Постинфарктный аутоиммунный синдром Дресслера
Постинфарктный аутоиммунный синдром Дресслера характеризуется перикардитом, которому могут сопутствовать плеврит, пневмонит и поражение синовиальных оболочек суставов.
Он рассматривается как аутоиммунный синдром, тождественный постперикар-диотомному синдрому, наблюдаемому в кардиохирургии, и обусловленный появлением аутоантител к мио-кардиальным и перикардиальным антигенам.
Определенное значение придается также антигенным свойствам крови, попавшей в полость перикарда.
Антитела к тканям сердца обнаруживались неоднократно при постинфарктном синдроме, однако их постоянно находят и у больных инфарктом миокарда без каких-либо признаков этого синдрома, хотя и в меньшем количестве.
Высказывались и предположения о возможной роли вирусной инфекции.
Синдром развивается обычно на 2—4-й неделе после возникновения инфаркта миокарда, однако эти сроки могут уменьшаться до одной недели («ранний синдром Дресслера», который может быть принят за эпистенокардический перикардит) и увеличиваться до нескольких месяцев.
Первоначально считалось, что постинфарктный синдром возникает примерно у 4% больных [Dressier W., 1959]. М.Я. Руда и А.П. Зыско (1981) указывали, что с учетом атипичных и малосимптомных форм его частота достигает приблизительно 15—23%.
Несомненно, однако, что в последующие годы частота синдрома Дресслера уменьшилась.
Клиническая картина постинфарктного синдрома проявляется подъемом температуры тела, появлением болей в области сердца, за грудиной и, нередко, в боковых отделах грудной клетки, усиливающихся при дыхании, шума трения перикарда и плевры; возможно появление фокуса мелкопузырчатых хрипов (пневмонит) и суставных болей.
Связь болей с перикардитом и плевритом далеко не всегда сразу становится очевидной; у многих больных предполагают рецидив инфаркта миокарда, тем более что боль может .быть весьма сильной и требовать инъекций анальгетиков.
Лейкоцитоз и увеличение СОЭ также иногда ошибочно относят к проявлениям новых очагов некроза.
Перикардит, являющийся основой синдрома и его обязательным элементом, обычно протекает не тяжело: боли уже через несколько дней стихают; экссудат в полости перикарда почти никогда не накапливается в таком количестве, чтобы ухудшить кровообращение (в этих редких случаях тоны сердца становятся глуше, набухают печень и шейные вены и могут появиться другие симптомы правожелудочковой недостаточности).
Накопление экссудата и его последующее исчезновение хорошо устанавливаются при эхокардиографии. На ЭКГ может произойти конкордантный подъем сегмента ST в стандартных отведениях, а при накоплении экссудата может снизиться амплитуда комплекса QRS во всех отведениях.
Однако на фоне «инфарктной» электрокардиографической кривой характерное конкордантное смещение сегмента ST с горизонтальным или вогнутым книзу его подъемом регистрируется далеко не всегда.
Сам факт электрокардиографической динамики в сочетании с болями в области сердца, тем более при их загрудинной локализации, создает дополнительные сложности в дифференциальной диагностике синдрома Дресслера и рецидива инфаркта миокарда.
При преобладании плевральных болей ошибочно диагностируется инфаркт легкого с инфарктной плевропневмонией.
Постинфарктный синдром даже при тяжелом течении не ведет к летальному исходу.
Если же эти больные погибают от других осложнений острого инфаркта миокарда, на вскрытии обнаруживается фибринозный перикардит, у части больных с серозным или серозно-геморрагическим экссудатом.
В отличие от эпистенокардического перикардита здесь воспаление перикарда чаще имеет диффузный характер.
Плеврит может быть сухим и экссудативным, односторонним и двусторонним, с характерной клинической картиной.
Появление шума трения плевры обычно способствует правильной диагностике (может быть заподозрен и инфаркт легкого).
Если же обнаруживается жидкость в плевральных полостях без предшествовавшего шума трения плевры, то у больного с тяжелым инфарктом миокарда нередко ошибочно предполагают нарастание недостаточности кровообращения.
Экссудат, как и в полости перикарда, может быть серозным или серозно-геморрагическим, при цитологическом исследовании определяется много эозинофилов и лейкоцитов.
Нередко плеврит носит междолевой характер и не сопровождается обычными физикальными симптомами.
В таких случаях диагноз устанавливается лишь с помощью рентгенологического исследования, которое проводится в связи с появлением шума трения перикарда или из-за возникшего подозрения на пневмонию у больного с гипертермией.
Пневмонит при синдроме Дресслера выявляется реже, чем перикардит и плеврит.
Появляется картина пневмонического фокуса с ограниченным участком мелкопузырчатых хрипов.
Если очаг воспаления достаточно велик, отмечается и притупление перкуторного звука, ослабленное или жесткое дыхание.
Возможно появление мокроты, иногда с примесью крови, что вызывает предположение об инфаркте легкого.
При постинфарктном синдроме быстрая положительная динамика клинических симптомов при назначении глюкокортикостероидов столь характерна, что имеет диагностическое значение.
В качестве проявлений постинфарктного синдрома описаны геморрагический васкулит и острый гломе-РУлонефрит[РудаМ.Я., ЗыскоА.П., 1981].