Нарушение темпо-ритмической стороны речи
III. Заикание
Нарушение темпа и ритма речи обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.
Чаще возникают от 1 года до 5 лет
Наибольшее количество заикающихся в начальной школе
В период полового созревания
(не буду писать историю, ее у меня чуть чуть, от слова очень мало.)
Заикание судорожного характера является обычным обязательным симптомом заикания .
Различаются по:1. форме заикания
2. локализации судорог
3. частоте судорог
ü По форме:
1. Клонические
Навязчивое повторение стереотипных речевых движений.
2. Тонические
Сильное длительное сковывание движний
3. Смешанные
ü По месту
1. Артикуляционные
Судорога поражает мышцы языка/губ/мягкого неба и как бы закрывает свободный выдох. (преимущественно смычные звуки)
2. Дыхательные
Судорога в мышцах брюшного пресса/диафрагмы/грудной клетки. В свободной речи воздух задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом, или наоборот воздух сильно и сразу выталкивается наружу и фраза произносится на недостаточном выдохе.
3. Голосовые
Судороги охватывают мышцы гортани - голосовые складки или смыкаются, задерживая выдох гласного звука, или голосовые складки остаются разомкнутыми. (звук произносится шепотом)
4. Смешанные
o Артикуляционно-дыхательные
o Артикуляционно-голосовые
o Дыхательно-голосовые
ü По частоте:
1. Тяжелые
2. Средние
3. Легкие
o Сочетание звуков Б,Д,Т,Р
o От формы речи говорящего
o От степени громкости речи/ритмичности/подготовленности
o Условия окружающей обстановки
o Частота и протекание заболеваний
o Соц-пед запущенность
o Нервное потрясение
o Закрепившийся неправильный речевой стереотип
Причины появления: 1. Предрасполагающие (все что ослабевает НС)
2. вызывающие (ранние одномоментные психические травмы; ЗРР; неблагоприятные условия воспитания)
Клинические формы заикания:
1. невротическая | 2. неврозоподобная |
Основная причина – травмы: а. острые однократные психологический шок вызывающий сильную эмоциональную реакцию б. хронические длительное воздействие отрицательной эмоций появляющихся в следствии эмоционально не завершенных постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций | Возникают в следствии органических, сосудистых и прочих поражений ЦНС |
Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с:
невротической формой речевой патологии | неврозоподобнойформой речевой патологии |
При данной форме заикание возникает резко в возрасте от 2 до 5 лет. По анамнестическим данным у детей отсутствует патология развития и раннее психо-физическое развитие происходит в норме, моторные навыки формируются своевременно, но речевой онтогенез имеет особенности: 1.Наблюдается раннее речевое развитие (слово появляется к 10 мес., фраза к 16-18мес.) 2.темп речи как правило ускорен 3. состояние звп в норме 4. наблюдается большое количество итераций (запинок) 5. Артикулторные моторные механизмы устной речи остаются у таких детей функционально не зрелыми на более длительный срок, чем при норме Психические особенности: 1.до появления заикания дети более впечатлительны 2. более тревожны 3. более робки 4. обидчивы 5. Наблюдается колебание в режиме дня 6. Наблюдаются страхи 7. дети трудно привыкают к новой обстановке 8. введение второго языка в период с 1,5 до 2,5 лет жизни ребенка | Начало приходится на возраст 3-4 года постепенно без видимых внешних причин. В анамнезе отмечаются: 1.тяжелые токсикозы 2. беременности с угрозами выкидыша 3. асфиксии в родах 4. в грудном возрасте дети беспокойны, крикливы плохо спят У детей отмечается: 1. физическое развитие в пределах низкой возрастной нормы, либо с огромной задержкой 2. плохая координация движений, моторная неловкость 3. расторможенное поведение и высокая возбудимость 4. плохое перенесение жары, духоты, езды в транспорте 5. повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке 6. неустойчивое внимание 7. суетливость, неусидчивость 8. трудности подчинению дисциплинарным требованиям |
Динамика: Характеризуется рецидивирующим течением, временами речь без запинок, учащение запинок при психическом напряжении. 1.общая моторика развита в норме 2. легко переключаются с одного движения на другое 3. развито чувство ритма 4. движения рук и ног хорошо координированы 5. мелкая моторика развита в норме 6. жесты мимика и пантомимика эмоционально окрашены Отличия от нормы: 1.недоведение элементов движения до конца 2. некоторая их повышенная вялость 3. повышенная двигательная утомляемость 4. у некоторых детей может наблюдаться незначительный тремор пальцев рук | Речевой онтогенез: 1.первые слова к 1,5 годам 2. элементы фразовой речи формируются к 2 годам 3. развернутая фразовая речь к 3,5 годам 4. нарушения звп 5. медленное накопление словарного запаса 6. позднее, неполное освоение грамматического строя речи 7. начало заикания совпадает с периодом формирования фразы 8. при этой форме заикание в начальном периоде проявляется волнообразно (начальный период от 1 до 6 мес.) 9. характерна относительная монотонность и появления речевого дефекта 10. судорожные запинки усиливаются во время психических и физических перегрузок и соматических болезней 11. моторика выражена в разной степени от недостаточности координации в разной степени органов артикуляции до нарушения статической динамической координации рук и ног 12. мышечный тонус неустойчив 13. движения напряженные, несоразмерные 14. Наблюдаются нарушения в мимической артикуляции и тонкой моторике рук Клиническое обследование этой формы заикания: 1.нерезко выраженные органические поражения мозга 2. обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга 3. лого. Статус: 1. Характеризуется нормальным строением речевого аппарата 2. Движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью 3. Иногда отмечается малоподвижность нижней челюсти 4. Недостаточная подвижность языка и губ 5. … плохая координация артикуляторных движений 6. Затрудненный поиск артикуляционных поз 7. Повышеннаясоливация при речи 8. Темп речи либо резко ускорен, либо резко замедлен 9. Голос маломодулирован 10. Наблюдается резкое нарушение речевого дыхания 11. Отклонение от нормы в психомоторном и речевом развитии 12. Психическое состояние детей характеризуется повышенной ü Возбудимостью ü Либо вялостью ü Пассивностью 13. Внимание не устойчиво 14. Не обнаруживается интереса к игровой деятельности 15. Нередко снижение познавательной активности 16. Психическое развитие ребенка чаще в норме Прогноз: Благоприятен только в случае своевременной помощи, если помощи нет, то эта форма имеет склонность к прогредиентному течению, те склонность к утяжелению заикания У лиц с этой формой заикания в 14-15 лет появляются личностные переживания по дефекту речи и носят редуцированный характер, требуется работа с психотерапевтом |
Технология обследования темпо-ритмической организации устной речи при заикании:
ü Темп: скорость протекания речи в определенный промежуток времени, речевое ускорение или замедление, которое обуславливается степенью слуховой отчетливости и артикуляционной напряженности.
ü Ритм:речевая упорядоченность, закономерность расчленения временных последовательностей на группу акцентов.
ü Темпо-ритмическое нарушение:сложное психофизическое расстройство, которой связанно с нарушением плавности речи.
· Проявление:
§ Запинки
§ Ускорение темпа
§ Замедление темпа
Методика Архиповой Е.Ф.
Этап.
1. Обследование артикуляционного аппарата (губы/язык/ зубы/ челюсти/небо)
2. Упражнения по подражанию (смотрим артикуляцию)
2 этапПроверка звп
3 этапОбследование мимической мускулатуры
4 этап выявление способностей восприятия ритмической структуры слова
5 этапзаключение невролога/психиатра/психоневролога
6 этапустановление причин и характера заикания
1. Склонность или наличие леворукости
2. Речевое окружение ребенка
3. Анализ общего развития речи
4. Отношение ребенка к дефекту
5. Общий статус ребенка
ü Внимание
ü Отвлекаемость
ü Утомляемость
ü Точность выполнения задания
6. Обследование письма и чтения
ü Уровень овладения навыками письма и чтения
ü Степень развития фонетического оформления лексико-грамматического строя речи
7. Беседа с родителями
Прогноз: обговаривается в процессе беседы
Благоприятный период работы 2-6 лет
Неблагоприятный 10-16 лет
Предупреждение и устранение запинок:
1. Упорядочивание поведения (связь темпа речи с темпом движения)
Условия:
ü Создание определенного твердого режима
ü Нормализация поведения
ü Уравновешенная спокойная атмосфера в семье
2. Развитие речи
Воспитательная работа ведется по трем направлениям
1. Расширение у детей понятий и представлений с одновременным увеличением словарного запаса
2. Воспитательная работа по устранению речевых запинок д.б. направленно на способность последовательного изложения своих мыслей и желаний
3. Развитие фонетического совершенствования речи ( надо начинать как можно раньше)
1. Показать как строить фразу/выразить свою мысль
2. Тактичные замечания
3. Указания на что нужно обратить внимание
4. замечания д.б. выполнимы «попробуй набрать воздуха и произнести слово плаавно»
5. при речевом развитии обращать внимание на занятия с ребенком
1. речевые игры
1.игрушки
2. каринки и др.
2. изодеятельность
3. муз.деятельность
Нарушение темпо-ритмической стороны речи
Нарушение темпо-ритмической организации речи:
1. Тахилалия
2. Брадилалия
3. Заикание
I. Брадилалия –патологически замедленный темп речи.
(синонимы: брадифазия, брадиартрия, брадилогия)
1. Патогенез брадилалии:
ü Патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения. (Хватцев)
ü Центральные преимущественно экстарпирамидного моторные нарушения. (Зейман)
ü Неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежищих в основе элементарных актов, которые возникают в речи. (Кусмауль)
2. Проявление брадилалии как нарушения темпа речи:
ü Самостоятельное нарушение темпа речи
ü В клинике некоторых форм психических заболеваний (например:УО)
ü В неврологической клинике (последствия менинго энцефалита #прастите_мне_срать_если_я_напичатал_ниправирна при дистрофическом или органическом поражении ЦНС, травмы, опухоли)
ü Часто сочетается с бракинезией
3. Симптоматика:
ü Замедленность темпа высшей и внутренней речи
ü Замедление письма и чтения
ü Монотонность голоса
ü Интравербальные, интервербальные нарушения (Удлинение пауз между словами, замедление растояния (?што?) и удлинение пауз между словами/звуками)
ü Чаще сохраняется одна высота голоса
ü Дети с брадилалией произносят фразу паузами между словами (растягивание слоги на гласных звуках и сглаживая артикуляцию)
4. Неречевая симптоматика:
ü Нарушение общей моторики
ü Нарушение тонкой моторики рук и пальцев
ü Нарушение артикуляционой моторики и мимической моторики:
· Движения замедленны
· Вялые
· Недостаточно координированны
· Неполные по объему
· Наблюдается моторная неловкость
· Лицо амимично
ü Особенности психической деятельности:
· Замедленность
· Растройство: (прикнь еще и так=)
o Внимание
o Памяти
o Мышления
o Восприятия
При слабой выраженности брадилалии – речевые и неречевые симптомы дети не замечают.
В более тяжелых проявлениях появляется осознание нарушений речи появляются психические переживания
5. Лечение брадилалии:
ü Комплексное
ü Особенные приемы логопедии
ü Медикаментозное лечение
ü ЛФК
ü Ритмика
ü Пение
ü Перевоспитание личности в целом
ü Психотерапия и др
6. Логопедические мероприятия:
все упражнения должны быть направлены на устранение:
ü Речевых движений
ü Речевых реакций
ü Темпа внутренней речи
ü Темпа чтения и письма
ü Выразительные формы сценического чтения и драматической речи (?нипайму?)
II. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи
(синоним – тахифразия)
1. Симптоматика:
ü Ненормально быстрый темп (норма- 10-12 звуков/с, патология от 10-20 и выше)
ü Это темп речи без искажений грамматики и синтаксиса
ü Неудержимая стремительность
ü При торопливости возникают:
· Расстройства речевого внимания
· Запинки
· Повторения
· Проглатывания
· Перестановки слогов/слов
· Искажения предложений
· Неясность произношения фраз
· Сходные расстройства внутренней речи, чтения и письма
Зейман в симптоматике тахилалии выделил интервербальную акуалерацию(?нипанимайт?). ускоренный темп речи, который проявляется (хер знает в чем) в словах, длительных фразах, длинных связных текстах.
На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв/звуков/слогов/слов, замены другими родственными по написанию/звучанию.
2. Неречевая симптоматика:
ü Нарушение общей моторики (движения быстрые и стремительные)
ü Гиперактивность
ü Тики
ü Нарушение вегетативной НС (проявляются вазимоторные реакции:
· Покраснение лица
· Появление пота
· Похолодание и потливость рук)
ü Нарушения НС (моторное беспокойство проявляется даже во сне) ( дети становятся эмоционально лабильными и непоймиштоеще-рованы)
ü Нарушение психических процессов (внимание неустойчивое, переключаемость высокая, недостаточный объем слуховой моторной памяти)
ü Речевое течение мысли быстрое, чем способность ее артикуляционного оформления)
ü НЭВС (отклонения в поведении, дети вспыльчивы, легко возбудимы)
3. Отношение к дефекту у детей разное:
1. Воспринимается дефект как естественную и единственную приемлемую для них форму
2. Переживают стремительность речи как заикание при этом возможно поздних форм заикания
3. Отрицательно переживают ускорительный темп речи до полного эмоционального изнеможения
Страдающийтахилалией избегает длительных фраз и длительного связного текста.
4. Лечение:
ü Продолжительное лечение не менее 2-3 месяцев – прогноз положительный
ü Ритмичный разговор или чтение с одновременным отстукиванием ритма
ü Применяются растормаживающие упражнения
ü Аутогенные тренировки
ü Логоритмика
ü Исправление недостатков произношения
ü Медикаментозное воздействие
ü Психологическая поддержка ребенка и семьи
ü Режим дня
Классификация Тахилалии
баттаризм | полтерн |
Парафазия Неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств речи. Причины: 1. Соматические 2. Психогенные факторы 3. Привычки слова произносятся нечетко недоговариваются Речевое дыхание нарушено, что делает речь неразборчивой. Одно из проявлений – повышение общей возбудимости Чаще встречается у детей невропатов От заикания отличается отсутствием речевых судорог и отсутствием публичной речи | Спотыкание Патологически ускоренный темп речи наличием прерывистости речи несудорожного характера. (запинки спотыкания необоснованные паузы) При полтерне наблюдаются нарушения общей и речевой моторики. Запинки несудорожного характера называются физиоиттерацией (вроде так как то) Отмечаются в детской речи Физиологический признак для определенного периода детской речи (с 2 до 5 лет) Это следствие того, что развитие мышления опережает развитие речевых возможностей ребенка херню написал) Характер речевых возможностей ребенка ( с 2 до 5 лет) 1. Активный словарный запас не велик 2. Формы выражения мысли не совершенны 3. Артикуляторные движения недостаточно четки 4. Деятельность ребенка и общение с окружающими сопровождается высоким эмоциональным подъемом Характер: · Повторами · Перестановками · Смазанность · Нечеткость мышления У детей с ЗРР могут наблюдаться речевые запинки Но проявление иное: ü Неумение найти сразу нужное слово ü Грамматически правильно оформить фразу ü Неумение произнести тот или иной звук ü Приводит к нарушению плавности речи |