Морфофункциональная организация нервной системы
Модуль 2
Информационная карта
Запомнить: кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество — восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции.
1. Что такое нервное волокно?
2. Чем различаются чувствительные, исполнительные и сме-шанные нервы?
3. Где расположен спинной мозг?
4. Как выглядит спинной мозг на поперечном сечении?
5. Какую функцию выполняют задние и передние столбы серого вещества спинного мозга?
1. Расскажите по рисунку о строении спинного мозга. Назовите функции серого и белого вещества.
2. Начертите схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
1. Почему повреждение продолговатого мозга смертельно?
2. Как обеспечивается точность и плавность произвольных движений?
3. Почему мы реагируем на новизну?
Отделы головного мозга. Через затылочное отверстие спинной Mозг сообщается с головным. Четкой границы перехода нет.
Головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга. Последние часто называют полушариями большого мозга, в отличие от полушарий Мозжечка, малого мозга (рис. 93). Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и большой мозг — к переднему мозгу.
Hа уровне моста и продолговатого мозга проходит единый ствол мозга, но на уровне среднего мозга в нем возникают две симметричные половины. В переднем мозге они разобщены и сообщаются между собой перемычками. Центральный канал спинного мозга продолжается и в головном. Между продолговатым мозгм и мозжечком образуется IV желудочек, а между симметричными половинами промежуточного мозга III желудочек. В левой половине большого мозга расположен 1 желудочек, в правой – 11 желудочек.
Продолговатый мозгпо своему строению и функциям сходен со спинным мозгом, с которым имеет непосредственную нижнюю границу. В продолговатом мозге находятся ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.
В ядрах серого вещества продолговатого мозга находятся центры защитных рефлексов — мигательного и рвотного, рефлексов кашля и чихания, некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием — это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочного сока.
Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг с мозжечком, средним мозгом и другими его отделами, до коры больших полушарий включительно.
Функции продолговатого мозга такие же, как у спинного, — рефлекторные и проводящие.
Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представлено отдельными ядрами. В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Нервные пути, составляющие основную массу белого вещества моста, связывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отделами головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути.
Мозжечоксостоит из средней, наиболее древней части и полушарий, имеющих кору. Он находится над продолговатым мозгом и связан со всеми отделами мозга. Особенно тесна связь мозжечка со средним мозгом (рис. 3).
Рис 3. Отделы головного мозга.
Задний мозг: 1 – продолговатый; 2 – мозжечок; 3 – мост; 4 - средний мозг; Передний мозг. Промежуточный: 5 – гипоталамус; 6 – таламус; 7 – большие полушария.
Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их Плавными, точными исоразмеренными, устраняет лишние движения, например возникшие в силу инерции. Это бывает, когда сопротивление неожиданно исчезает или водитель транспорта меняет скорость. При этом нам приходится прилагать усилия, чтобы устоять на ногах и не потерять равновесие. Траектория любого движения от исходного положения до цели контролируется мозжечком.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка (рис. 4)
Рис.4. Опыты, выявляющие функции мозжечка: А пальценосовая проба (выявляет характер движения к цели); Б поза Ромберга (сохранение устойчивости тела); В — опыт, вы-являющий устранение нежелательных движений, возникающих в силу инерции
Ход работы
Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой руки, которую надо держать перед собой. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте то же самое с левой рукой, попеременно меняя пальцы и положение руки. Во всех случаях палец попадает в цель, хотя траектория движений в каждом отдельном случае неодинаковая. При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры. У лиц с поврежденным мозжечком рука движется отдельными толчками, перед попаданием в цель дрожит, часты промахи.
Средний мозг— отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха. Они регулируют величину зрачка и кривизну хрусталика. В среднем мозге содержится ряд ядер, регулирующих мышечный тонус. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы.
В среднем мозге находятся центры ориентировочного рефлекса.
Средний мозг нередко сравнивают с ручками управления качеством изображения на телевизионном экране. Чтобы что-то увидеть, надо настроить телевизор. Нечто подобное совершает средний мозг. Так, он обеспечивает настройку оптики глаза на нужную резкость и контрастность изображения.
В случае отклонения от устойчивого положения тела мозг восстанавливает нормальное положение.
Мозга.
1.Из каких отделов состоит головной мозг?
2. Каковы функции продолговатого мозга?
3. Какие нервные пути проходят через мост?
4. В чем проявляются функции среднего мозга?
5. Какова роль мозжечка в осуществлении движений?
1. Сравните строение и функции продолговатого и спинного мозга.
Функции переднего мозга
1. Где распознаются воспринятые образы?
2. Одинаковые ли функции выполняют левое и правое полушария?
Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.
Промежуточный мозг состоит из трех частей — верхней, центральной и нижней (рис. 93—97). Центральная часть промежуточного мозга называется таламусом. Он состоит из двух парных образований, разделенных III желудочком мозга. Сюда стекается вся информация от органов чувств. Здесь происходит первая оценка ее значимости. Благодаря таламусу только важная информация поступает в кору большого мозга.
Нижняя часть промежуточного мозга называется гипоталамусом. Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и ее утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза. С участием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между движениями.
Большие полушария головного мозга разделены глубокой переднезадней щелью на левую и правую части. В ее глубине находится соединяющая их перемычка из белого вещества — мозолистое тело.
Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества. Там сосредоточены тела нейронов. Они располагаются столбиками, образуя несколько слоев. Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон, связывающих нейроны коры между собой и с нижележащими отделами мозга. В толще полушарий среди белого вещества находятся в виде ядер островки серого вещества, образующие подкорковые центры.
Рис. 5 Доли больших полушарий головного мозга: 1 — лобная; 2 — теменная; 3 — затылочная; 4 — височная
Поверхность полушарий собрана в складки. Выступающие части поверхности образуют извилины, а углубления — борозды. Они намного увеличивают поверхность коры больших полушарий. Самые глубокие борозды делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную (рис. 95). Они примыкают к соответствующим костям и потому носят их названия. Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая — височную долю от лобной и теменной.
В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств (рис. 96). Он осуществляется в чувствительных зонах, которые занимают среднюю и заднюю части головного мозга. Так, в затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной — слуховой. В теменной зоне, позади центральной извилины, находится зона кожно-мышечной чувствительности.
Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зона расположена впереди центральной извилины.
Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.
Основная особенность большого мозга человека заключается в том, что правое и левое полушария функционально различны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся
Рис 6 Основные зоны коры больших полушарий головного мозга человека с наружной (А) и внутренней (Б) сторон: I - двигательная; 2 — кожно-мышечной чувствительности; .3 - зрительная; 4 — слуховая; 5 — обонятельная и вкусовая
центры речи. Здесь происходит анализ обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. Правое полушарие воспринимает обстановку в целом. Здесь возникают так назы-ваемыемые интуитивные решения. В правом полушарии происходит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.
В полушариях большого мозга образуются временные связи между сигнальными, условно-рефлекторными раздражителями и жизненно значимыми событиями. Благодаря этим связям накапливается индивидуальный опыт.
Старая и новая кора большого мозга.Старая кора имеется уже у рептилий. У млекопитающих ее появление связано с развитием обоняния. Она как пояс окружает основание мозга и включает подкорковые ядра (рис. 97). Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, памятью. Старая кора дает возможность организму различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранится информация о пережитых событиях. Это дает возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху. В отличие от новой коры, старая кора не может точно распознавать объекты, оценивать вероятность будущих событий и планировать ответы на их появление.
В новую кору поступает информация от внутренних орга нов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель деятельности, план достижения цели на основании анализа обстановки и прошлого опыта.
Здесь с участием речевых центров вырабатываются сценарии будущего поведения. Они реализуются другими отделами головного и спинного мозга, связанными с исполнительными органами.
Сведения о достигнутых результатах приходят по обратным связям в лобные доли полушарий и, в зависимости от полученного эффекта, деятельность прекращается или продолжается в измененном виде.
Задания к модулю
Задание №1
Допишите схему «Строение нервной системы»
Задание №2
Задание №3
Модуль 2
Морфофункциональная организация нервной системы
п/п | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: - изучить значение нервной системы; - изучить строение и функции нервной системы | Прочитайте цели урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Цель: изучить значение нервной системы. Прочитайте в информационной карте и отметьте в тетради функции нервной системы | Внимательно прочитайте текст, отмечайте в тетради основные ф-ции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель: выяснить, на какие части подразделяют нервную систему. 1. Прочитайте текст в информационной карте. 2. Читая, составьте схему «Части нерв ной системы» | Работайте индивидуально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 | Цель: знать строение спинного мозга. 1. Прочитайте в информационной карте о строении спинного мозга. 2. Отметьте основные элементы строения в тетради. Сделайте рисунок | Работайте самостоятельно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 | Цель: узнать о функциях спинного мозга. 1. Прочитайте текст в информационной карте. 2. Запишите в тетрадь: - рефлекторная функция заключается в... - проводящая функция заключается ..
.. | Работайте индивидуально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ- 5 | Цель: узнать строение головного мозга и функции его отделов. 1. Прочитайте текст в информационной картеи заполните таблицу:
| Работайте индивидуально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Работайте индивидуально | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 | Цель; определить уровень знаний по данной теме, выполнить проверочную работу (тест). 1. Значение нервной системы: а) защита организма от повреждений; | Индивидуальная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б) опора тела; в) регуляция работы органов. 2 В состав ствола мозга не входит. а) продолговатый мозг; б) средний мозг; в) промежуточный мозг. 3. Белое вещество образовано- а) длинными отростками нейронов; б) телами нейронов; в) длинными и короткими отростками. 4. Зрительная зона находится в- а) лобной доле коры; б) височной доле; в) затылочной доле. 5. В головном мозге различают: а) 2 отдела; б)4 отдела; в) 5 отделов. 6. Мозжечок относится к: а) переднему мозгу; б) среднему мозгу; в) заднему мозгу. 7 Центр пищеварения находится в. а) среднем мозге; б) продолговатом мозге; в) промежуточном мозге. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-7 | Цель: узнать о делении нервной системы на отделы и значении соматической нервной системы. 1. Прочитайте в информационной карте и отметьте в тетради: что такое соматическая и вегетативная нервная система | Работайте индивидуально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ -8 | 2. Прочитайте текст «Соматическая нервная система» и дайте ее характеристику по плану: 1) Что регулирует соматическая нервная система? 2) Что является высшим центром ее? 3) Какую роль выполняет кора больших полушарий? | Работайте индивидуально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ- 9 | Цель: узнать части и подотделы вегетативной нервной системы и их значение. 1. Прочитайте текст в информационной карте «Автономная нервная система» и составьте схему классификации автономной нервной системы. 2. прочитайте далее текст и от метьте функции симпатической и парасимпатической нервной системы. Сравните их по схеме | Работайте индивидуально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-10 | Цель: проверить степень усвоения знаний. 1 Что составляет периферическую нервную систему? а) Головной мозг; б) спинной мозг; в) нервы; г) нервные узлы 2 Парасимпатическая нервная система: а) не влияет насокращение кожных мышц; б) вызывает сокращение кожных мышц; в) вызывает расслаблениекожных мышц. | Работайте индивидуально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ - 10 | Цель: подвестиитоги урока и оценить работу 1. Прочитайтеосновные цели. 2. Достигнуты ли они? | Взаимопроверка |
Информационная карта