Амбулаторно-поликлинической помощи населению
Основным критерием объема амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой населению, является число врачебных посещений в поликлинике и на дому.
В соответствии со среднереспубликанскими нормативами объемов медицинской помощи, предоставляемой государственными организациями здравоохранения Республики Беларусь за счет средств бюджета, норматив объема амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений амбулаторно-поликлинических организаций и посещений больных врачами на дому в расчете на 1000 жителей и равен 10600 посещениям.
Посещение — контакт лица, обратившегося за медицинской помощью, консультацией, получением медицинского заключения или по другому поводу, с врачом в амбулаторно-поликлиническом учреждении (подразделении) или средним медицинским работником (на здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте) в часы, предусмотренные графиком работы для приема в учреждении или оказания помощи на дому.
Учету подлежат посещения к врачам:
· любых специальностей, ведущих амбулаторный, в том числе консультативный прием;
· вспомогательных отделений и кабинетов (лучевой терапии, физиотерапевтического, лечебной физкультуры, эндоскопии, функциональной диагностики и др.) при назначении процедур, в процессе контроля за лечением, после окончания назначенного курса лечения, а также в случаях, когда процедура или исследование проводится лично врачом;
· психотерапевтам при проведении групповых занятий: число посещений учитывается по числу больных, занимающихся в группе;
· здравпунктов, цеховым терапевтам и др., ведущим прием на здравпунктах в часы, выделенные для амбулаторного приема;
· оказывающим медицинскую помощь в специально выделенное для амбулаторного приема время при выездах в другие лечебно-профилактические учреждения (районные больницы, участковые больницы и амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты);
· дневных стационаров поликлиник и стационаров на дому.
Посещения, сделанные в течение дня больным к одному и тому же врачу, учитываются как одно посещение.
Профилактические осмотры детей в детских дошкольных учреждениях, школах, профилактические осмотры населения, включая периодические осмотры рабочих промышленных предприятий, предприятий и организаций сельского хозяйства, работников детских, коммунальных и других учреждений, включаются в число посещений, независимо от того, проведены ли они в стенах поликлиники или непосредственно на предприятиях (в учреждениях), при наличии соответствующей записи о проведенной работе в медицинской карте амбулаторного больного (ф. № 025/у–87), истории развития ребенка (ф. № 112/у), медицинской карте ребенка (ф. № 026/у).
Учету как посещения к врачам не подлежат:
· случаи оказания медицинской помощи персоналом станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи;
· обследования в рентгеновских кабинетах, лабораториях;
· случаи оказания медицинской помощи на занятиях физкультурой, учебно-спортивных сборах и др. спортивных мероприятиях;
· консультации врачами поликлиник больных, находящихся на лечении в стационаре;
· консультации амбулаторных больных врачами стационаров;
· случаи оказания медицинской помощи больным, не подлежащим госпитализации, в приемных отделениях стационаров;
· консультации и экспертизы, проводимые врачебно-консультативными комиссиями (ВКК);
· работа в военкомате.
Постановлением Минздрава РБ от 13.12.2007г. №161 утверждены отраслевые нормы времени обслуживания взрослого населения врачами государственных организаций (подразделений) здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, финансируемых за счет средств бюджета. В нижеприведенной таблице представлены нормативы для врачей городской поликлиники:
Наименование должности врача | Первичный прием | Время (в минутах) на 1 посещение | |
профилактический осмотр в выделенные дни или часы (в поликлинике и на выездах) | консультативное посещение в городской (районной) поликлинике | ||
Врач общей практики | - | ||
Врач-терапевт | |||
Врач-терапевт участковый | - | ||
Врач-акушер-гинеколог | |||
Врач-хирург | |||
Врач-уролог | - | - | |
Врач-офтальмолог | |||
Врач-оториноларинголог | |||
Врач-нейрохирург | - | - | |
Врач-ангиохирург, кардиохирург | - | - | |
Врач торакальный хирург | - | - | |
Врач-травматолог-ортопед | - | ||
Врач-проктолог | - | - | |
Врач-онколог, онколог-хирург | |||
Врач-невролог | |||
Врач-психиатр | - | ||
Врач- нарколог | - | - | |
Врач-реабилитолог | - | ||
Врач- эксперт | - | - | |
Врач лечебной физкультуры | - | - | |
Врач спортивной медицины | - | ||
Врач-дерматовенеролог | |||
Врач-аллерголог | - | - | |
Врач-эндокринолог | |||
Врач- гастроэнтеролог | - | - | |
Врач-гематолог | - | - | |
Врач-гериатр | - | ||
Врач-кардиолог | |||
Врач-ревматолог | . | ||
Врач-пульмонолог | - | - | |
Врач-нефролог | - | - | ]5 |
Врач-профпатолог | - | ||
Врач-инфекционист | - | ||
Врач-фтизиатр | - | - | |
Врач-стоматолог-терапевт | |||
Врач-стоматолог | |||
Врач-стоматолог-ортодонт | - | - | |
Врач-стоматолог-ортопед | - | ||
Врач-стоматолог-хирург | - | ||
Врач-челюстно-лицевой хирург | - | - | |
Врач-сексолог | - | - |
Чтобы установить план посещений для поликлиники необходимо провести расчет годового бюджета рабочего времени для врачей, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, определить число посещений в поликлинике и на дому в расчете на одну врачебную должность.
В качестве норматива нагрузки для врачей амбулаторного приема устанавливается плановая функция врачебной должности.
Функция врачебной должности — расчетный норматив годовой нагрузки на одну врачебную должность (по определенной специальности), выраженный плановым числом врачебных посещений в год в пределах годового баланса рабочего времени по данной должности. В нормативе должна учитываться гарантированная бесплатная медицинская помощь (платные услуги не включаются).
Для расчета плановой функции врачебной должности необходимы следующие данные:
1) годовой бюджет рабочего времени, выраженный в часах (рассчитывается по каждой врачебной должности) в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели (5-ти или 6-дневной);
2) нормы нагрузки (обслуживания) на 1 час работы по каждой врачебной должности: посещение по поводу заболевания или для профилактического осмотра, консультативный прием, посещение на дому и др.;
3) утвержденный руководителем медицинского организации график работы врачей, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (время приема в поликлинике, время для обслуживания пациентов на дому, время для проведения профилактических осмотров, время для выполнения амбулаторных хирургических операций и лечебно-диагностических манипуляций, для выездных форм обслуживания пациентов и др.).
Плановая функция врачебной должности рассчитывается как произведение расчетной нагрузки врача-специалиста в час и планового количества рабочих часов за год. В соответствии со статьей 87 Трудового Кодекса Республики Беларусь нормы времени на обслуживание населения определяются по согласованию с профсоюзным комитетом на основании хронометража рабочего времени и конкретных условий работы специалистов (компактность и отдаленность участков, обеспечение транспортом и др.). Исходя из установленных норм времени рассчитывается средняя норма нагрузки (среднее число посещений на 1 час) по каждой должности врача-специалиста. Для участкового врача-терапевта расчетная нагрузка при приеме в поликлинике составляет около 4,5 посещений в час, при приеме на дому — около 2 посещений в час.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Диспансеризация — метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья всех групп населения (здоровые, практически здоровые, больные).
В соответствии с «Инструкцией о порядке организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь», утвержденной постановлением Минздрава РБ от 12.10.2007г. № 92, диспансерное наблюдение взрослого населения представляет собой систему медицинских мероприятий, направленных на выявление заболеваний или факторов, влияющих на их возникновение, для оценки состояния здоровья каждого гражданина Республики Беларусь, которая включает:
1) диспансерный осмотр;
2) диспансерное динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
3) пропаганду здорового образа жизни, воспитание интереса и ответственности к своему здоровью.
Граждане Республики Беларусь имеют право пройти диспансерный осмотр и при наличии медицинских показаний находиться под диспансерным наблюдением в организациях здравоохранения, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь взрослому населению.
В отделении (кабинете) профилактики организации здравоохранения заполняется медицинская карта амбулаторного больного (форма № 025/у) и учетная форма № 131/у — Д «Карта учета диспансерного наблюдения».
Диспансерный осмотр выполняется в объеме исследований, определенных для каждой возрастной группы взрослого населения:
1) 18–29 лет: измерение АД, ИМТ, общий анализ крови (СОЭ, лейкоциты, гемоглобин), мочи, глюкоза крови (по показаниям), флюорография, осмотр врача гинеколога и молочных желез (женщины);
2) 30–39 лет: измерение АД, ИМТ, общий анализ крови (СОЭ, лейкоциты, гемоглобин), мочи, глюкоза и холестерин крови (по показаниям), ЭКГ, осмотр врача-акушера-гинеколога и молочных желез (женщины), флюорография;
3) 40 лет и старше: измерение АД, ИМТ, общий анализ крови (СОЭ, лейкоциты, гемоглобин), мочи, глюкоза крови, холестерин крови, оценка риска сердечно сосудистых заболеваний по таблице SCORE, измерение внутриглазного давления, ЭКГ, осмотр врача акушера-гинеколога и молочных желез (женщины), исследование предстательной железы (мужчины), флюорография.
Результаты диспансерного осмотра фиксируются в медицинской карте амбулаторного больного (форма № 025/у), карте учета диспансерного наблюдения.
Для проведения скрининговых медицинских осмотров допускается использование автоматизированных (компьютерных) технологий (без заполнения карты учета диспансерного наблюдения).
С учетом результатов проведенных лабораторных, клинических и инструментальных исследований и с целью планирования проведения необходимых медицинских мероприятий, врачом отделения (кабинета) профилактики организации здравоохранения определяется принадлежность гражданина к группе диспансерного динамического наблюдения:
Д (I) — здоровые граждане, не предъявляющие жалоб на состояние здоровья, у которых в анамнезе или во время диспансерного осмотра не выявлены острые, хронические заболевания или нарушения функций отдельных органов и систем организма, а также, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья (без тенденции к прогрессированию), не оказывающие влияния на трудоспособность;
Д (II) —практически здоровые граждане, имеющие в анамнезе острые заболевания или факторы риска хронических заболеваний;
Д (III) — граждане, имеющие хронические заболевания, с умеренными или выраженными нарушениями функции органов и систем организма, с периодическими обострениями и снижением работоспособности, кратность диспансерных осмотров которых определяется в соответствии с примерной схемой диспансерного динамического наблюдения (см. приложение).
В каждой группе диспансерного динамического наблюдения следует учитывать граждан с факторами риска возникновения определённых заболеваний или обострения имеющегося хронического заболевания.
При определении группы диспансерного динамического наблюдения могут быть использованы результаты предшествующих диспансерному осмотру медицинских осмотров, в том числе лабораторных, клинических и инструментальных исследований, если их давность не превышает 12 месяцев.
Для граждан, состоящих в группе диспансерного наблюдения Д (II), врачом отделения (кабинета) профилактики организации здравоохранения составляется индивидуальная программа профилактики факторов риска развития заболеваний. Граждане, состоящие в группе диспансерного наблюдения Д (III), перенесшие некоторые острые заболевания, операции, травмы, имеющие повышенный риск возникновения различных заболеваний и подвергающиеся воздействию вредных условий труда ставятся на диспансерный учет для дальнейшего диспансерного наблюдения у врачей — терапевтов участковых, врачей — специалистов соответствующего профиля, врача общей практики.
Отказ гражданина от диспансерного динамического наблюдения фиксируется в медицинской карте амбулаторного больного (форма №025/у), заверяется его подписью и врача организации здравоохранения.
Для оценки организации и качества диспансеризации используются следующие показатели:
Полнота Число лиц, состоявших на
охвата диспансерном учете на конец
населения отчетного года
диспансер- = ------------------------------ х 1000
ным Среднегодовая численность
наблюдением прикрепленного населения
Число больных, взятых на
Своевремен- диспансерный учет в течение
ность года из числа лиц с впервые
взятия установленным диагнозом
больных на = ------------------------------- х 100
диспансер- Число лиц с впервые в данном
ный учет году установленным диагнозом
Число больных, состоящих на
диспансерном учете по поводу
данного заболевания с улучшением
(ухудшением, без изменения
Эффектив- состояния) на конец
ность отчетного года
диспансе- = ------------------------------- x 100
ризации Общее число больных,
состоящих на диспансерном учете
по поводу данного заболевания
на конец отчетного года
Кроме того, можно использовать следующие конечные результаты проводимой диспансеризации:
1) Признано здоровыми (в %)
2) Переведено из 3 группы диспансерного наблюдения во 2-ю (в %)
3) Переведено из 2 группы диспансерного наблюдения в 1-ю (в %)
4) Оценка изменения в состоянии больных по критериям: выздоровление, улучшение, без изменения, ухудшение, смерть
5) Оценка показателей, характеризующих качество осуществления диспансеризации: соблюдение сроков осмотров, полнота проведения лечебных и оздоровительных мероприятий
Также эффективность диспансеризации характеризуется снижением общей заболеваемости, уменьшением числа случаев и дней временной нетрудоспособности, динамикой показателей летальности, смертности и частоты выхода на инвалидность среди больных.
ПЕРВИЧНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для управления амбулаторно-поликлинической организацией, оперативного и перспективного планирования необходима соответствующая информация. Одним из источников такой информации являются первичные медицинские документы и формы государственной и ведомственной статистической отчетности. Все медицинские работники лечебно-профилактических организаций заполняют соответствующие первичные медицинские (учетные) документы. После специальной обработки первичной медицинской документации отдельные сведения из них попадают в формы статистической отчетности. Большинство действующих сегодня форм первичной медицинской документации, используемых в амбулаторно-поликлинических организациях, утверждены приказом МЗ СССР от 04 октября 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».