход к управлению предполагает, что внутреннее построение систем управления есть ответ на воздействие внешней среды.
Методы и стиль управления
Стиль управления - система сложившихся отношений между руководителем и подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
Стиль управления может быть авторитарным, либеральным, демократическим.
Авторитарный стиль управления предполагает минимальную контактность руководителя и подчиненных, централизацию разработанных решений, навязывание решений подчиненным, преобладание административных методов и тд.
При либеральном стиле управления руководитель единолично ничего не решает - решения согласовываются с подчиненными.
Демократический стиль основан на активном привлечении подчиненных не только к труду, но и к определению целей организации и контролю за их реализацией.
Методы управления - это способы и приемы воздействия на коллектив и отдельных работников в процессе трудовой деятельности. Группы методов управления:
Административные
1. Стабилизирующие (регламентирующие): нормативы, нормы нагрузки, положения о структуре подразделений и тд.
2. Распорядительные - направлены на решение конкретных задач, которые не предусмотрены стабилизирующими методами. К распорядительным методам относятся письменные (директивы и постановления) и устно-письменные (приказы, распоряжения, указания)
3. Дисциплинарны е
2)Экономические - воздействия на работников и целый коллектив с помощью экономических категорий с целью экономического стимулирования коллектива, создания материальной заинтересованности отдельных работников
3) Социально-психологические - основаны на межличностных отношениях и использовании социально-психологических закономерностей развития личности и трудового коллектива
1. Прямые методы - внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение
2. Косвенные - создание благоприятных условий труда, определенного социально-психологического климата
Виды организационных структур: линейные, функциональные, дивизиональные, матричные, проектные.
75. Внешняя и внутренняя среда организации. Их преимущества и недостатки. Понятие о SWOT анализе. Функции управления. Управленческий цикл и алгоритм принятия управленческих решений.