Системы здравоохранения в зарубежных странах. Их основные преимущества и недостатки.
1. Частно-предпринимательская (платная): США, Люксембург, Ю. Корея. +высокое качество мед.помощи за счет финансирования (14%ВВП); быстро реагирует на новые технологии, --платят пациенты сами через ДМС, чем больше рисков, тем дороже страховка; недоступность, расточительность, врачи не заинтерисованы, назначают услуги, в которых нет необходимости.
2. Государственное ЗО. (Великобритания, Италия) Лучшая в 70-х гг., но если финансируется более 5% ВВП, в России по остаточному принципу. +доступность 100%, но маленький объем, жесткая централизацияпланирования, финансирования и управления – по смете. + удобно планировать. – нет стимула для медперсонала, все зарабатывают одинаково, инертная, не высокотехнологичная, маленькое финансирование.
Страховая медицина(Германия, Япония) + доп. источники финансирования – работодатель отчисляет на ОМС, достаточная мобильность; целевой характер финансирования здравоохранения; децентрализованный характер управления и финансирования; относительная свобода выбора врача и реальная защита интересов пациента; соблюдение принципа общественной солидарности;
-- Относительно «бюрократическая» система
Меньшая динамичность по сравнению с частнопредпринимательской системой
Система страховой медицины управляется государственными органами власти, но финансируется, как правило из трех источников:
1. Субсидии государства
2. Целевые взносы работодателей
3. Взносы самих работников.
История развития медицинского страхования в зарубежных странах и в России. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Цель, виды и субъекты медицинского страхования. Права граждан в системе медицинского страхования.
В настоящее время наиболее признана в мире страховая система здравоохранения.Эта система здравоохранения распространена в большинстве экономически развитых стран.
В 1883 г. в Германиивпервые в мире был принят закон об обязательном медицинском страховании на территории всей страны (закон Бисмарка). Этот закон послужил началом широкого распространения в мире, так называемой кассовой медицины. Работники определенных отраслей хозяйства во всей стране должны были в обязательном, установленном законом, порядке страховать себя на случай болезни. Страховые фонды должны были финансировать за счет обязательных страховых взносов как сами работники, так и их работодатели. Еще ряд законов, принятых правительством Бисмарка, формировали систему социального страхования, важнейшей и органической частью которой было медицинское страхование, а система здравоохранения, возникшая на его основе, получила название «системы здравоохранения Бисмарка», или просто страховой медицины.
Система страховой медицины управляется государственными органами власти, но финансируется, как правило из трех источников:
1. Субсидии государства
2. Целевые взносы работодателей
3. Взносы самих работников.
Взносы и фонды социального страхования являются разновидностью налогов и находятся под контролем государства.
Страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, участвующих в соответствующей страховой программе. Такая система имеет свои преимущества. I (режде всего целевое финансирование обеспечивает более весомые позиции здравоохранения. Эти взносы идут не в общий бюджет, а непосредственно на нужды охраны здоровья и обеспечивают плательщикам твердую гарантию возвратности этих средств. Целевой характер финансирования позволяет более гибко и оперативно реагировать на расширение потребностей в медицинской помощи.
Целевые взносы являются обязательными для всех получателей доходов и уплачиваются в виде определенного процента от заработной платы (Франция -16%, Италия-13%, Нидерланды -9%, Япония -7%).
Объем медицинских услуг не зависит от материального достатка и размеров взносов в страховые фонды. В результате богатый платит за бедного, молодой - за старого, здоровый за больного, т. е. действует принцип общественной солидарности,
В большинстве развитых стран системы медицинского страхования охватывают от 70 до 100% населения, т. е. практически всех лиц наемного труда и их иждивенцев, пенсионеров, студентов, мелких предпринимателей. Лишь незначительная часть наиболее обеспеченных граждан лечатся за свой счет.
Таким образом, основными характерными чертами страховой медицины являются:
1. Участие в формировании страховых фондов трудящихся совместно с предпринимателями и государством
2. Государственное управление этими фондами
3. Распределение фондов независимо от заработка получателей льгот, а также от размера их взносов
Система медицинского страхования в странах Р^вропы развивалась в течение многих десятилетий и в настоящее время продолжает совершенствоваться. В.то же время нет, пожалуй, ни одной страны в ммре, где здравоохранение не имело бы проблем. Причем, как правило, эти проблемы носят финансовый характер. Однако, безусловно, странам со страховой системой медицины, эти проблемы решать значительно проще, чем в странах с частной или государственной системами.
Обобщая все вышесказанное, приведем основные достоинства и недостатки системы медицинского страхования.
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991). Цель, виды и субъекты медицинского страхования.
Кризисная ситуация, сложившаяся в нашем здравоохранении во время перестройки и начала реформ (в конце 80-х годов - начале 90-х годов) привело к принятию в 1991 г. закона «О медицинском страховании граждан в РФ»
Закон о медицинском страховании состоит из 4-х разделов, 28 статей.
I раздел (ст. 1 -2) - общие положения.
II раздел (ст. 3-13) — система медицинского страхования.
III раздел (ст. 14-19) - деятельность страховых медицинских организаций
Раздел IV (ст. 20-28) - деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
Законом предусмотрены следующие основные положения.
Цель медицинского страхования— гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Ст. 1 Закона РФ «О медицинском страховании...»).
Объектом медицинского страхованияявляется страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. (Ст. 3 Закона РФ «О медицинском страховании...»). При этом страховой риск - это предполагаемое событие, а страховой случай — совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или Законом. В медицинском страховании страховыми случаями являются включенные в страховую программу конкретные заболевания, травмы, увечья и особые состояния (беременность, послеродовый период и т.д.). Перечень страховых случаев, подлежащих оплате из средств страховых фондов, составляет страховую программу.
К субъектам медицинского страхованияотносятся властные структуры, отдельные юридические и физические лица взаимодействующие в системе медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования разделяются на прямые и косвенные.
Прямые субъекты - субъекты, непосредственно участвующие в организации и проведении медицинского страхования.
Косвенные субъекты - субъекты, не участвующие непосредственно в медицинском страховании, но в то же время содействующие и способствующие реализации страховых медицинских программ.