Морфофункциональная организация нервной системы

Модуль 2

Информационная карта

Запомнить: кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество — восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции.

1. Что такое нервное волокно?

2. Чем различаются чувствительные, исполнительные и сме-шанные нервы?

3. Где расположен спинной мозг?

4. Как выглядит спинной мозг на поперечном сечении?

5. Какую функцию выполняют задние и передние столбы се­рого вещества спинного мозга?

1. Расскажите по рисунку о строении спинного мозга. Назо­вите функции серого и белого вещества.

2. Начертите схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

1. Почему повреждение продолговатого мозга смертельно?

2. Как обеспечивается точность и плавность произвольных движений?

3. Почему мы реагируем на новизну?

Отделы головного мозга. Через затылочное отверстие спинной Mозг сообщается с головным. Четкой границы перехода нет.

Головной мозг состоит из следующих отделов: продолгова­тый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга. Последние часто называют полушариями большого мозга, в отличие от полушарий Мозжечка, малого мозга (рис. 93). Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и боль­шой мозг — к переднему мозгу.

Hа уровне моста и продолговатого мозга проходит единый ствол мозга, но на уровне среднего мозга в нем возникают две симметричные половины. В переднем мозге они разобщены и сообщаются между собой перемычками. Центральный канал спинного мозга продолжается и в головном. Между продолговатым мозгм и мозжечком образуется IV желудочек, а между симметричными половинами промежуточного мозга III желудочек. В левой половине большого мозга расположен 1 желудочек, в правой – 11 желудочек.

Продолговатый мозгпо своему строению и функциям схо­ден со спинным мозгом, с которым имеет непосредственную нижнюю границу. В продолговатом мозге находятся ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внут­ренние органы.

В ядрах серого вещества продолговатого мозга находятся центры защитных рефлексов — мигательного и рвотного, реф­лексов кашля и чихания, некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием — это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочно­го сока.

Через продолговатый мозг проходят пути, соединяющие спинной мозг с мозжечком, средним мозгом и другими его от­делами, до коры больших полушарий включительно.

Функции продолговатого мозга такие же, как у спинно­го, — рефлекторные и проводящие.

Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещест­во представлено отдельными ядрами. В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Нервные пу­ти, составляющие основную массу белого вещества моста, свя­зывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отдела­ми головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути.

Мозжечоксостоит из средней, наиболее древней части и по­лушарий, имеющих кору. Он находится над продолговатым мозгом и связан со всеми отделами мозга. Особенно тесна связь мозжечка со средним мозгом (рис. 3).

Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru

 

Рис 3. Отделы головного мозга.

Задний мозг: 1 – продолговатый; 2 – мозжечок; 3 – мост; 4 - средний мозг; Передний мозг. Промежуточный: 5 – гипоталамус; 6 – таламус; 7 – большие полушария.

Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их Плавными, точными исоразмеренными, устраняет лишние движения, например возникшие в силу инерции. Это бывает, когда сопротивление неожиданно исчезает или водитель транс­порта меняет скорость. При этом нам приходится прилагать усилия, чтобы устоять на ногах и не потерять равновесие. Тра­ектория любого движения от исходного положения до цели контролируется мозжечком.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка (рис. 4)

Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru

Рис.4. Опыты, выявляющие функции мозжечка: А пальценосовая проба (выявляет характер движения к цели); Б поза Ромберга (сохранение устойчивости тела); В — опыт, вы-являющий устранение нежелательных движений, возникающих в силу инерции

Ход работы

Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой ру­ки, которую надо держать перед собой. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте то же самое с левой рукой, попеременно меняя пальцы и положение руки. Во всех случаях палец попадает в цель, хотя траектория движений в каждом отдельном случае неодина­ковая. При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры. У лиц с поврежденным мозжечком рука движет­ся отдельными толчками, перед попаданием в цель дрожит, часты промахи.

Средний мозг— отдел мозга, где находятся центры, обес­печивающие четкость зрения и слуха. Они регулируют вели­чину зрачка и кривизну хрусталика. В среднем мозге содер­жится ряд ядер, регулирующих мышечный тонус. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при стоянии, ходьбе, бе­ге, изменении позы.

В среднем мозге находятся центры ориентировочного реф­лекса.

Средний мозг нередко сравнивают с ручками управления качеством изображения на телевизионном экране. Чтобы что-то увидеть, надо настроить телевизор. Нечто подобное совер­шает средний мозг. Так, он обеспечивает настройку оптики глаза на нужную резкость и контрастность изображения.

В случае отклонения от устойчивого положения тела мозг восстанавливает нормальное положение.

Мозга.

1.Из каких отделов состоит головной мозг?

2. Каковы функции продолговатого мозга?

3. Какие нервные пути проходят через мост?

4. В чем проявляются функции среднего мозга?

5. Какова роль мозжечка в осуществлении движений?

1. Сравните строение и функции продолговатого и спинного мозга.

Функции переднего мозга

1. Где распознаются воспринятые образы?

2. Одинаковые ли функции выполняют левое и правое полушария?

Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного моз­га и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

Промежуточный мозг состоит из трех частей — верхней, центральной и нижней (рис. 93—97). Центральная часть про­межуточного мозга называется таламусом. Он состоит из двух парных образований, разделенных III желудочком мозга. Сю­да стекается вся информация от органов чувств. Здесь проис­ходит первая оценка ее значимости. Благодаря таламусу толь­ко важная информация поступает в кору большого мозга.

Нижняя часть промежуточного мозга называется гипотала­мусом. Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и ее утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и под­держание постоянства внутренней среды — гомеостаза. С учас­тием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между дви­жениями.

Большие полушария головного мозга разделены глубокой переднезадней щелью на левую и правую части. В ее глубине находится соединяющая их перемычка из белого вещества — мозолистое тело.

Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества. Там сосредоточены тела нейронов. Они располагаются столбиками, образуя несколько слоев. Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон, связывающих нейроны коры между собой и с нижележащими отделами мозга. В толще полушарий среди белого вещества находятся в виде ядер островки серого веще­ства, образующие подкорковые центры.

Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru

Рис. 5 Доли больших полуша­рий головного мозга: 1 — лобная; 2 — теменная; 3 — затылочная; 4 — височная

Поверхность полушарий собрана в складки. Выступающие части поверхности образуют извилины, а углубления — бороз­ды. Они намного увеличивают поверхность коры больших по­лушарий. Самые глубокие борозды делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную (рис. 95). Они примыкают к соответствующим костям и пото­му носят их названия. Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая — височную долю от лобной и те­менной.

В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств (рис. 96). Он осуществляется в чувствительных зонах, которые занима­ют среднюю и заднюю части головного мозга. Так, в затылоч­ной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височ­ной — слуховой. В теменной зоне, позади центральной изви­лины, находится зона кожно-мышечной чувствительности.

Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие актив­ное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зо­на расположена впереди центральной извилины.

Правое полушарие управляет органами левой части туло­вища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.

Основная особенность большого мозга человека заключает­ся в том, что правое и левое полушария функционально различ­ны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся

Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru

Рис 6 Основные зоны коры больших полушарий головного мозга человека с наружной (А) и внутренней (Б) сторон: I - двигательная; 2 — кожно-мышечной чувствительности; .3 - зрительная; 4 — слуховая; 5 — обонятельная и вкусовая

центры речи. Здесь происходит анализ обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. Правое полушарие воспринимает обстановку в целом. Здесь возникают так назы-ваемыемые интуитивные решения. В правом полушарии происхо­дит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.

В полушариях большого мозга образуются временные свя­зи между сигнальными, условно-рефлекторными раздражи­телями и жизненно значимыми событиями. Благодаря этим связям накапливается индивидуальный опыт.

Старая и новая кора большого мозга.Старая кора имеется уже у рептилий. У млекопитающих ее появление связано с развитием обоняния. Она как пояс окружает основание мозга и включает подкорковые ядра (рис. 97). Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, па­мятью. Старая кора дает возможность организму различать бла­гоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранит­ся информация о пережитых событиях. Это дает возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху. В отличие от новой коры, старая кора не может точно распознавать объекты, оценивать вероятность бу­дущих событий и планировать ответы на их появление.

В новую кору поступает информация от внутренних орга нов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель де­ятельности, план достижения цели на основании анализа обстановки и прошлого опыта.

Здесь с участием речевых центров вырабатываются сцена­рии будущего поведения. Они реализуются другими отделами головного и спинного мозга, связанными с исполнительными органами.

Сведения о достигнутых результатах приходят по обратным связям в лобные доли полушарий и, в зависимости от полу­ченного эффекта, деятельность прекращается или продолжа­ется в измененном виде.

Задания к модулю

Задание №1

 
  Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru

Допишите схему «Строение нервной системы»

Задание №2

Задание №3

Модуль 2

Морфофункциональная организация нервной системы

п/п Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению
 
УЭ-0 Интегрирующая цель: - изучить значение нервной системы; - изучить строение и функции нервной системы Прочитайте цели урока
УЭ-1 Цель: изучить значение нервной систе­мы. Прочитайте в информационной карте и от­метьте в тетради функции нервной сис­темы Внимательно прочитайте текст, отмечайте в тетради основные ф-ции
УЭ-2 Цель: выяснить, на какие части подраз­деляют нервную систему. 1. Прочитайте текст в информационной карте. 2. Читая, составьте схему «Части нерв­ ной системы» Работайте ин­дивидуально
УЭ-3 Цель: знать строение спинного мозга. 1. Прочитайте в информационной карте о строении спинного мозга. 2. Отметьте основ­ные элементы строения в тетради. Сделайте рисунок Работайте са­мостоятельно
УЭ-4 Цель: узнать о функциях спинного мозга. 1. Прочитайте текст в информационной карте. 2. Запишите в тетрадь: - рефлекторная функция заключается в... - проводящая функция заключается ..    
Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru 1 2 3
  Название отдела Особенности строения Функции Работайте вдвоем
     
2. Выполните лабораторную работу № 3 «Изучение строения головного мозга» и оформите ее в тетради. Тема: Цель: Оборудование:
УЭ-1 Цель: узнать строение головного мозга и функции его отделов. 1. Прочитайте текст § 45 (с. 227-331) и заполните таблицу: Работайте индивидуально

Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru 1 2 3
  Название отдела Особенности строения Функции Работайте вдвоем
         
  2. Выполните лабораторную работу № 3 «Изучение строения головного мозга» и оформите ее в тетради. Тема: Цель: Оборудование:  
  Ход работы 2.1. Рассмотрите рисунки и муляжи головного мозга. 2.2. Найдите все отделы. 2.3. Зарисуйте головной мозг и под­ пишите его части  
УЭ-2 Цель: узнать о строении и функциях больших полушарий головного мозга. 1. Прослушайте рассказ учителя. 2. Слушая рассказ учителя, составьте схему: Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru   Работайте инди­видуально
УЭ-3 Цель; определить уровень знаний по данной теме, выполнить проверочную работу (тест). 1. Значение нервной системы: а) защита организма от повреждений; Индивидуальная работа

Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru 1
  б) опора тела; в) регуляция работы органов. 2 В состав ствола мозга не входит. а) продолговатый мозг; б) средний мозг; в) промежуточный мозг. 3. Белое вещество образовано- а) длинными отростками нейронов; б) телами нейронов; в) длинными и короткими отростками. 4. Зрительная зона находится в- а) лобной доле коры; б) височной доле; в) затылочной доле. 5. В головном мозге различают: а) 2 отдела; б)4 отдела; в) 5 отделов. 6. Мозжечок относится к: а) переднему мозгу; б) среднему мозгу; в) заднему мозгу. 7 Центр пищеварения находится в. а) среднем мозге; б) продолговатом мозге; в) промежуточном мозге.  
УЭ-4 Цель: проверить степень усвоения знаний. Оцените свою работу на уроке: - 35 баллов - отлично; - 34-30 баллов - хорошо, повторите материал по тетради; Используйте приложения

..

Работайте ин­дивидуально
УЭ- 5 Цель: узнать строение головного мозга и функции его отделов. 1. Прочитайте текст в информационной картеи заполните таблицу:
  Название отдела Особенности строения Функции  
         
2. Выполните лабораторную работу № 3 «Изучение строения головного мозга» и оформите ее в тетради. Тема: Цель: Оборудование:
Ход работы 2.1. Рассмотрите рисунки головного мозга в информационной карте . 2.2. Найдите все отделы. 2.3. Зарисуйте головной мозг и под­ пишите его части 2.4 Заполните схему№
         
Работайте индивидуально
 
Цель: узнать о строении и функциях больших полушарий головного мозга. 1. Прочитайте об этом в информационной карте. 2. Составьте схему: Морфофункциональная организация нервной системы - student2.ru   Работайте инди­видуально
Работайте инди­видуально
УЭ-6 Цель; определить уровень знаний по данной теме, выполнить проверочную работу (тест). 1. Значение нервной системы: а) защита организма от повреждений; Индивидуальная работа  
  б) опора тела; в) регуляция работы органов. 2 В состав ствола мозга не входит. а) продолговатый мозг; б) средний мозг; в) промежуточный мозг. 3. Белое вещество образовано- а) длинными отростками нейронов; б) телами нейронов; в) длинными и короткими отростками. 4. Зрительная зона находится в- а) лобной доле коры; б) височной доле; в) затылочной доле. 5. В головном мозге различают: а) 2 отдела; б)4 отдела; в) 5 отделов. 6. Мозжечок относится к: а) переднему мозгу; б) среднему мозгу; в) заднему мозгу. 7 Центр пищеварения находится в. а) среднем мозге; б) продолговатом мозге; в) промежуточном мозге.  
УЭ-7 Цель: узнать о делении нервной сис­темы на отделы и значении соматиче­ской нервной системы. 1. Прочитайте в информационной карте и отметьте в тетради: что такое соматическая и вегетативная нервная система Работайте инди­видуально  
УЭ -8 2. Прочитайте текст «Соматическая нервная система» и дайте ее характеристику по плану: 1) Что регулирует соматическая нерв­ная система? 2) Что является высшим центром ее? 3) Какую роль выполняет кора боль­ших полушарий? Работайте инди­видуально  
УЭ- 9 Цель: узнать части и подотделы вегетативной нервной системы и их зна­чение. 1. Прочитайте текст в информационной карте «Автономная нервная система» и составьте схему классификации автономной нервной системы. 2. прочи­тайте далее текст и от­ метьте функции симпатической и парасимпатической нервной системы. Сравните их по схеме Работайте индивидуально  
УЭ-10 Цель: проверить степень усвоения знаний. 1 Что составляет периферическую нервную систему? а) Головной мозг; б) спинной мозг; в) нервы; г) нервные узлы 2 Парасимпатическая нервная система: а) не влияет насокращение кожных мышц; б) вызывает сокращение кожных мышц; в) вызывает расслаблениекожных мышц.   Работайте инди­видуально  
УЭ - 10 Цель: подвестиитоги урока и оценить работу 1. Прочитайтеосновные цели. 2. Достигнуты ли они?   Взаимопроверка  

Информационная карта

Наши рекомендации