Положение об организации деятельности гериатрического центра
Общие положения
1.1. Гериатрический центр (далее - Центр) - учреждение здравоохранения, организуемое в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании с численностью населения от 300 тысяч человек.
1.2. Функции центра могут быть возложены на госпиталь ветеранов войн, гериатрическую больницу либо на многопрофильную больницу, в структуре которой есть гериатрические отделения.
1.3. Центр предназначен для оказания специализированной стационарной и консультативно - диагностической медицинской помощи населению пожилого и старческого возрастов и лицам с признаками преждевременного старения организма, а также обеспечения организационно - методического руководства деятельностью медицинских, медико - социальных учреждений и специалистов по вопросам оказания гериатрической помощи.
1.4. В своей работе Центр руководствуется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативно - методическими документами Минздрава России и территориальных органов управления здравоохранением.
1.5. Мощность Центра и профиль его стационарных отделений определяются территориальным органом управления здравоохранением с учетом демографической структуры и заболеваемости населения в соответствующей административной территории.
1.6. Центр может являться клинической базой медицинских образовательных и научно - исследовательских учреждений.
1.7. Контроль за деятельностью Центра осуществляет соответствующий территориальный орган управления здравоохранением и иные организации в пределах компетенции, установленной законодательством.
1.8. Организация и ликвидация Центра осуществляется по решению территориального органа управления здравоохранением в соответствии с утвержденным Уставом.
Цели и задачи Центра
2.1. Основной целью деятельности Центра является организация и оказание специализированной гериатрической медицинской помощи населению старших возрастных групп и лицам с признаками преждевременного старения организма.
2.2. Для выполнения этой цели Центр решает следующие задачи:
- мониторинг состояния здоровья лиц старших возрастных групп и потребности их в медицинской и медико - социальной помощи;
- анализ деятельности лечебно - профилактических учреждений общей лечебной сети, гериатрических и медико - социальных учреждений и подразделений по оказанию лечебно - диагностической и реабилитационной помощи населению старших возрастных групп и лицам с признаками преждевременного старения организма;
- мониторинг выполнения государственных гарантий, в том числе льгот, по медицинскому и лекарственному обеспечению, отдельным видам протезирования;
- участие в разработке региональных и территориальных программ по совершенствованию медицинской помощи и лекарственного обеспечения указанным категориям граждан;
- оказание консультативной, лечебно - диагностической и реабилитационной помощи населению старших возрастных групп и лицам с признаками преждевременного старения;
- подбор адекватных лекарственных и немедикаментозных методик лечения в различных возрастных группах;
- внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и реабилитации, адаптированных к применению у пожилых больных и лиц с признаками преждевременного старения;
- проведение санитарно - просветительной работы, содействие в социально - психологической адаптации пожилым и обучение навыкам ухода за ними;
- оказание организационно - методической и практической помощи лечебно - профилактическим учреждениям и специалистам общей лечебной сети по вопросам гериатрии; проведение совещаний, конференций и семинаров по актуальным вопросам геронтологии и гериатрии;
- обеспечение взаимодействия с органами и учреждениями социальной защиты населения при решении медико - социальных вопросов.
Структура и штаты
3.1. В структуру Центра включаются:
- гериатрические стационарные отделения различного профиля;
- консультативное отделение;
- отделения диагностики;
- организационно - методический отдел;
- вспомогательные подразделения и службы.
3.2. Штатная численность медицинского персонала для стационарных отделений определяется главным врачом Центра в соответствии с рекомендуемыми штатными нормативами медицинского персонала госпиталей ветеранов войн, утвержденными в установленном порядке.
3.3. Рекомендуемые нормы нагрузки для консультативного приема в Центре:
- два посещения к врачу - консультанту в час (для дермато - венеролога, невропатолога, психиатра, терапевта, кардиолога, гастроэнтеролога, пульмонолога, эндокринолога, травматолога - ортопеда, хирурга, ангиохирурга, уролога, гинеколога);
- три посещения к врачу - консультанту в час (для отоларинголога, офтальмолога, стоматолога - терапевта, стоматолога - хирурга).
3.4. Часовая норма нагрузки для медицинского персонала диагностических подразделений (рентгенологии, ультразвуковой диагностики, эндоскопии, функциональной диагностики и др.), а также вспомогательных лечебных отделений и кабинетов (физиотерапии, оксигено - баротерапии и др.) устанавливаются главным врачом Центра в зависимости от реальных затрат времени на исследование или процедуру с учетом данных хронометража.
3.5. В Центре необходимо предусмотреть консультативный прием специалистов по социально - правовым вопросам и медицинской психологии.
3.6. В штаты организационно - методического отдела Центра могут быть включены должности социолога и оператора ЭВМ.
3.7. Врачебный и средний медицинский персонал Центра должен иметь соответствующую подготовку по гериатрии.
Управление и финансирование
4.1. Руководство Центром осуществляет главный врач, назначаемый на должность территориальным органом управления здравоохранением и освобождаемый от должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Финансирование Центра может осуществляться из бюджета соответствующего уровня, средств обязательного медицинского страхования и иных источников в соответствии с действующим законодательством.
4.3. К решению вопросов, связанных с организацией деятельности Центра и выполнением поставленных задач, могут привлекаться территориальные органы и учреждения социальной защиты населения, Попечительский совет и иные общественные и религиозные организации.
Приложение 3
к Приказу Минздрава России
от 28 июля 1999 г. N 297