Фабрично-заводская медицина.
Фабрично-заводская медицина.
23 июня 1912 г. правительством был принят закон о страховании рабочих в случае болезни и несчастных случаев. Организационную основу страховой медицины составляли больничные кассы, которые могли быть территориальными (общие) м профессиональными (при предприятиях). Средства больничных касс образовывались из взносов рабочих и из выплат промышленников. Максимум вычета с рабочих был равен 3% заработка; при большем числе участников кассы процент уменьшался. Размер взносов владельца предприятия был определен в 2/3 суммы взносов, взимаемой с участников кассы.
Закон устанавливал, что лечение рабочих должно было производиться за счет владельцев предприятий, но содержание собственных больниц, даже при крупных заводах и фабриках, признавалось для предпринимателей необязательным.
Больничные кассы обеспечивали рабочих 3 видами пособий: болезнь и несчастный случай (от 25 до 75% заработка), роды (50-100 %) и погребение в случае смерти застрахованного (100 - 150 % месячного заработка).
Здравоохранение России в период становления и развития государственной системы здравоохранения (1917-1940 гг.)
Здравоохранение в 1917- 1925 г.
Основные задачи этого периода:
Строительство новой системы организации медико-санитарной службы в Красной Армии
Борьба с эпидемиями
Привлечение медицинских работников к активной работе и создание необходимых учреждений для оказания медицинской помощи населению
Охрана материнства и младенчества.
26 октября 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был образован медико-санитарный отдел, которому поручалось начать реорганизацию медико-санитарного дела в стране.
Специального Комиссариата здравоохранения не было, но в различных Комиссариатах организовывались медицинские коллегии. 24 января 1918 г. медицинские коллегий всех Комиссариатов были объединены в Совет врачебных коллегий,который стал высшим медицинским органом в стране.
11 июля 1918 г. СНК принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения».Народным комиссаром здравоохранения был назначен Н. А. Семашко.
Большое значение имела организация Главного Военно-санитарного управленияКрасной Армии: проводились специальные меры по борьбе с эпидемиями в войсках и среди гражданского населения, устраивались «недели чистоты», «банные недели», на железнодорожных и водных станциях организовывались санпропускники, было налажено санитарное просвещение.
Медицинская помощь рабочимрегламентировалась декретом от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни», который обязывав больничные кассы оказывать застрахованным (рабочим, служащим и членам их семей) бесплатную помощь.
В феврале 1919 г. руководство Наркомздрава пришло к выводу, что все медицинские учреждения в стране должны быть только государственными.
Несмотря на тяжелейшие условия рассматриваемого периода именно в эти годы был провозглашен приоритет профилактической медицины, начат комплекс мероприятий по борьбе с социальными болезнями - туберкулезом, венерическими заболеваниями.
1921-1925 гг.проходили под знаком восстановления разрушенной медицинской сети. Число медицинских учреждений в городах и сельской местности возрастало. Была проведена реформа медицинского образования, стали открываться новые медицинские факультеты университетов. К концу периода наметились некоторые тенденции к улучшению состояния здоровья населения: сократилась заболеваемость и смертность от острозаразных болезней, общая смертность снизилась до 20,3 на 1000 населения.
Субъекты медицинского страхования
Прямые:
гражданин страхователь
страховая медицинская организация
медицинское учреждение фонды обязательного медицинского страхования
Косвенные:
профсоюзы политические партии общества защиты потребителей
профессиональные медицинские ассоциации налоговая служба и др.
Компоненты качества
Выделяют три компонента качества медицинской помощи:
1. Структурное качество (качество структуры)
2. Качество технологии (качество процесса)
3. Качество результата
Структурное качество — это составляющая качества медицинской помощи, описывающая условия ее оказания. В понятие «условия» включаются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и пополнение расходных материалов рациональность использования всех видов ресурсов, финансирование ЛПУ и т. д.
Структурное качество может определяться на двух уровнях:
1. По отношению к медицинскому учреждению в целом с его материально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией работы, сервисными условиями
2. По отношению к каждому медицинскому работнику в отдельности --оценка профессиональных качеств медицинского работника
Качество технологии - это составляющая качества медицинской помощи, описывающая процесс оказания медицинской помощи.
Качество технологии описывает алгоритм оказания медицинской помощи от момента постановки диагноза до окончания лечения. Проверяется, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален. При этом предполагается, что объем выполненных манипуляций должен быть не меньше, но и не больше оптимального, а последовательность их выполнения - строго выдержана.
Качество технологии оценивается только па одном уровне по отношению к конкретному пациенту.
Качество результата это составляющая качества медицинской помощи, описывающая результат оказания медицинской помощи, т.е. соотношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми).
Качество результата можно оценивать на трех уровнях: 1. По отношению к конкретному больному - оценивается, насколько достигнутые результаты лечения данного пациента близки к возможным результатам его лечения. По отношению ко всем больным, обратившимся в ЛПУ за какой-либо период (обычно за год). Оцениваются летальность, послеоперационная летальность, частота послеоперационных осложнений и др. По отношению к населению в целом — оцениваются показатели здоровья населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости и т. д.)
Цель ведомственного контроля- контроль всех компонентов качест-ва медицинской помощи.
Задачи ведомственного контроля:
1. оценка состояния и использования ресурсов
2. оценка профф свойств работников
3. экспартиза проц оказания мед помощи
4. выявление и обоснование дефектов, врачебн ошибок
5. подготовка рекомендаций для руководителя.
6. Изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);
7. Расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи
8. Выбор наиболее рациональных управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.
Субъекты ведомственного контроля:
1) Медицинские учреждения
1. I ступень - заведующие подразделениями
2. II ступень - заместители руководителей учреждений по клинико-экспертной работе, лечебной помощи и др.
3. III ступень - клинико-экспертные комиссии учреждений
2) Органы управления здравоохранением - контроль осуществляется клинико-экспертными комиссиями органов, главными штатными и внештатными специалистами органов управления всех уровней.
19. Вневедомственный контроль качества, его субъекты, средства и механизм контроля. Виды стандартов.
Задачи вневедомственного контроля:
1. Анализ результатов оказания медицинской помощи населению
2. Подготовка рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением
3. Изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью
4. Проверка выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком
5. Проверка выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями
6. Контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан
7. Оценка возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;
8. Контроль правильности применения тарифов и соответствия предъявляемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи
Субъекты вневедомственного контроля:
1. Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК)
2. Страховые медицинские организации
3. Профессиональные медицинские ассоциации
4. Фонды обязательного медицинского страхования
5. Страхователи
6. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы
7. Госстандарт России и его территориальные органы и др.
Медицинские стандарты
Медицинские стандарты - это нормативно-технические документы, регламентирующие нормы, правила, обязательные требования к объекту стандартизации и утвержденные компетентным органом.
Выделяют следующие виды медицинских стандартов:
I. По административно-территориальному делению:
1. Международные
2. Национальные - утверждаются на федеральном уровне и обязательны для исполнения на всей территории страны
3. Территориальные •- разрабатываются субъектом Федерации на основе уточнения национальных стандартов
4. Локальные - стандарты, принятые в конкретном медицинском учреждении.
II. По объектам стандартизации:
1. Структурно-организационные стандарты — стандарты на ресурсы, требования к материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению. Устанавливают обязательные требования к условиям оказания медицинской помощи в ЛПУ
2. Профессиональные, стандарты - квалификационные требования к профессиональным качествам медицинских работников
3. Стандарты технологии - предусматривают перечень необходимых лечебно-диагностических манипуляций по наблюдению больных конкретной нозологической формой с учетом пола, возраста, ряда других биологических факторов.
III. По механизму использования:
1. Простые (соответствует - не соответствует)
2. Групповые (в сертификате указывается соответствие одной из категорий, представляющих различный уровень качества)
Достоинства и недостатки медицинских стандартов приведены в таблице.
Достоинства стандартов
1 Относительно высокая объективность (по сравнению с экспертной оценкой) 2. Высокая «пропускная способность» -возможность оценки большего числа объектов
Недостатки стандартов
1. Значительные финансовые и трудовые затраты при разработке стандартов.
2. Необходимость регулярного пересмотра стандартов
3. Далеко не везде можно разработать и применить стандарты
Время простоя койки
356 дней - среднегодовая занятость койки (фактическая)/средний оборот койки
(2) Основные стоимостные показатели
1. Стоимость одного койко-дня
сумма расходов больницы/Практически проведенное число койко-дней
Родильный дом
Современный родильный дом может включать в себя следующие подразделения: акушерский стационар, женская консультация, центр планирования семьи, медико-генетическая консультация, подразделения пренаталь-гюй диагностики, служба реанимации и интенсивной терапии, отделения
выхаживания новорожденных и недоношенных, отделения патологии беременности, гинекологическое отделение, выездные бригады специализированной помощи и др.
Обычно родильные дома оказывают помощь населению по территориальному признак}'. Однако первая и неотложная помощь беременным женщинам, обратившимся в родильный дом, оказывается вне зависимости от их места жительства.
Направление в родильный дом для оказания неотложной помощи осуществляется станцией (отделением) скорой и неотложной помощи, а также врачом акушером-гинекологом, врачами других специальностей и средними медицинскими работниками. Женщина также может самостоятельно обратиться в родильный дом.
В родильный дом подлежат госпитализации беременные (при наличии медицинских показаний), роженицы и родильницы в раннем послеродовом периоде (в течение 24 часов после родов) в случае родов вне лечебного учреждения.
Структура акушерского стационара (родильногодома):
1. Приемно-смотровой блок
2. Первое акушерское (физиологическое) отделение
3. Второе акушерское (обсервационное) отделение
4. Родовой блок
предродовые палаты
родовые палаты
палата интенсивной терапии
детская комната
малая и большая операционные
санитарные помещения
5. Послеродовое отделение
6. Палата интенсивной терапии новорожденных
7. Отделение патологии беременных
На каждую женщину, поступившую в родильный дом, в приемно-смотровом блоке оформляют. «Историю родов», производя запись в «Журнале учета приема беременных, рожениц и родильниц» и в алфавитную книгу.
Прием женщин в приемно-смотровомблоке ведет врач (в дневные часы - врачи отделений, затем - дежурные врачи) или акушерка, которая при необходимости вызывает врача.
В результате сбора анамнеза, осмотра, знакомства с документами женщины в комнате-фильтре разделяются на два потока: с абсолютно нормальным течением беременности, направляемые в первое акушерское отделение,и представляющие «эпидемиологическую опасность» для окружающих, направляемые в обсервационное отделение.
В смотровых физиологического и обсервационного отделений проводят объективное обследование женщины, ее санитарную обработку, выдают комплект стерильного белья, берут на анализы кровь и мочу.
Из смотровой в сопровождении медицинского персонала женщина переходит в родовой блок или отделение патологии беременных.
Родовой блоквключает: предродовые палаты, родовые палаты, палату интенсивной терапии, детскую комнату, малую и большую.операционные, санитарные помещения.
В предродовой палате женщина проводит весь первый период родов. Дежурная акушерка или врач постоянно наблюдают за состоянием роженицы. В конце первого периода родов женщина переводится в родовую палату (родильный зал.). После рождения ребенка акушерка показывает ребенка матери, обращая внимание на его пол и наличие врожденных аномалий развития (если таковые имеются). Далее ребенка переносят в детскую комнату. Родильница должна находиться в родовом отделении под наблюдением не менее 2 часов, а затем переводится на каталке вместе с ребенком в послеродовое отделение.
Послеродовое физиологическое отделениезаполняется циклично -одну палату разрешается заполнять роженицами не более трех суток. Цикличности заполнения материнских палат должна соответствовать цикличность заполнения палат новорожденных, что позволяет здоровых детей выписывать с матерями в одно и то же время.
При появлении у рожениц или новорожденных первых признаков заболеваний их переводят во второе акушерское (обсервационное отделение)или в другое специализированное учреждение.
Отделение патологии беременныхорганизуются в крупных родильных домах с мощностью 100 коек и более. В него госпитализируют женщин с экс'фагенитальными заболеваниями, осложнениями беременности (тяжелые токсикозы, угроза прерывания и т. д.), с неправильным положением плода, с отягощенным акушерским анамнезом.
Выписка осуществляется через специальные выписные комнаты,раздельные для родильниц из физиологического и обсервационного отделений.
Женская консультация
Женская консультация- лечебно-профилактическое учреждение диспансерного типа, оказывающее все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению.
Основные задачи женской консультации:
1. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний.
2. Оказание лечебной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории.
3. Проведение работы по контрацепции и профилактике абортов.
4. Внедрение в практику работы современных достижений по диагностике и лечению
5. Проведение гигиенического воспитания и обучения населения, формирование здорового образа жизни.
6. Оказание социально-правовой помощи женщинам.
7. Обеспечение преемственности с акушерско-гинекологическими стационарами и другими ЛПУ
Основными Структурными подразделениямисовременной женской консультации являются: регистратура, кабинеты участковых акушеров-гинекологов, кабинеты по профилактике беременности, кабинеты психопрофилактической подготовки к родам, физиотерапевтический кабинет, манипуляционная, кабинеты для приема терапевта, онкогинеколога, венеролога, стоматолога, социально-правовой кабинет, комната «молодой матери», операционная для проведения амбулаторных операций, эндоскопический кабинет, цитологическая лаборатория, клинико-диагностическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики, рентгеновский кабинет, кабинет для административно-хозяйственных нужд.
В крупных женских консультациях могут быть организованы дневные стационары.
Женская консультация строит свою работу по участковому принципу. Должности врачей акушеров-гинекологов устанавливаются из расчета 1 должность на 6000 человек взрослого населения, а при наличии в его составе свйше 55% женщин - 1 должность на 3300 женщин старше 15 лет.
Участковый акушер-гинеколог основную часть рабочего времени проводит на амбулаторном приеме, чередуя приемы в утренние и вечерние часы, а также оказывает помощь на дому женщинам, которые но состоянию здоровья не могут сами явиться в консультацию.
Показатели работы женской консультации
1) Своевременность поступления, беременных под наблюдение консультации
1. Процент раннего поступления (на сроках до 12 недель)
2. Процент позднего поступления (на сроках 28 недель и более)
2) Частота ошибок в определении сроков родов
1. Процент женщин, родивших ранее установленного срока на 15 дней и более
2. Процент женщин, родивших позже установленного срока на 15 дней и более
3) Среднее число посещений беременными консультации
1. До родов
2. После родов
3. Не посетивших консультацию
4) Процент различных осложнений беременности
5) Смертность беременных (на 1000 беременных)
6) Исходы беременности (родами в срок, преждевременными родами) — в процентах
7) Частота абортов и др.
Стоматологическая помощь.
В сложных случаях, а также для протезирования, больные из сельского врачебного участка направляются в центральную районную больницу (ЦРБ). Здесь больной может получить не только амбулаторную, но и стационарную стоматологическую помощь.
32. Структура, организация работы и основные задачи областной больницы. Управление здравоохранением области.
Областной этап медицинской помощи сельскому населению подразумевает оказание высококвалифицированной медицинской помощи по всем специальностям.
Областной этап включает в себя такие учреждения как областная больница с поликлиникой, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр государственного сапэпиднадзора и др.
Областная больница оказывает высококвалифицированную и спе-циализировашгую лечебную помощь, является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.
Функции областной больницы:
1. Обеспечение высококвалифицированной, специализированной, консультативной и стационарной медицинской помощью
2. Оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям
3. Оказание экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации
4. Руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области
5. Анализ качественных показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности, разработка мероприятий, направленных на их снижение
6. Проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала.
Структурными подразделениямиобластной больницы являются: стационар, консультативная поликлиника, лечебно-диагностические отделения, кабинеты и лаборатории, оргметодотдсл с отделением медицинской статистики, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи. В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисты комитета по здравоохранению (главные хирург, терапевт, педиатр) и внештатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями).
Коечная мощность областной больницы зависит от численности населения области. Наиболее целесообразны областные больницы на 700 - 1000 коек со всеми специализированными отделениями.
Областная консультативная поликлиника выполняет следующие задачи:
1. Диагностика и лечение больных, направленных из медицинских учреждений участкового или районного уровня
2. Определение нуждаемости в стационарной помощи в отделениях областной больницы.
3. Оценка качества работы сельских врачей, районных и участковых больниц
В областную поликлинику больные направляются, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов. Для равномерного распределения потока больных, областная поликлиника регулярно сообщает о наличии свободных мест в общежитии, в отделениях больницы, согласовывает сроки поступления больных из учреждений сельской местности.
На каждого больного консультативная поликлиника дает медицинское заключение, в котором указывается диагноз заболевания, проведенное лечение и дальнейшие рекомендации. Поликлиника систематически анализирует случаи расхождения диагнозов, ошибки, допущенные врачами лечебно-профилактических учреждений районов при обследовании и лечении больших на местах.
Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, используя средства санитарной авиации или другой транспорт, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленные населенные пункты.
В областной или краевой, республиканской больнице стоматологическая амбулаторная и стационарная помощьоказывается жителям облас- -ти по всем видам: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, орто-донтическая.
Для управления здравоохранением области вобластной больнице создается отдел клинико-экснертной и организационно-экономической работы.Он выполняет организационные, методические, научно-практические, планово-нормативные, статистические, кадрово-штатные и другие функции. Отдел является базой управления областным здравоохранением.
33. Организация санитарно-эпидемиологической службы в России. Структура центра санитарно-эпидемиологического надзора. Предупредительный и текущий надзор.
Деятельность санитарно-эпидемиологической службы России регламентируется Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»(12 марта 1999 г.)
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации - единая Федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
Система государственной санитарно-эпидемиологической агужбы Российской Федерации включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
органы и учреждения государственной, санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте.
Организацию деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, городов, районов, на транспорте, главные государствешгые санитарные врачи федеральных органов.
Основной задачейгосударственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания на организм человека.
Основной структурной единицей государственной санитарно-эпидемиологической службы является центр государственного санитарного надзора (ГСЭН).
ГСЭН является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний среди населения и формированию здорового образа жизни.
Центр ГСЭН может обслуживать городское и сельское население, численностью до 100 тыс. человек. Включает следующие подразделения: I. Управление Госсанэпиднадзора
1.1. Санитарно-гигиенический отдел:
отдел коммунальной гигиены и санитарной экологии отделение гигиены труда; отделение гигиены питания; отделение гигиены детей и подростков; отделение радиационной гигиены.
1.2. Отдел эпидемиологического надзора
1.3. Отделение профилактической дезинфекции
1.4. Отдел лабораторного обеспечения:
санитарно-гигиеническое отделение (физико-химических, токсикологических, аналитических методов исследования; исследование радиационных и физических факторов);
санитарно-бактериологическое отделение (бактериологических, вирусологических и наразитологических исследований).
Первичная заболеваемость
Число вновь возникших заболеваний х 1000/Средняя численность населения
Структура заболеваемости
Число всех вновь возникших заболеваний - 100 %/Число сердечно-сосудистых заболеваний - х % Число заболеваний органов дыхания - у % и тд.
Инфекционная заболеваемость
О каждом случае возникновения инфекционного заболевания должны быть оповещены органы ГСЭН. Инфекции, о которых необходимо оповещать, можно разделить на 4 группы:
1. Карантинные инфекции (чума, холера, натуральная оспа, желтая лихорадка)
2. Туберкулез, сифилис, гонорея, трахома, грибковые заболевания, лепра -информация об этих заболеваниях собирается системой специализированных лечебно-профилактических учреждений
3. Заболевания, о которых лечебно-профилактическое учреждение представляет только суммарную (цифровую) информацию в органы сан-эпиднадзора и которые по классификации не относятся к классу инфекционных заболеваний (грипп, ОРВИ);
4. Заболевания, о каждом случае которых делаются сообщения в местные органы санэпиднадзора с приведением детальных сведений о заболевании (брюшной тиф, паратифы и другие сальмонеллезы, дизентерия, энтериты, детские инфекции, менингиты, энцефалиты, инфекционный гепатит, столбняк, полиомиелит, бешенство и др.)
В случае обнаружения заболеваний 2 и 4 группы заполняется «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф.058/у).Этот документ служит для информации органов санэпиднадзора по месту обнаружения заболевания с целью принятия необходимых мер.
Для учета и контроля движения извещений в лечебно-профилактических учреждениях и органах санэпиднадзора-имеются специальные журналы (ф.ОбО/у), в которых ведется запись отправленных и полученных извещений.
На основании извещений и журналов органами санэпиднадзора ежемесячно составляется отчет «О движении инфекционных заболеваний» (ф.85-инф.), который является единственным источником информации для вышестоящих организаций об инфекционной заболеваемости.
О заболеваниях 3 группы органы санэпиднадзора получают информацию из лечебно-профилактических учреждений на основании ф.95 - грипп (суммарные сведения о числе зарегистрированных заболеваний ОРВИ и гриппом).
Основные показатели инфекционной заболеваемости:
Очаговость
Чисжгвьшв.чеиных инфекционных больных данным заболеванием х 100/Число очагов данного заболевания
3) Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями
К важнейшими неэпидемическим заболеваниям относятся: туберкулез, венерические заболевания, микозы, трахома, злокачественные новообразования, психические болезни и др. Эти заболевания требуют раннего выявления, всестороннего обследования больных, взятия их на диспансерный учет, постоянного наблюдения за ними и специального лечения, а в ряде случаев и выявления контактов.
При обнаружении данных заболеваний заполняется «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания» (ф.069/у) или «Извещение о больном с впервые в жшпи установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования» (ф. 090/у).
Составленное извещение в трехдневный срок пересылают в районный (городской) диспансер по месту жительства больного.
4) Заболеваемость: временной утратой трудоспособности
Существует две системы учета заболеваемости с ВУТ:
1) Сигнальная система -- выписав больничный лист врач сразу же сообщает об этом на место работы пациента. Это наиболее точный учет, однако в больших городах он сложно выполним.
2) Система последующего учета - наиболее распространенная По окончании заболевания листок нетрудоспособности сдастся администрации предприятия, после чего переходит в ведение профсоюзных органов для составления отчета.
Рассчитывают следующие показатели:
Оформление листка нетрудоспособности при амбулаторном и стационарном лечении иногородних пациентов.
При заболеваниях (травмах) и лечении в амбулаторных учреждениях листок нетрудоспособности открывается в день установления нетрудоспособности (в т.ч. в праздничные и выходные дни). Эта дата указывается в графе "Выдан". Не допускается выдача листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда больной ещё не был освидетельствован врачом. Лишь в исключительных случаях по решению КЭК листок нетрудоспособности может быть выдан за прошедший период.
Больным, обратившимся за медицинской помощью в конце рабочего дня, листок нетрудоспособности, по их желанию, может быть выдан со следующего календарного дня.
При обращении пациентов в нерабочий для амбулаторно-поликлинических учреждений время за медицинской помощью на станции скорой медицинской помощи и в приемные отделения больниц, документы удостоверяющие нетрудоспособность не выдаются. Врачами, фельдшерами станций скорой медицинской помощи и приемных отделений больниц больному выдается справка произвольной формы с указанием даты и времени обращения, диагноза, проведенных обследований, состояния трудоспособности, оказанной медицинской помощи. При сменном характере работы в случае нетрудоспособности пациента на момент обращения на основании этой справки врачом амбулаторно-поликлинического учреждения выдается листок нетрудоспособности за прошедший период, но не более 3-х дней. По показаниям листок нетрудоспособности продлевается в установленном порядке.
Лицам, направленным здравпунктом в ЛПУ и признанным нетрудоспособными, листок нетрудоспособности выдаётся с момента обращения в здравпункт.
При амбулаторном лечении больных на период инвазивных методов обследования и лечения (эндоскопические исследования с биопсией, химиотерапия по интермиттирующему типу, гемодиализ и др.) листок нетрудоспособности, по решению КЭК, может выдаваться прерывисто, на дни явки в ЛПУ. В этих случаях в листке нетрудоспособности указываются дни проведения процедур и освобождение от работы производится только на эти дни.
При стационарном печении в графе "находился в стационаре" указывается время лечения в больнице, режим - "стационарный", который после выписки из стационара может быть изменен на "амбулаторный", "санаторный".
При выписке из стационара листок нетрудоспособности выдаётся на весь период стационарного лечения, (для иногородних - с учётом дней для проезда к месту жительства), при сохранении нетрудоспособности может быть продлён ещё до 10 дней.
В случае длительного стационарного лечения и необходимости представления листка нетрудоспособности к оплате в графах "освобождение от работы" и "находился в стационаре" проставляются соответствующие сроки лечения, в графе "приступить к работе" записывается "продолжает болеть". При выписке из стационара ему выдаётся новый бланк, являющийся продолжением ранее выданного. При этом, в графе "находился в стационаре" записывается общая длительность стационарного лечения, а в графе "освобождение от работы" - сроки за минусом дней, указанных в ранее выданном листке, и с учётом дней, необходимых для проезда к месту жительства и (или) амбулаторного лечения.
Больным, нуждающимся в лечении в специализированных медицинских учреждениях, лечащие врачи выдают листок нетрудоспособности с последующим направлением в учреждение соответствующего профиля для продолжения лечения.
Для иногородних пациентовлисток нетрудоспособности выдаётся на весь период стационарного лечения с учётом дней для проезда к месту жительства.
46. Виды нарушения режима и порядок оформления листка нетрудоспособности при различных видах нарушения режима.
При оформлении листка нетрудоспособности в графе "режим" отмечается вид предписанного лечебно-охранительного режима, который может быть
1. "Стационарный"
2. "Амбулаторный"
3. "Домашний",
4. "Постельный"
5. "Санаторный"
В случае нарушения режимав графе "отметка о нарушении режима" ставится дата нарушения и его вид:
несоблюдение предписанного режима;
несвоевременная явка на приём к врачу;
алкогольное опьянение;
выход на работу без выписки врачом:
самовольный уход из ЛПУ;
выезд на лечение в другой административный район без разрешения врача;
отказ от направления или несвоевременная явка на медико-социальную экспертизу.
Оформление листка нетрудоспособности по беременности, родам и в случае прерывания беременности (по медицинским, социальным показаниям и при искусственном аборте).
По беременности и родам листок нетрудоспособности выдаётся врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий приём.
Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовреме