Огоньки организационного периода

Проводятся первые три дня смены и направлены на знакомство детей с вожатыми и между собой. Помогают им лучше узнать друг друга. Отряду рассказывается о лагере, о его традициях. Узнается мнение непосредственно каждого участника огонька о его мыслях, планах ожидания связанных с лагерем.

«Расскажи мне о себе»

Эта форма традиционного «огонька» - знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.

При этом вожатый даёт детям образец, схему, как и о чём надо рассказывать. Обязательно на «огоньке» используется некий символ, «эстафетная палочка», которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете - «эстафетной палочке» - почему именно эта шишка (цветок, игрушка - всё что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребёнок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на «огоньке» продемонстрировать свои увлечения таланты. Это сделает «огонёк» более творческим и интересным, внесёт живинку в общий ход «огонька».

В большинстве своём классический вариант «огонька» - знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

§ дети не адаптированы к новой ситуации;

§ дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да ещё так, чтобы это было интересно;

§ внимание рассеяно, т. к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребёнка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдёт адаптация ребёнка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на «огоньке» знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой - отрядными вожатыми, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно, внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.

Очень хорошо, если вожатый, анализируя первый прожитый отрядом день, заведёт разговор о зарождающейся семье, о том, что первый день показал насколько вес собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Просто здорово, если на «огоньке» знакомства вы найдёте место хорошей песне.

«Музей любимых вещей»

Проводится в 3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о любимом предме­те, характеризующим хозяина (который и демонстрируется на огоньке).

Позволяет развивать абстрактно-образного мышление, фиксировать ассоциативное внимание ребенка, дает возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

«Гороскоп»

Проводится во 2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Каждая группа представляет свой знак зодиака.

Позволяет необычно характеризовать личности детей через выделение значимых, отличительных качеств.

Рекомендуется для среднего и старшего школьного возраста. Для детей младшего школьного возраста можно выделять группы по временам года, цвету глаз и т.д.

«Фонарщик»

огоньки организационного периода - student2.ru Проводится в 3-5 день смены. Для эмоционального настроя вожатый рассказывает красивую легенду о маленьком фонарщике.

Говорит тот, у кого свеча (лампа, фонарь). «Фонарь» передается по свободному выбору.

Позволяет определить формирующиеся микрогруппы в коллективе, т.к. «фонарь» передается чаще всего значимому для ребенка сверстнику.

Вариант: «БУКЕТ ЦВЕТОВ» - на каждом цветке вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

«Памятный день»

Проводится во 2-3 день. Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек - тест. Ведущий получает информацию о ценностях ребенка, его запросах. Сам огонек проходит очень ярко, эмоционально.

«Конверт откровений»

Проводится в 4-5 день смены, в начале периода конфликтов. Вожатый заранее готовит конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно - этический характер, типа:

§ Что ты больше всего ценишь в людях?

§ Какая твоя самая большая цель в жизни?

§ Какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

§ Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы изменили?

§ На кого их известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т. д.

Ребята по очереди вытягивают вопросы и отвечают на них. Огонек позволяет раскрыть личность человека с новой стороны, выявить жизненную позицию, найти общие ценностные ориентиры.

«Здравствуй, мне очень нравится...»

Каждый из сидящих в кругу по очереди говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится...», продолжая её по своему усмотрению, стараясь найти в своём товарище что-то приятное, хорошее.

«Я не понимаю …»

Каждый из сидящих в кругу по очереди говорит фразу: «Я не понимаю...», продолжая её по своему усмотрению. Таким образом, ребенок может высказать проблемы, сомнения, которые возникли за прожитые дни.

«По одежке встречают...»

Ведущий: «Каждый раз, при встрече человека, у нас создаётся о нём какое-то впечатление, часто оно не ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?» Ваша задача - написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чьё имя у вас на карточке. И ещё одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда всё будет разложено, каждый подойдёт и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени».

Этот этап работы вызывает интерес и лёгкое волнение у членов группы. В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять своё право на неё.

§ При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

§ Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

§ Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

§ Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

§ Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

«Солнышко»

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это «солнце». Все ребята (планеты) становятся на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем «солнце» открывает глаза и смотрит, на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

«Разговор с игрушкой»

огоньки организационного периода - student2.ru Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). Хорошо, что есть тактильный контакт. Для детей младшего школьного возраста.

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

Огоньки проводятся в зависимости от логики и событий смены. Желательны тематические огоньки. Возможно использование «Конверта откровений», театра миниатюр, разговора на проблемную тему и т.д.

Закрепляются и корректируются морально-этические нормы поведения, корректируются отношения между мальчиками и девочками. Может быть получение новой информации.

Тематический «огонёк»

Проведение такого «огонька» необходимо в основной период смены, когда отряд становятся коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех.

На таких «огоньках» можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь. Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический «огонёк» крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

огоньки организационного периода - student2.ru Не забудьте, что слова, сказанные на таком «огоньке», не должны остаться только словами - у «огонька» должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своём мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

«Огонек» - анализ дня

После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый напоминает события прожитого дня. (Это потому, что ребенку при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок отвечает на следующие вопросы:

§ Как ты оцениваешь каждое проведенное дело?

§ Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

§ Что было не очень хорошо и даже плохо?

§ Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

1 вариант.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

2 вариант.

Обсуждение ведется но микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы в общем кругу.

3 вариант.

«Свободный микрофон». Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности, имеется возможность диалога.

Не нужно никогда торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним обычно говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой. Очень важно помнить, что «огоньки», на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными.

Существует несколько приёмов, которые позволяют избежать формальности в проведении «огонька»:

«Дом»

Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого нам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

«Паутинка»

Берете обыкновенный моток ниток и, держа его за конец, говорите свое мнение, затем передаете нить кому-то другому, лучше тому, кто но сидит рядом с вами. Так передаете до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

«Паутинку» затем можно разорвать или разрезать и завязать па память себе или другу.

«Шляпа»

Рекомендуется проводить в период второй конфликтной зоны «пик привыкания» - 13-14 день смены.

Каждый ребенок пишет два вопроса, которые накопились за несколько дней, которые волнуют всех. Они касаются как положительных моментов, так и не очень (о каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Затем все вопросы складываются в «шляпу».

На следующем этапе огонька ребенок, вытаскивая из «шляпы» вопрос, называет его и говорит о своем отношении к проблеме, событию, отношениям в отряде.

«Ромашка»

Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вожатый может сам написать вопросы на листочках ромашки.

«Ниточки»

Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

огоньки организационного периода - student2.ru «Дерево»

В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовала ребят на уборку, Лена помогала подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т. д. Таким образом, отражается личностный рост каждого ребенка.

Возможет вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня, т.е заполняется цветограмма дня.

«Письмо другу»

Рекомендуется проводить в 8-11 день смены. Участники огонька устно пишут письмо другу, родным. Переключается внимание с себя на окружающих, удовлетворяется потребность во внимании, в сочувствии других людях.

«Машина времени»

Рекомендуется проводить в середине смены, на «экватор».

Ребятам, предлагается отправиться в будущее, высказать свой взгляд на предстоящий период смены с точки зрения уже прожитых дней и перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили до конца.

Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепляет навыки построения перспектив деятельности, творческих проектов. Ведущий может также выделить проблемы, волнующие детей.

огоньки организационного периода - student2.ru ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА

«Расскажи мне о себе»

Эта традиционная форма последнего, прощального «огонька» в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звёзды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Этот «огонёк» должен стать запоминающимся, самым важным событием для ребёнка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот «огонёк» превратился в перечисление всевозможных обид. На нём должны быть сказаны самые тёплые, самые важные и нужные слова.

Так же недопустимо, чтобы этот «огонёк» стал массовой истерией расставания.

Пусть на этом «огоньке» будет не только обнажение душ. Напомните ребятам всё самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них.

Дайте ребятам время, чтобы они написали вам «прощальные письма». Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи - посвящения.

Если вы живёте в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать.

Пусть этот «огонёк» продлиться дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог и отвечаете за жизнь и здоровье детей!).

«Я как в зеркала смотрюсь в людей...»

Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге. Тема - прожитая смена.

«Отряд для меня...»

Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену.

Наши рекомендации