Личностные и психологические факторы приобщения к наркотикам.

Причин и обстоятельств, непосредственно побуждающих людей прибегать к наркотикам, не так много. В подростковом и юношеском возрасте – это подражание, любопытство, вызванное рассказами сверстников либо лицами, заинтересованными в распространении наркотиков. В более зрелом возрасте – это кризисные ситуации, в которых человек с определенными чертами характера, о которых будет сказано дальше, стремится облегчить свое состояние, уйти от реальности. Другая причина – попадание человека в соответствующее окружение, где распространено употребление наркотиков. Роковую роль может сыграть привязанность к человеку уже больному наркоманией, зависимость от него.

Кроме того, как и при других заболеваниях, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, в случаях заболевания наркоманией имеется целый ряд поводов, способствующих возникновению болезни. Назовем их условными, так как они не вызывают болезни, но в определенных условиях могут подталкивать к ней человека.

Они делятся на три группы:

1) обстоятельства, связанные с особенностями развития и строения организма (к ним относятся наличие определенных заболеваний у родителей; поведение матери, в том числе употребление ею психоактивных веществ во время беременности; перенесенные, особенно в детском возрасте, болезни; индивидуальные особенности обменных процессов в организме человека; наконец, пол и возраст);
2) психологические причины, связанные с характером человека, его привычками, интересами, умственными способностями, особенностями реакции его личности на жизненные ситуации;
3) социальные моменты (семья, друзья, товарищи по учебе или работе, образование, профессия, культура общества, религия, местность и историческая эпоха, в которых живет человек, наконец, мода на соответствующий наркотик в данный период времени).

Познакомившись с приведенными здесь сведениями, нужно учесть, что человек, обладающий качествами, предрасполагающими к возникновению наркоманий, не обязательно заболевает этой болезнью, он просто входит в группу риска, то есть имеет больше шансов заболеть.

Многие люди носят в себе потенциальную возможность заболеть той или иной болезнью, но при благоприятном стечении обстоятельств и, в первую очередь, при правильном поведении, исключающем ситуации с возможностью приема психоактивных веществ, включая алкоголь, – не заболевают.

Теперь следует рассмотреть каждую группу причин, могущих способствовать возникновению и развитию зависимости от наркотиков.

Причины внутреннего порядка, то есть связанные с особенностями развития человека и строения его организма. Говоря о развитии, мы имеем в виду наследственность человека, его биологическое происхождение (иными словами, от кого он появился на свет, что ему могло передаться от родителей); внутриутробное развитие (как протекала беременность у матери); самое раннее развитие человека (перенесенные заболевания в первые месяцы и годы жизни); наконец, болезни (инфекции, травмы, отравления и другие тяжелые заболевания), перенесенные человеком в дальнейшем, уже будучи взрослым. Больше шансов заболеть у человека, родители (чаще один из родителей) которого страдали каким-либо видом зависимости (алкогольной, наркоманической или токси-команической). Учитывая, что наркомании достигли такого распространения лишь в последние годы, у больных чаще приходится сталкиваться с алкогольной наследственностью. Очень важное значение для развития плода имеет здоровье и поведение матери во время беременности. На развитие и здоровье ребенка, безусловно, влияют переносимые матерью во время беременности серьезные заболевания, не говоря уже об употреблении алкоголя, наркотиков или табакокурении.

Для убедительности приведем такой случай. В одном из родильных домов крупного портового города с интервалом в течение нескольких дней на свет появились двое новорожденных, у которых сразу же были отмечены общие болезненные проявления: беспокойство с резкими движениями конечностей, зевота, чихание, рвота, понос. Младенцы постоянно кричали. Вскоре обнаружилось, что их матери страдали опийной наркоманией и продолжали употреблять наркотики во время беременности, почти до самых родов. В таких случаях от матери плоду передается наркоманическая зависимость. Ребенок рождается с нею, а через некоторое время после рождения, уже живя самостоятельно, начинает реагировать на отсутствие наркотика, к которому он привык в утробе матери. С молоком матери ребенок наркотика, естественно, не получает, так как в родильном доме наркотиков матерям не дают. Такие новорожденные нередко погибают, но в приведенном нами случае стараниями врачей младенцев удалось спасти. Однако можно не сомневаться, что этим детям уготована незавидная судьба. В нервной системе и других органах таких новорожденных формируются изменения, делающие их подверженными целому ряду заболеваний. Не исключается возможность отставания их в физическом и умственном развитии.

Этот случай произошел несколько лет назад. Теперь же в крупных городах вынуждены создавать целые отделения или отдельные родильные дома для рожениц с наркотической зависимостью.

Частые и тяжелые болезни в раннем детстве отрицательно влияют на сопротивляемость организма вредным воздействиям и, в конечном итоге, могут вызвать отклонения в психическом развитии, которые позднее становятся почвой для возникновения наркомании. Эти причины особенно часто играют роль при формировании «ранних» юношеских и подростковых наркоманий.

Одна из основных черт пагубного действия наркотиков заключается в том, что это болезнь молодого возраста в значительно большей степени, чем, например, алкоголизм. Как отмечает профессор И. Н. Пятницкая: «одна из главных особенностей современной заболеваемости наркоманиями – снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 12—15 лет». Но чаще заболевают наркоманиями в юношеском возрасте.

Многие молодые люди пробуют наркотики, но заболевают наркоманиями обычно при определенном стечении обстоятельств, и это не всегда связано с теми поводами, о которых мы уже сказали. Чаще других заболевают люди с такими чертами характера, как раздражительность, неуживчивость, частые смены настроения со вспышками гнева или наоборот – стеснительность, замкнутость, чудаковатость. Среди больных наркоманиями нередко встречаются люди и с такими проявлениями характера, как демонстративность поведения, склонность к театральным эффектам, стремление показать себя в выгодном свете. Но надо иметь в виду, что наиболее подвержены болезни люди, у которых перечисленные черты характера выражены в резкой форме и создают трудности в общении.

Некоторые люди искусственно стараются исправить свой характер, используя для этого какой-либо наркотик.

Существенную роль в заболевании наркоманией, безусловно, играют социальные условия. Здесь многое имеет значение. Например, место жительства заболевшего наркоманией. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что наркомании наиболее распространены в относительно крупных городах, а в сельскую местность, где чаще встречается алкогольная зависимость, они только начинают проникать и, в основном, туда, где проходят пути транспортировки наркотиков.

Когда-то наркомании (гашишизм, опиомания) были уделом людей образованных, причастных к творчеству (писателей, художников, артистов), ищущих острых ощущений и смакующих свои переживания в состоянии наркотического опьянения. Недаром известный французский поэт XIX века Шарль Бодлер (1821—1876) назвал свою книгу о переживаниях больных с наркоманической зависимостью «Искусственный рай». Но и он вынужден признать: «Кто прибегает к яду, чтобы мыслить, вскоре не сможет мыслить без яда. Представляете ли вы себе ужасную судьбу человека, парализованное воображение которого не может более функционировать без помощи гашиша или опиума?»

В наше время планка культурного, образовательного уровня страдающих наркотической зависимостью значительно снизилась, и сейчас страдающий наркоманией – это часто недоучившийся студент или безработный выпускник колледжа, а то и просто бросивший школу ученик старшего класса, вымогающий у матери деньги (нередко последние) на приобретение наркотиков. Есть, впрочем, и другая категория людей, употребляющих наркотики. Это состоятельные люди, употребляющие элитные дорогие наркотики (например, кокаин). Их прием начинают как дань моде, но быстро попадают в тенета наркотической зависимости.

Нередко формирование наркотической зависимости уходит корнями в ближайшее окружение будущего больного – его семью. Предрасположенные к наркоманиям часто растут в так называемых неполных семьях, где отсутствуют отцы, а также в семьях, где один из родителей (или оба) злоупотребляют алкоголем. Неправильное воспитание (недостаток внимания со стороны родителей или избыток его, выражающийся в излишней опеке, заласкивании ребенка) может в дальнейшем, вместе с другими упоминаемыми нами обстоятельствами, стать побуждающим фактором в формировании наркотической зависимости. В этой связи определенную отрицательную роль могут сыграть неровные, конфликтные или неприязненные отношения между родителями. Отсутствие семьи, беспризорность, к сожалению, приобретающая все большие размеры в нашей стране, тоже является серьезным, как теперь говорят, фактором риска возникновения наркотической зависимости. Одним словом, есть множество причин, которые в отдельности, а чаще соединяясь вместе, могут привести к этим тяжелым и распространенным заболеваниям.

Синдром зависимости.

Этот синдром представляет собой сочетание физиологичес­ких и психологических явлений, при которых употребление вещества или класса психоактивных веществ начинает зани­мать главное место в системе ценностей индивида. Все про­чие жизненные интересы начинают уступать этому употреб­лению, все больше времени требуется для приобретения пси­хоактивного вещества, его приема и восстановления после его действия. Таким образом, основной характеристикой синдрома зависимости становится потребность (часто силь­ная и неодолимая) применять психоактивное вещество.

Психологическое понятие потребности в психопатологии приобретает свойства компульсивного влечения, полностью или частично выходящего из-под сознательного контроля субъекта. Под влиянием этого влечения субъект совершает сложные и внешне, казалось бы, осмысленные действия. Однако мотивы их (зачем и с какой целью) в момент совер­шения самого действия в действительности не осознаются; субъект не сопротивляется своему влечению, пока не полу­чит удовлетворения своей потребности. Субъективное осо­знание своего влечения к психоактивному веществу или груп­пе веществ происходит лишь тогда, когда делается попытка прекратить или ограничить их употребление под влиянием социально сдерживающих факторов (угроза потери семьи, работы, вредные последствия для здоровья). Тогда в дейст­вие вступает важный признак синдрома зависимости — со­стояние абстиненции (физической зависимос­ти). Под абстиненцией понимается группа симптомов раз­личного характера, проявляющаяся при полном или частич­ном прекращении приема психоактивного вещества. Степень тяжести абстиненции бывает различной и колеблется от лег­кого беспокойства и тревоги со снижением настроения и на­рушением сна до угрожающего жизни тяжелого состояния с резко выраженными метаболическими и соматовегетативны-ми изменениями, судорожными припадками и депрессией с психотическими симптомами. Длительность абстиненции также колеблется в широких пределах — от нескольких ча­сов до месяца и более. В течение всего ее поддержания паци­ент испытывает потребность прервать ее пут;ем употребле­ния привычного психоактивного вещества или любого дру­гого вещества, которое, по его мнению, хотя бы в отдален­ной степени обладает сходным эффектом.

С появлением абстиненции меняется характер привычного злоупотребления: к компульсивному влечению с утратой сознательного контроля над мотивами своих действий, ве­дущих к употреблению психоактивного вещества, добавля­ется страх пациента перед наступлением абстиненции и стрем­ление не допустить ее развития. К признакам нарастающей зависимости относится также повышение толерантности (устойчивости, переносимости) к данному веществу, что тре­бует увеличения его доз для достижения эффекта, ранее про­изводимого более низкими дозами. Достигаются такие вы-

сокие дозы принимаемых в течение дня алкоголя, опиатов и других веществ, которые достаточны для того, чтобы вы­звать летальный исход у нетолерантного потребителя.

Алкоголизм.

Алкоголь известен с незапамятных времен. Даже хорошо осведомленный о вреде алкоголя человек может пить за компа­нию, для аппетита, из-за скуки, для удовольствия, для веселья, в поисках приятных ощущений, общения, «чтобы расслабиться и снять стресс» и т.д., иногда в будни и почти всегда в праздники. Потребление алкоголя — это массовое явление в жизни всех на­родов европейской культуры, и оно получает все большее рас­пространение у народов иных культур. По данным социологиче­ских исследований, на долю абсолютных трезвенников (которые ни при каких условиях не возьмут в рот ни капли спиртного) среди взрослого населения России приходится 4 —5 %, умеренно потребляющих— 80 —85 %, «злоупотребляющих» (пьяниц) — 10 — 12%, алкоголиков — 4—5% (Б.М.Левин, 1996).

Потребление алкоголя определяется не только жизненными коллизиями конкретного индивида и различных социальных групп (неудовлетворенность трудом или неумение разумно использовать свободное время, неразделенная любовь или плохие жилищные условия, праздники и радостные события и далее в том же роде), но и конкретными социальными, экономическими и политически­ми переменами в жизни общества.

Алкоголизм — это хроническое психическое заболевание, кото­рое характеризуется патологическим влечением к алкоголю и свя­занными с ним физическими и психическими последствиями ал­когольной интоксикации нарастающей тяжести.

Простое алкогольное опьянение

проявляется комбинацией психических, неврологических и соматических расстройств. Этот сложный симптомокомплекс за­висит от дозы принятого алкоголя, скорости его всасываемости в желудочно-кишечном тракте, от чувствительности организма к алкоголю, а также от биологических и психологических особен­ностей человека. Всасывание алкоголя происходит в желудке и в тонком кишечнике. Обильная, особенно богатая жиром и крахма­лом (картофель) пища значительно замедляет скорость всасыва ння алкоголя. Натощак и в присутствии углекислоты (шампан­ское, газированные напитки) всасывание ускоряется. Чувствитель­ность организма к алкоголю повышается при утомлении, недосы­пь пи и, голодании, при охлаждении или перегревании. Переноси­мой- алкоголя снижена при соматических заболеваниях, а также у неко горых народностей, у которых генетически снижена актив­ность ферментов, перерабатывающих алкоголь.

1.2. Степени алкогольного опьянения

Симптоматика алкогольного опьянения и его степени опреде­ляются концентрацией алкоголя в крови.

Легкая степень опьянения(концентрация алкоголя в крови — от 20 до 100 ммоль/л, или 20—100 мг на 100 мл крови) обычно характеризуется повышенным настроением, беспечностью, болт­ливостью, речь при этом шумная, мимика живая, жесты разма­шистые. Внимание легко переключается с одной темы на другую, ассоциации ускорены, снижается самокритика. Лицо гипереми-ровано, отмечается тахикардия, повышение аппетита, растормо-женность сексуальных влечений. Амнезии периода опьянения ни­когда не бывает.

Средняя степень опьянения(концентрация алкоголя в крови — от 100 до 250 ммоль/л) — настроение крайне неустойчивое с тен­денцией к озлобленной раздражительности и выяснению отно­шений с последующими скандалами и драками. Отмечаются дви­гательное возбуждение, нарушение координации движений, шат­кая походка — «промахивание шагами», атаксия, речь становится смазанной с обилием персевераций. Резко затрудняются понима­ние и правильная оценка окружающего. Гиперемия лица сменяет­ся бледностью с синюшным оттенком. Нередко появляются тош­нота и рвота. Внимание переключается с трудом. Возбуждение обыч­но сменяется глубоким сном, после которого больные жалуются на головную боль, общую разбитость и дискомфорт. При этом не­которые события опьянения могут или забываться, или помнятся смутно.

Тяжелая степень опьянения(концентрация алкоголя в крови — 250 — 400 ммоль/л) выражается в угнетении сознания — от обну-биляции (оглушенности) до сопора и комы. При этом больные не могут ходить или стоять (атаксия). Лицо амимично. Нередки не­держания мочи. Иногда возникают эпилептиформные припадки. При более высоких концентрациях алкоголя в крови может насту­пить смерть от паралича дыхания. После алкогольного опьянения тяжелой степени на следующий день больной полностью амнези-Рует весь период опьянения и у него длительное время сохраня­ются постинтоксикационные явления в виде сильной головной боли, общей разбитости, отсутствия аппетита, слабости, тошно­ты, рвоты, тремора, головокружения. Отмечается также сниже­ние профессиональных навыков на несколько дней.

1.3. Патологическое опьянение

Это состояние относительно кратковременного психоза по типу сумеречного помрачения сознания является следствием непере­носимости алкоголя некоторыми людьми (идеосинкразия). Пато­логическое опьянение может возникнуть у совершенно непьюще­го человека при определенном сочетании ряда факторов (пере­утомление, вынужденная длительная бессонница, органическое поражение головного мозга, наличие выраженных стрессовых воз­действий и т.д.).

Картина патологического опьянения внешне значительно от­личается от простого алкогольного: при нарушении сознания от­мечается выраженная дезориентировка, восприятие окружающе­го иллюзорно-галлюцинаторное, происходит резкое психомотор­ное возбуждение с аффектом страха, злобы и немотивированной агрессии. По миновании патологического опьянения наступает полная амнезия. Лишь иногда наиболее яркие эпизоды пережито­го состояния больной помнит в течение несколько секунд.

Подобный тип патологического опьянения чаще возникает у тех, кто перенес черепно-мозговые травмы, болен эпилепсией или эпилептоидной психопатией, он называется эпилептоидной формой патологического опьянения. Кроме того, выделяют парано­идную форму патологического опьянения. При ней поведение боль­ного отражает бредовые и галлюцинаторные переживания устра­шающего характера.

Патологическое опьянение возникает внезапно и так же вне­запно обрывается, часто заканчиваясь глубоким, но непродол­жительным сном. Длится оно от нескольких минут до несколь­ких часов, оставляя после себя астению, головную боль, тоталь­ную или парциальную амнезию. Полная амнезия более характер­на для эпилептоидной формы, парциальная — для параноидной формы.

1.4. Хронический алкоголизм

Основу клинической картины хронического алкоголизма со­ставляют три синдрома — патологическое влечение к алкоголю, алкогольный абстинентный синдром и алкогольная деградация личности. Эти синдромы характерны для всех вариантов алкоголь­ной болезни и поэтому заслуживают особого внимания.

Наши рекомендации