Правовые и организационные основы предупреждения ОВД административных правонарушений и преступлений в сфере оборота наркотических средств
К основным международным правовым актам, регламентирующим процесс борьбы с наркотизмом, относятся:
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.
Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ производство наркотических средств и порядок их использования относятся к ведению РФ.
Законы РФ:
– Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Указы Президента РФ:
– Указ Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
– Указ Президента РФ от 18.10.2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (вместе с «Положением о государственном антинаркотическом комитете»).
Постановления Правительства РФ:
– Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 г. № 1219 «О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ».
– Постановление Правительства РФ от 07.02.2006 г. № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации».
– Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 г. № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».
– Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
– Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами».
– Постановление Правительства РФ от 28 июля 2000 г. № 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью».
Приказы правоохранительных органов:
– Приказ ФСКН РФ от 22.12.2006 № 430 «Об утверждении инструкции по организации работы с обращениями граждан и осуществлению личного приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2004 г. № 145 «О создании межведомственного совета по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
– Постановление Пленума ВС РФ от 15.06.2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
Правовое обеспечение противодействия наркомании и наркотизму в Омской области осуществляется также на основе:
– Закон Омской области от 1 июля 1999 г. № 202-ОЗ «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Омской области».
– Закон Омской области от 6 июня 2007 г. № 922-ОЗ «О целевой программе Омской области «Профилактика наркомании на территории Омской области» на 2007-2011 годы».
– Указ Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 г. № 144 «Об образовании антинаркотической комиссии Омской области».
– Постановление главы Администрации Омской области №10 от 2008 г. «О создании Омского областного фонда борьбы с наркоманией».
Согласно положений (проекта)Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы» реализация более 70% пунктов возлагается на МВД РФ, которое возглавляет список исполнителей, состоящий из более 30 федеральных ведомств, а также органов исполнительной власти субъектов РФ.
Предупреждение преступлений и административных правонарушений в сфере оборота наркотиков– этоцеленаправленная деятельность служб и подразделений органов внутренних дел, связанная с проведением мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с наркотиками, злоупотреблению ими, обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению таких правонарушений, осуществление контроля над процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков.
Вся целевая предупредительная деятельность служб и подразделений органов внутренних дел направлена на:
– сокращение фактов незаконного изготовления, перемещения и предложения наркотиков (это, прежде всего, раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков);
– сокращение незаконного спроса на наркотики, связанного с профилактической работой в отношении конкретных лиц, состоящие в группе «риска» и активных потребителей наркотиков;
– сокращение числа лиц, потребляющих наркотики;
– сокращение количества преступлений и административных правонарушений, связанных с НОН;
– сокращение количества общеуголовных преступлений, совершаемых наркоманами и лицами, находящимися в состоянии наркотического (токсического) опьянения;
– подрыв экономических основ наркобизнеса, выявление и пресечение фактов легализации денежных средств, полученных от наркоторговли.
Основными направлениями деятельности подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в системе МВД РФ являются:
– организация работы по противодействию НОН;
– разработка нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ;
– выявление и перекрытие источников и каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ в незаконный оборот;
– проведение мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с потреблением и оборотом наркотиков;
– пресечение организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков;
– систематизация, обобщение и реализация сведений о лицах (группах), подготавливающих преступления, связанные с НОН;
– розыск и задержание лиц, скрывшихся от суда и следствия за преступления в сфере НОН;
– сбор, систематизация и реализация информации о лицах, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков;
– обеспечение сбора доказательственной базы преступной деятельности разрабатываемых лиц;
– выявление фактов легализации наркодоходов и лиц, причастных к этому процессу;
– осуществление мер, направленных на подрыв экономических основ наркобизнеса;
– осуществление антинаркотической пропаганды;
– обеспечение внутриведомственной координации (координация деятельности подразделений и служб ОВД по противодействию НОН);
– осуществление межведомственного и международного взаимодействия в части, касающейся компетенции органов внутренних дел.
Меры административного предупреждения, применяемые подразделениями и службами милиции для противодействия НОН, имеют строго целевой характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций:
1. Административное приостановление деятельности, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели принуждения.
2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере оборота наркотиков.
3. Составление протоколов об административных правонарушениях в сфере оборота наркотиков.
4. Изъятие наркотиков и направление их на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ.
5. Административный штраф, в том числе на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
6. Административный арест.
7. Конфискация рекламной продукции и оборудования, используемого для пропаганды наркотических средств и ее изготовления.
8. Конфискация веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
9. Лишение специального права на управление транспортным средством в состоянии опьянения, в том числе наркотического.
10. Личный досмотр граждан и досмотр вещейс целью обнаружения наркотических средств.
11. Проверка документов с целью установления личности лиц совершающих правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.
В соответствии с требованиями федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» на территории РФ в 54 регионах разработаны и реализуются местные целевые программы.