Некоторые ПАВ растительного происхождения
Нелегальные в РФ | Легальные в РФ |
· Дельта-9-Тетрагидроканнабинол (из конопли); · ДМТ (диметилтриптамин) (из растений Mimosa hostilis, Psychotria viridis и др.); · Кодеин (из мака); · Кокаин (из коки); · Мескалин (из кактусов Lophophora williamsii, Echinopsis pachanoi); · Морфин (из мака); · Псилоцибин (из грибов вида Psilocybe cubensis, Psilocybe semilanceata и др.); · Сальвинорин-А (из шалфея предсказателей); · Эфедрин (из хвойника); | · Атропин (из дурмана, красавки); · Кофеин[4] (из листьев чая, листьев мате, гуараны, зёрен кофе, орехов колы); · Миристицин (из мускатного ореха); · Мусцимол и иботеновая кислота (из мухоморов); · Никотин (в махорке, табаке); · Теофиллин (в чае, мате, какао); · Туйон (в полыни, туе, кипарисе, можжевельнике); · Эвгенол (эугенол) (из гвоздики, корицы); |
6. Клинико-психологическая характеристика поведения, способствующего формированию зависимости от пав в подростковом возрасте.
Необходимо выделять (Вострокнутов Н. В., Игонин А. Л., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., 2003) биологические факторы, факторы патологической почвы, макро- и микросоциальные, психологические факторы, предрасполагающие к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), а в дальнейшем — и к формированию зависимости от них.
Биологические факторы, в том числе:
· наследственная отягощенность психическими и наркологическими расстройствами родителей и ближайших родственников;
· хронические соматические заболевания;
· ранняя сексуальная активность, подростковая беременность у девушек;
· исходно низкая толерантность по отношению к употребляемому психоактивному веществу;
· особенности употребляемого вещества с индивидуально различным по отношению к конкретному человеку потенциалом формирования зависимости.
Факторы патологической почвы, в том числе:
· резидуально-органические поражения головного мозга (менингоэнцефалиты, черепно-мозговые травмы) с органическими психическими расстройствами непсихотического характера без выраженного когнитивного дефицита;
· различные проявления ретардированного (задержанного) и дизонтогенетического развития, включая поздний пубертатный криз и психический инфантилизм;
· различные проявления диссоциированного и дисгармоничного развития, в том числе формирующиеся аномально-личностные свойства, из которых наиболее значимыми являются эмоционально-неустойчивые, диссоциальные, истерические черты.
Макросоциальные факторы, в том числе:
· состояние социально-экономической ситуации в стране с высоким риском дисстрессовых состояний у населения;
· кризис базовой системы ценностей и культурных норм;
· формирование устойчивой наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление ПАВ как «престижное» поведение;
· доступность психоактивных веществ.
Микросоциальные факторы связанны с опытом ребенка в ведущих сферах его жизнедеятельности: в семье, в школе, в общении со сверстниками.
Семейный микросоциальный фактор, включая:
· злоупотребление ПАВ членами семьи, воспитание в семье больных алкоголизмом, наркоманией;
· дисфункциональные, аномальные стили воспитания с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью;
· отсутствие чувства принадлежности к семье;
· несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.
Школьный микросоциальный фактор, включая:
· асоциальные формы поведения в образовательном учреждении;
· школьная неуспеваемость, особенно начавшаяся в младшем школьном возрасте;
· частые переходы из одной школы в другую;
· конфликтные отношения с педагогами и соучениками;
· отстраненное или «скрывающее» отношение педагогического коллектива к употреблению ПАВ учениками.
Коммуникативный микросоциальный фактор, включая:
· наличие в ближайшем окружении ребенка сверстников с девиантным поведением или лиц, употребляющих ПАВ;
· конфликтные взаимоотношения со сверстниками;
· одобрение наркотизации в ближайшем окружении ребенка.
Психологический (личностный) фактор, в особенности:
· акцентуации характера;
· личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей);
· неэффективные копинг-стратегии, включая избегание, ориентацию на снятие напряжения, обусловленного стрессором, а не на изменение внешних условий;
· низкая эффективность личностных ресурсов;
· быстрая фиксация ригидной модели употребления ПАВ: успокаивающей, коммуникативной, конформной, гедонистической, манипулятивной, активирующей, компенсаторной;
· отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность;
· отсутствие жизненной перспективы.
Таким образом, появляется возможность говорить о группах риска формирования зависимости от ПАВ — группах лиц со схожими и устойчивыми во времени сочетаниями факторов риска. Благодаря схожести биологических и социальных факторов риска, каждая группа риска представляет собой своего рода «психологический тип», который достаточно четко поддается клинической верификации, и как следствие, требует особых подходов в плане профилактики приема ПАВ и коррекции его последствий.
7. Клинико-психологическая характеристика формирования зависимости от алкоголя.
Формирование алкогольной зависимости – обычно результат длительного регулярного потребления спиртного. Способствует развитию алкогольной зависимости определенные личностные характеристики, особенности организма и факторы, связанные с трудностями социализации, то есть умения жить в обществе себе подобных.
На разных этапах развития зависимости человек пьет совершенно по разным причинам.
Вначале, когда выраженной зависимости еще нет, человек пьет, удовлетворяя свою потребность в удовольствии. Он в этом процессе получает ощущения расслабленности, эйфории и т.д. Но, постепенно, это стремление к комфортному состоянию становится доминирующим. Возникает психологическая зависимость, потому что теперь уже периодически возникает неудержимое желание выпить. И именно непреодолимое желание опьянеть, достичь алкогольного опьянения, становится конечной целью. Это желание однозначно указывает на возникновение проблемы. На этом этапе потребность выпить часто связана с тем, что человек не знает, как устраниться от возникающих проблем, не умеет иным способом уйти от неприятного, тревожного, от вины, от горя, от неудачи, от депрессии.
Такое стремление избавиться от мучительного дискомфорта как раз и приводит прямиком к зависимости. Постепенно вырабатывается крепчайшая связь между возникновением неприятных ситуаций и необходимостью выпить, чтобы устраниться от проблем, связанных с данной ситуацией. Шаг за шагом человек попадает в психологическую зависимость от алкоголя.
Алкогольное опьянение становится своего рода наркозом от душевной боли, от всякого рода неприятностей. Человек привыкает любую трудность, любое переживание или конфликт затушевывать алкогольным наркозом. В конце концов дело доходит до такой степени, что пьющий становится беспомощным не только в конфликтных ситуациях, но и в любых ситуациях, требующих хоть каких-то усилий для их преодоления. Пьющий становится пассивным, он теряет всякие способности противостоять внешним обстоятельствам. На все трудности, которых в жизни немало, у него один ответ – выпить и забыться. В состоянии алкогольного опьянения человек не ощущает болезненной остроты окружающего. Алкоголь помогает уйти от неразрешимой проблемы, снять чуство вины, убрать на время подавленное настроение, забыться.
Пассивная форма существования становится нормой. Всякая необходимость что-то сделать кажется невыносимо мучительной и болезненной, как яркий свет для больных воспаленных глаз. И человек прячется от жизненных трудностей за бутылкой, как страус при виде опасности прячет голову в песок.
Вторая стадия формирования зависимости связана с появлением физической зависимости, на которую отчетливо указывает появление абстинентного синдрома, или, иначе, похмельного синдрома. На этой стадии человек часто выпивает уже только для того, чтобы устранить с помощью алкоголя те неприятные ощущения, которые появляются в похмельном состоянии.
В конце концов (на той стадии, когда есть и психологическая и тяжелая физическая зависимость) – человек уже выпивает просто по необходимости, чтобы предупредить катастрофическое ухудшения самочувствия, хоть на время прийти в более-менее сносное состояние, чтобы хоть как-то передвигаться, унять дрожь, снять невыносимое ощущение безысходности. Выпить, чтобы хоть как-то день прожить, когда, кажется, не дождешься наступления ночи. Тут часто желания напиться уже нет. Человек живет в полудремотном состоянии на грани реальности и забытья, принимая алкоголь небольшими дозами.
Стадии алкоголизма.
Первая стадия. Постоянное навязчивое стремление к опьянению, прием обязательно опьяняющих доз алкоголя. Психологическая зависимость от спиртного. Немного выпив, алкоголик не может уже остановиться, пока не напьется. Эта особенность сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Повышается переносимость алкоголя. В этот период болезни физическая зависимость от алкоголя только формируется.К сожалению, в это время люди крайне редко обращаются за медицинской помощью.
Вторая стадия. Развивается похмельный абстинентный синдром. На следующий день после выпивки возникает непреодолимое желание выпить (опохмелиться) для облегчения состояния. Прием спиртного снимает на несколько часов признаки абстиненции, но они возвращаются с еще большей силой. Возникает порочный круг и больной часто попадает в запой. Все это характеризует физическую зависимость от алкоголя. Опохмеление может быть отставленным, но все чаще происходит утром. Постепенно происходит повышение устойчивости к алкоголю и изменение состояния опьянения. Опьяняющая доза алкоголя вырастает многократно. Исчезает защитный рвотный рефлекс. Утрачивается количественный и ситуационный контроль за употреблением алкоголя.
Третья стадия. Похмелье становится все более тяжелым и сопровождается не только вегетативными и соматическими проявлениями, но психопатологическими расстройствами. Больной постоянно опохмеляется по утрам. Обнаруживаются признаки алкогольной деградации личности. В этой стадии влечение к алкоголю становится труднопреодолимым и проявляется в компульсивной форме. Устойчивость к алкоголю снижается. В этой стадии часто спиртное принимается практически постоянно небольшими дозами на протяжении всего дня. При этом больной может не впадать в сильное опьянение. Резко меняются личностные характеристики, наступает деградация личности.
8. Кпинико-психологическая характеристика формирования зависимости от содержащих олиоиды наркотиков.
Опиаты относятся к классу наркотических анальгетиков. Они включают обширную группу фармакологических препаратов, получаемых из различных разновидностей снотворного мака (Papaver somniferum) и других его сортов, а также синтетическим путем.
Действующим началом опия являются алкалоиды, составляющие около 25 %. Наркотическим действием обладает фенантреновая группа алкалоидов, от количества которых и зависят наркогенные свойства разных сортов мака.
К наркотикам опийной (морфинной) группы относятся следующие препараты:
*натуральные—опий-сырец, подсохший млечный сок снотворного мака (в перерасчете на абсолютно сухое вещество содержит 10—11 % морфина и 1 % кодеина); омнопон (пантопон) — смесь гидрохлоридов алкалоидов опия, из которых 50 % составляет морфин; чистые алкалоиды опия (морфин, кодеин, другие алкалоиды фенантреновой группы); маковая соломка (зрелые, высушенные, освобожденные от семян, разломанные коробочки с остатком плодоножек; используется в сухом виде, в виде отваров или после специальной химической обработки);
*синтетические — промедол (тримеперидин), метадон, лидол;
*полусинтетические — героин (диацетилморфин); их получают путем химического видоиз-
менения молекулы морфина.
Опий известен человечеству с древнейших времен.
Возникновение и распространение морфинной наркомании относятся к более позднему периоду истории. Ее связывают с введением в медицинскую практику подкожных инъекций и особенно шприца Праваца.
В 1871 г. появилась первая работа K.Laehr "О злоупотреблении инъекциями морфина", в которой проводится сравнение между морфинизмом и алкоголизмом.
В 1874 г. английский химик K.R.Wright синтезировал из морфина героин, который, так же как и морфин, вначале применялся в качестве лечебного средства, а затем в первые десятилетия XX в. стало известно, что его наркотическое действие во много раз превышает
действие морфина.
Наркогенные свойства кодеина стали широко известны лишь в
30-х годах XX столетия, хотя первое упоминание о возможности привыкания к кодеину появилось в 1905 г.
Наркотический эффект вышеперечисленных препаратов опия различается только по клиническим проявлениям абстинентного синдрома и темпам формирования наркомании. Во всех случаях речь идет о морфиноподобном эффекте и поэтому злоупотребление различными препаратами опия часто называют морфинным типом наркомании.
Морфинизм и опийная наркомания являются наиболее распространенными и наиболее изученными формами наркомании.
Препараты опия используются путем курения, вдыхания, их принимают
внутрь, вводят парентерально. Такие препараты, как морфий, омнопон, промедол, а также кустарные препараты, приготовленные из химически обработанной маковой соломки, вводят преимущественно внутривенно.
Героин вводят внутривенно или употребляют путем вдыхания.
Кодеин употребляют внутрь.
Часто наркоманы начинают наркотизацию с вдыхания
героина, а в дальнейшем переходят на его внутривенное введение. Но иногда больные сразу начинают применять наркотики внутривенно.
Наиболее наркогенным препаратом является героин. Считают, что его
наркогенный эффект в 4—5 раз выше морфинного.
Некоторые самодельные препараты, приготовленные из химически обработанной маковой соломки или опия-сырца, дают героиноподобный эффект.
9. Клинико-психологическая характеристика формирования зависимости от наркотиков, содержащих каннабинолы.
Каннабинол – основное наркотическое вещество конопли. Как и остальные наркотические составляющие конопли (а их известно более 60-ти), он вызывает различные психические расстройства.
В зависимости от способа приготовления конопли в ней может содержаться от 5 до 12% каннабинола. Однако это вовсе не означает, что употребление конопли с сушеных верхушек (5% каннабинола) может быть менее вредно, нежели из ее цветков (8-12% каннабинола). Многие молодые люди, употребляющие коноплю, а чаще всего это именно молодые люди, смогут назвать некоторые субъективные различия в эффекте, но действие на организм каннабинол оказывает одинаковое и в том, и в другое случае. И действие это негативное и необратимое.