Консультирование и психотерапии при созависимости.

Созависимость (co–dependence) — патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого человека. Она проявляется в патологическом смещении фокуса внимания на эмоционально значимый субъект со стремлением контролировать его поведение и вторично развивающимися расстройствами адаптации (5), среди которых наиболее распространены депрессивные и тревожные реакции. Это расстройство чаще встречается у женщин, чем у мужчин (1), чаще в семьях алкоголиков и наркоманов. Возникает на фоне длительного нахождения в стрессовой ситуации, когда используются подавляющие правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы (2,3,4).

Расширяя понятие созависимости, можно сказать, что созависимыми являются:

1) лица, находящиеся в браке или близких отношениях с больным химической зависимостью;

2) лица, имеющие одного или обоих родителей, больных химической зависимостью;

3) лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

По данным Е. Емельяновой, для детей, выросших в созависимых семьях, характерно:

1. Сверхответственность

2. Наполнены страхом, не уверены в себе.

3. пытаются подчинить себе других, манипулируя

4.

Жизнь созависимых протекает так, как будто и не воспринимается всеми чувствами (эмоциональная обнубиляция). У них как бы утрачены навыки распознаваниям и понимания своих чувств (алекситимия). Они полностью поглощены удовлетворением желаний других людей. Кроме того, они привыкли к искажению чувств. Чувствуя боль и отчаяние, такие женщины могут ходить с постоянной улыбкой на губах (синдром Моны Лизы), демонстрируя классический пример двойного послания своему окружению.

В психологическом консультировании такие клиенты – частные гости.

В психологию, как и в другие «помогающие» специальности, идут люди с предрасположенностью к созависимости. Ситуация, когда молодой специалист с созависимостью встречается с эмоциональной зависимостью клиента имеет свои преимущества на страдии установления контакта. Такие женщины быстро находят общий язык. Так, психолог требует основательной проработки, осознавания своей созависимости.

Для эффективной психокоррекции важно знать особенности их мышлнения.

это типичная логика людей, уже вовлеченных в процесс межпоколенной трансляции психологи­ческого насилия. В той степени, в которой я под вли­янием «родительской фигуры» не принимаю себя, я принимаю в себя эту фигуру и становлюсь ею. Здесь действует та же логика идентификации, что и при трансляции тоталитарных идеологий: адепт любой такой идеологии, оказавшись под «психологическим микроскопом», непременно обнаружит в себе всю «свою историю»: своего маленького лидера (отца), свою малую родину (мать), свою крошечную армию, гражданские и отечественные войны, миниатюрный репрессивный аппарат, тюрьмы и концентрационные лагеря, а также некоторое число репрессированных внешних и внутренних «врагов».

Родители из дисфункциональной семьи не могут служить примером психической автономности и т.о. провоцируют развитие патологических созависимых паттернов поведения у своих детей. Дисфункциональная семья является источником психической, физической и духовной травматизации личности. Вырастая, люди из дисфункциональных зависимых семей тянутся друг к другу. Созависимая женщина нужна аддикту для удовлетворения своих потребностей психопатического толка (обслуживающий персонал). Алкоголик или наркоман нужен созависимой женщине для удовлетворения ее невротических потребностей в привязанности, принадлежности, незаменимости.

Стыд. В норме стыд – социальная реакция, связанная с неуместным поведением, “поломкой межкоммуникативного моста”. Стыд аддикта – “болезненное состояние от осознания своей базовой дефективности как человеческого существа” (8). Связан с колебанием самооценки от переживания ничтожности к грандиозности. Во время интоксикации аддикты совершают постыдные поступки, усиливающие чувство стыда, от осознания которого они привычно защищаются, напиваясь до бессознательного состояния (циклы стыда). Созависимые стыдятся как самой себя, так и “за алкоголика”, поскольку для них характерно принимать ответственность за чувства окружающих и у них нет четких границ личности. Выступая в роли спасительницы, созависимая женщина впадает в другую нарциссическую полярность – грандиозность. Очевиден недостаток адекватной критики и здорового стыда. Стыд приводит к социальной изоляции. В попытках скрыть "позор семьи" созависимые перестают ходить в гости и приглашать людей к себе.

Вина.Иррациональное чувство вины, испытываемое созависимой женщиной,

вызвано принятием ответственности за асоциальное поведение алкоголика (вина

заместителя). В континууме чувств вина-моральная гордость созависимые часто

проникаются чувством иррациональной моральности. Стать святой, мученицей за

идею - еще один неадаптивный способ решения проблемы.

Тревога и страхи. Люди, не испытывающие базового доверия к миру, живут в постоянной тревоге, которая усиливается постоянными и зачастую рациональными опасениями за жизнь алкоголика или наркомана. Однако само присутствие невменяемого аддикта не приносит успокоения, а может вызывать разумные опасения за собственную психофизическую целостность. Таким образом, созависимые живут в вечной тревоге и в различных страхах: страх быть избитой, униженной, отверженной; танатофобии, социофобии, листерофобии, агорафобии.

Депрессия.Одно из самых распространенных расстройств при созависимости. По мере длительности стрессовой ситуации в семье у созависимых растут переносимость эмоциональной боли и толерантность к негативным эмоциям. Способствует росту толерантности подавление чувств (эмоциональная анестезия). Чувствовать слишком больно. А подавление чувств – это прямой путь в ангедонию и депрессию.

Гнев относится к деструктивным эмоциям и в здоровом варианте может быть направлен на разрыв деструктивных отношений. Созависимые женщины боятся проявления собственных эмоций, в том числе и гнева. Они ректрофлексируют свой гнев, в связи с чем могут много длительно болеть соматоформными расстройствами, бессознательно наносить самоповреждения. Или же “изливать” свой гнев на более слабых членов семьи: детей и животных.

психологическое консультирование алкоголизм помощь

Тактика работы психотерапевта обусловлена его пониманием причин алкоголизма клиента. Выделяют социальные, биологические и психологические причины.

Биологические предпосылки - человек за счет своих особенностей организма либо очень чувствителен к алкоголю, либо обладает повышенной толерантностью к алкоголю, и употребляют чрезмерные дозы спиртного. Это ведет к алкоголизму. Большое значение придается также генетическим факторам, наследственности.

Психологические причины - решение личных проблем посредством алкоголя. Причем это носит характер замкнутого круга: негативные эмоциональные состояния побуждают к употреблению алкоголя с одной стороны, а после пьянства появляется чувство вины, которое может быть заглушено только алкоголем.

Выдвижение на первый план психологических факторов обусловлено признанием приоритета психотерапевтической помощи при алкоголизме перед биологической терапией. Однако выбор способов конкретной помощи алкоголику зависит от осведомленности консультанта в проблеме алкоголизма, от его взгляда на этиологию алкоголизма и личность алкоголика. Например, консультант бывает отягощен отрицательными переживаниями в связи с алкоголизмом родителей или сам злоупотреблял алкоголем, и это оказывает влияние на его установки. Он может испытывать антипатию к алкоголику и не видеть в нем человека. Отсутствие сочувствия не позволит установить с клиентом продуктивный консультативный контакт. В таких случаях, конечно, следует отказаться от работы, потому что для успешного консультирования необходимо за отталкивающим и деструктивным поведением алкоголика все же увидеть лицо человека. Консультант обязан осознавать свое отношение к алкоголизму и истоки возникновения этого отношения. Стратегия и тактика работы консультанта во многом обусловлены пониманием причин алкоголизма. Bird (1973) исчерпывающе описал варианты такой обусловленности.

Выбор способа помощи зависит от того, насколько хорошо терапевт знает о проблеме алкоголизма, его личного взгляда на проблему.

В работе с алкоголиками необходимо учитывать следующее: консультанту не нужно демонстрировать свое профессиональное «Я» ? «Вот смотрите на меня!», не думать о силе и власти, которую он якобы имеет над таким клиентом; консультанту нужно учитывать склонность алкоголиков поддерживать его тщеславие, чтобы потом подорвать его самолюбие. Трезвая оценка ситуации консультантом поможет ему не реагировать на болезненные нападки алкоголика на его самолюбие, а все заискивания клиента будут восприниматься как способ сопротивления терапии.

Наши рекомендации