Структурно-функциональная организация сознания

Бог - это Дух,
и те, кто ему молятся,
должны молиться верой и правдой.
Иисус Христос
Кора головного мозга - это "магический инструмент", отличающий человеческие существа от других животных. Она дала нам способность создавать орудия - от каменного топора до ядерного реактора, изобретать машины, с помощью которых мы движемся быстрее, чем гепард, и летаем выше и дальше, чем орел. А язык позволяет нам сохранять и передавать информацию об этих изобретениях будущим поколениям. Это то, к чему не способно ни одно животное.
Кора головного мозга у человека, вероятно, наиболее сложна по структуре и наиболее многообразна по функциям из всего того, что мы знаем. Согласно гипотезе Маунткасла, ее механизмы сходны у всех людей. И все-таки действие ее нейронных ансамблей создает у каждого из нас уникальное сознание - "Я", отличное от всех других.
Лучше всего описывает этот процесс сам Маунткасл: "Достигающие нас сенсорные стимулы вливаются в периферические нервные окончания, и их нервные копии передаются в мозг, к великой серой мантии его коры. Мы используем их для создания динамичных и постоянно обновляемых нейронных карт внешнего мира, нашего места и ориентации в нем, а также происходящих в нем событий. На уровне ощущения ваши и мои образы по существу одни и те же, их легко идентифицировать путем словесного описания или по общей реакции.
Но помимо этого каждый образ связан с генетической информацией и с накопленным индивидуальным опытом, который и делает каждого из нас уникальным и неповторимым. На основе этого интегрального опыта каждый из нас конструирует на высшем уровне своего перцептивного опыта свой собственный, очень личный взгляд изнутри".
Итак, мы видим, что необыкновенная пластичность всех структурно-функциональных свойств мозга, делает возможным его искусственное интенсивное развитие и переустройство для более активной и более эффективной работы, как, например, у знаменитого журналиста Шерешевского, которого много лет исследовал академик А. Р. Лурия. Шерешевский от природы обладал СК-Сверхсознанием, владея многими чудесными способностями. Так, например, его память не знала границ, он мог запомнить мгновенно любой объем информации и в любой момент легко воспроизвести запомненное, даже спустя десятки лет. Шерешевский и Лурия объясняли эти сверхспособности особым образным (эйдетическим) умозрительным мышлением. "Перед ним возникают ясные образы, когда он читает или что-либо делает, ощущаемость, которых даже выше реальных и все его мышление - это дальнейшие мозговые операции с этими образами". Слыша или читая слова, Шерешевский сразу видел предмет ("Другие думают, что я вижу основные образы и их мелькание! Я понимаю только суть всего в виде картинки, то есть я понимаю и думаю именно этими, отражающими главную суть, картинками".) У Шерешевского была очень развита связь его интеллекта с зрительно-мозговым механизмом. Визуальные образы сопровождали любое его самое сложное и абстрактное мысленное конструирование.
Аналогичным "визуальным мышлением" обладал и великий физик А. Эйнштейн, который говорил: "У меня очень часто все элементы мышления носят визуальный, или двигательный характер".
Исходя из приведенных и многих других примеров, мы видим, что сознание и мышление человека при специальном развитии может быть семи видов:
1. Словесно-логическое мышление (левомозговое).
2. Чувственно-образное и двигательное (правомозговое).
3. Цвето-символическое (в виде цветных символов).
4. Цветомышление (в виде мелькания и "игры" цвета).
5. Светомышление (в виде инсайтной "игры" бесцветных электромагнитных волн).
6. Светокартинное мышление (в виде телепатически излучаемых во Вселенную картин).
7. Духовное мышление (индивидуальное мышление растворено в общекосмическом).
Итак, визуальное или зрительное мышление - это способность порождать зрительные образы, которые несут смысловую нагрузку и делают идеи и размышления видимыми картинами.
Ввиду важности для СК-метода вопроса о наличии у человека двух мозгов - левого и правого, а значит, и двух разных и самостоятельных психик, я, не боясь повториться, приведу мнение еще нескольких ученых на эту тему.
Анатомические данные, полученные в Московском Институте мозга АМН СССР, а также результаты исследований зарубежных авторов свидетельствуют, что уже у животных (крыс, кошек, обезьян) имеются анатомические различия в строении левого и правого полушарий. Наиболее отчетливые отличия наблюдаются в височной области. Так, было показано, что у шимпанзе и макаки-резуса длина сильвиевой борозды в левом полушарии больше, чем в правом.
Московским Институтом мозга АМН СССР специально изучался вопрос о "структурных предпосылках" межполушарной асимметрии мозга человека. Еще в 30-40-е годы сотрудники этого института Е. П. Коновалова, И. А. Станкевич, С. М. Блинков и другие обнаружили структурные различия полей правого и левого полушарий.
При оценке размеров и площадей полей правого и левого полушарий было установлено, что общая площадь нижней лобной извилины у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. Рядом авторов показано, что у правшей при очень высокой вариабельности борозд и извилин в левом и правом полушариях оперкулярная зона (или зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом.
По данным И. Н. Боголеповой с сотрудниками, более чем в 54% случаев длина левого полушария превышает длину правого. Степень вертикальной упорядоченности поперечника коры, и прежде всего 3-го слоя (богатого ассоциативными связями) достоверно выше в корковых полях мозга человека по сравнению с высшими приматами и существенно выше в нижелобных и височных областях левого полушария по сравнению с правым.
Изучение структуры полей коры у человека на нейронном уровне также выявило латеральные различия. Установлено, что размеры нейронов 3-го и 5-го слоев в полях 44-м и 45-м в левом полушарии больше, чем в правом, как и гигантские пирамидальные клетки Беца в 5-м слое 4-го моторного поля в левом полушарии превышают те же нейроны в правом полушарии. Имеются данные о морфологическом различии в организации левого и правого та-ламуса и левого и правого хвостатого ядра. Особенно четкая асимметрия строения наблюдается в тех ядрах таламуса, которые связаны с речевыми функциями (например, заднее латеральное ядро, которое имеет проекции к задней височно-теменной и к нижнетеменной коре).
Физиологические данные по проблеме функциональной асимметрии полушарий голевного мозга, полученные рядом отечественных и зарубежных авторов, свидетельствуют о том, что асимметрия полушарий головного мозга четко проявляется, в условиях психической деятельности.
Многими авторами изучаются ЭЭГ-проявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга как в состоянии покоя, так и во время психической деятельности. При изучении межполушарных различий ЭЭГ в состоянии покоя одни исследователи отмечают значительную выраженность депрессии альфа-ритма в левом полушарии по сравнению с правым, другие считают альфа-компоненты спектра ЭЭГ симметричными. Однако при интеллектуальной деятельности межполушарная асимметрия по показателям альфа-ритма усиливается. Большинство авторов утверждают, что во время интеллектуальной деятельности выраженность альфа-ритма по амплитуде, индексу или суммарной энергии в левом полушарии ниже, чем в правом. Причем по одним данным при вербальной деятельности асимметрия альфа-активности выражена сильнее, чем при наглядной, по другим - это различие не обнаружено. М. В. Сербиенко и Г. Н. Орбачевская выявили правостороннее доминирование альфа-депрессии при наглядно-образных формах психической деятельности и левостороннее - при вербальных.
По данным А. Н. Соколова и его сотрудников, у здоровых испытуемых наблюдаются различные паттерны межполушарной асимметрии (по показателям альфа- и бета ритмов) при выполнении разных видов деятельности. При переходе от невербальных заданий к вербальным происходит или уменьшение правополушарного доминирования реакции активации, или смена правополушарного доминирования на левополутарное. Усиление межполушарной асимметрии биопотенциалов и связь паттернов активации с характером интеллектуальной деятельности были установлены и при использовании показателей пространственной синхронизации биопотенциалов.
Заметное место в физиологическом изучении проблемы функциональной асимметрии полушарий головного мозга занимает метод регистрации вызванных потенциалов. По данным Э. А. Костандова, вызванные потенциалы в задних отделах правого полушария опережают по времени вызванные потенциалы в левом полушарии, - что расценивается как доказательство того, что в правом полушарии осуществляется первичный зрительно-пространственный анализ стимулов.
По другим данным, вызванные потенциалы в правой височной области в ответ на зрительное структурное изображение характеризуются более богатым составом ранних составляющих, чем в левом полушарии. Уровень межполушарной асимметрии вызванных потенциалов (при прочих равных условиях) зависит от характера стимула и области регистрации ответа: при предъявлении и вербальных, и невербальных пространственно-структурных стимулов асимметрия вызванных потенциалов максимально выражена в височных областях коры.
Асимметрия зрительных вызванных потенциалов на сложные стимулы (предметные изображения, наложенные друг на друга) обнаружена и в премоторных областях мозга, причем при субъективно трудных для испытуемого заданиях степень асимметрии вызванных потенциалов возрастает.
Эти и многие другие физиологические данные свидетельствуют о том, что лево-правая асимметрия биопотенциалов характерна для нормы и проявляется особенно четко в условиях психической деятельности. Асимметрия биопотенциалов носит региональный характер и зависит от характера выполняемого задания (деятельности).
Как известно, выделяют моторные, сенсорные и "психические" асимметрии, причем каждая из этих асимметрий подразделяется на множество более парциальных видов. Внутри моторной асимметрии могут быть выделены ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная, однако другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной изучены на сегодня недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и другие. К психическим - асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнемических, интеллектуальных).
По мнению Н. Н. Брагиной и Т. А. Доброхотовой, психические асимметрии следует рассматривать как "вершинные" асимметрии в природе, выражающие собой максимальный уровень функциональной организации системы.
Нейропсихологическое изучение нарушений различных психических функций (памяти, интеллектуальной деятельности, произвольных движений и прочего) показало, что произвольный уровень управления психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольный, автоматический - структурами правого. Описаны латеральные особенности нарушений и ряда других познавательных и эмоциональных процессов.
Различие левополушарных и правополушарных нейропсихо-логических синдромов очевидно, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений высших психических функций, возникающих при поражении тех или иных структур правого полушария, встречаются еще с рядом трудностей.
Как известно, индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий головного мозга определяется сочетанием проявлений неравенства в моторной, сенсорной, психической сферах. Только учет признаков всех этих асимметрий может дать представление об индивидуальном профиле функциональной организации данного человека.
Неоднозначен пока ответ на вопрос о наличии в психике такого основания, по к~бторому, пусть и с некоторой долей условности, можно было бы отнести человека к право-левополушарному типу. Неизвестно, каким образом можно определить тот психический параметр, по которему вт моторной и сенсорной сферах преобладают асимметричные люди, а среди асимметричных предпочитающих правую руку (глаз, ухо), достоверно больше, чем леворуких.
В литературе известны систематизации типов психической деятельности в зависимости от соматического развития, телосложения человека и тому подобного. Важно заметить, что различие типов психической деятельности уже давно стало предметом изучения. Еще И. П. Павлов различал художественный, мыслительный и средний типы людей, определяемые, возможно, преобладанием правого и левого полушарий в их парной работе или относительным их равенством.
Отмечена связь "психологических особенностей" личности с "особенностями протекания процессов на вегетативном и биохимическом уровнях". И это не случайно, поскольку психическая Деятельность обеспечивается функционированием целостного организма, работой всех его систем.
Индивидуальный профиль и выраженность функциональной асимметрии человека выступают как весьма подвижная характеристика, определяющаяся как врожденными биологическими склонностями организма, так и социальными факторами; она отражается на качестве и эффективности деятельности субъекта, но и содержание последней сказывается на степени выраженности асимметрий.
О том, что человек асимметричен в психике, говорят исследования, в которых с точки зрения теории симметрии рассматриваются произведения литературы, искусства, архитектуры, науки и так далее, то есть всего того, что представляет собой результат психической деятельности человека (человечества) и хранит в себе особенности, неповторимую индивидуальность психических возможностей своих создателей. Эти творения изучаются, как и все внешние, существующие независимо от человека объекты. Например, с таких позиций рассматриваются стихотворные размеры, ритм.
Также являются предметом исследования особенности восприятия продуктов творчества с позиций функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Причем, многие исследователи акцентируют внимание на том, что наиболее высокие результаты достигаются в случаях, когда оба полушария функционируют максимально эффективно. К примеру, Д. Леви в отношении высокоодаренных музыкантов считает, что "чем больше талант, тем более билатерально распределены способности".
Не следует, однако, упускать из вида, что не только правое и левое полушария функционально тесно взаимосвязаны, - субъект, человек действует как единая, целостная личность.
При рождении человека каждое из двух полушарий имеет потенциал контролировать большинство, а возможно, и все виды функций организма. Однако полушария вскоре начинают "специализироваться": у большинства людей - тех, кто пишет правой рукой, - левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и многое другое, включая движения правой стороны тела. Правое полушарие "контролирует" образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами (ощущениями). Предполагают также, что существует связь между правым полушарием и чувством юмора. Это же полушарие управляет движениями левой части тела. В то же время человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария либо являться представителем "смешанного мозга".
Обрабатывающие информацию в основном при помощи левого полушария любят иметь дело с проблемами, решаемыми логическим путем, и являются активными и разговорчивыми людьми. Скорее конформисты, они ищут точные факты и любят конструктивные предписания (задания). Они скорее сделают выводы, чем произведут новые идеи, и, в сущности, они скорее улучшат существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое. Им нравится работать в проблемно-ориентированных органи-зациях, имеющих четкую структуру, налаженный контволь и ясно очерченный круг ответственности. Прежде организации и системы работы были по преимуществу "правомозговыми". "Многие системы, возможно, начали превращаться в "левомозговые" после Ф. Тэйлора, основателя научного менеджмента.
Люди, обрабатывающие информацию при помощи правого полушария, "сильны" вопросами, решаемыми интуитивным путем, и очень хорошо образно мыслят. Им нравится изобретение, нахождение главной идеи, открытие через проблемную ситуацию. Они чаще не являются конформистами (приспосабливающимися). Обрабатывающие информацию при помощи правого полушария часто предпочитают организации, которые имеют идеалистические цели, и такие, где они могут проявить личную инициативу. Им нравятся гибкие правила и они существенным образом человеко - ориентированные.
Люди со "смешанным" мозгом используют стратегии левого или правого полушария в соответствии с ситуацией. Однако не бесспорно, что смешанная обработка информации имеет преимущество, например, в области кадровой работы.
Т. Мили утверждает, что существует важная отрасль знания о соответствующих склонностях левосторонних ("левшей") и правосторонних ("правшей") людей, а также о том, что, не игнорируя их как в проектировании и компоновке рабочих мест, так и в решениях по комплектованию штата и его расстановке, менеджеры могли бы серьезно улучшить исполнение работы служащими. Особенно это касается правильного использования "левшей", которые составляют примерно 10% всех людей и среди которых часто встречаются одаренные люди (например, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Чарли Чаплин, В. И. Даль, И. П. Павлов и многие другие).
Леворукость нельзя считать болезнью или, тем более, психическим отклонением, однако иные родители, а зачастую и учителя, пытаются переучивать таких детей. Ученые же убеждены: насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку природа не прощает стремления переиначить то, что она заложила в самые сокровенные глубины организма. Не случайно тот же Т. Мили, обративший пристальное внимание на проблему леворукости служащих, обнаружил среди своих клиентов более 60% "левшей", страдающих от различных стрессов. При этом "леворукие" называли широкий круг причин (личные иди семейные проблемы, неопределенность карьеры, ухудшающееся исполнение работы и так далее), кроме единственно верной. В основе же такого стресса лежит, как правило, невозможность "правомозговой" личности ("левши") приспособиться к другощг миру - миру, который является "левомозговым".
Поэтому при поисках путей улучшения работы с персоналом необходимо учитывать фактор "леворукости" в проектировании оборудования и деловой мебели, планировании рабочего места, решениях по вербовке, отбору и развитии карьеры специалистов. Тем более, по наблюдениям Т. Мили, почти все леворукие - "белые воротнички", большинство из них мужчины, часто менеджеры и сотрудники творческой направленности. Так, 8 из 10 сотрудников творческого отдела одного из американских рекламных агентств оказались "левшами", а научный отдел одной из ведущих промышленных организаций, состоящий из 12 сотрудников, включал 11 "левшей" во главе с руководителем подразделения. Иными словами, используя "правомозговых" людей для выполнения "левомозговой" работы, организация не только губит таланты, но и плодит неудовлетворенных работой служащих, что неминуемо сказывается на текучести персонала, а значит, и на результатах деятельности всей фирмы.
Как же определить, "левша" ли перед вами и каковы возможные проявления этого? Психологи дают следующие рекомендации:
1) во-первых, вы можете увидеть леворукость служащих при письме или заметить, что они пользуются левой рукой, много жестикулируя;
2) во-вторых, используйте наблюдения за движением глаз говорящего: "правши" при задумчивости обращают взор вправо, а "левши", наоборот, - влево;
3) в-третьих, изучите интересы досуга служащего, которые у "левшей" часто связаны с необходимостью обязательности и не посредственного восприятия. Если вы видите в данных о кандидате при поступлении на работу, что его интересы включают виндсерфинг, парусный спорт, изготовление моделей (например, авиа моделирование), альпинизм, игры с ракеткой (теннис, бадминтон), вполне возможно, что перед вами "левша".
Естественно, что осязательная привлекательность для "левшей" относится не только к досугу; она может распространяться также на работу. И здесь часто заключается проблема, поскольку традиционно любой связанный с осязанием род занятий принято относить только к ручному (физическому) труду. В связи с этим "левши" могут иметь трудности с карьерой. Для того чтобы такого не происходило, необходимо уже на этапе приема на работу предусмотреть оптимальное использование работника с учетом фактора леворукости.
С различиями в работе полушарий головного мозга человека, их асимметрией связаны, как уже отмечалось, общие и специальные способности, изучение и своевременное развитие которых имеет большое значение для практики профессионального отбора. Дело в том, что индивидуально-типические особенности, обусловленные функционированием различных участков мозга, являются, как правило, врожденными и слабо поддаются коррекции. Вместе с тем современными исследователями установлено, что преобладание в психической деятельности человека того или иного полушария во многом определяет профессиональный выбор и успешность его реализации, поэтому раннее выявление таких особенностей способствует оптимизации планирования жизненного пути личности, а также улучшению работы с персоналом.
Определение профессиональной пригодности того или иного человека к соответствующему виду деятельности возможно на основе изучения врожденных индивидуально-типических признаков, к числу которых относятся: тип переплетения пальцев, ведущая рука, доминирующий глаз и другие. Например, профессию управленца можно отнести к профессиям абсолютного типа пригодности. Такой подход ставит проблему строгого психологического отбора, в связи с чем и представляет интерес анализ взаимозависимости между успешностью управленческой деятельности и врожденными индивидуально-типическими признаками человека.
Для выявления названных признаков можно использовать методику психологов Т. К. Чернаенко и Б. В. Блинова, позволяющую выявить тип переплетения пальцев, доминирование правого или левого глаза, ведущую руку.
Как показали исследования, проведенные названными учеными, в группе лучших руководителей наблюдаются три следующих профиля:
1) сочетание правого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и правой руки в "позе Наполеона";
2) сочетание правого ведущего глаза, правого типа переплетения пальцев и правой руки в "позе Наполеона";
3) сочетание левого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и левой руки в "позе Наполеона".
Низкой психологической пригодности к управленческой деятельности соответствуют профили типа сочетания левого ведущего глаза, левого типа переплетения пальцев и правой руки в "позе Наполеона", а также правого ведущего глаза, правого типа переплетения пальцев и левой руки в "позе Наполеона".
При этом было также выявлено следующее. Руководители с левым ведущим глазом оказались более консервативными и скептичными. Они несколько медленнее соображают по сравнению с "правоглазыми", и у них сильнее выражено стремление к доминированию, потребность в признании. Они более агрессивны, активнее стремятся к независимости. Руководители с данным признаком более тревожны, нервозны, более эмоциональны, чем "право-глазые", менее устойчивы к стрессу, менее адаптивны, хотя и более активны.
Руководители с правым ведущим глазом являются более гибкими, спокойнее относятся к переменам, не боятся нового. Их поведение более адаптивно, они более социабельны и контактны. У них меньше выражена потребность в "отдельности", больше - в единении.
Обладатели правого типа переплетения пальцев более недоверчивы, фиксированы на неудачах, склонны к соперничеству. У них больше выражены самодостаточность, стремление к независимости, самостоятельности. Лица с левым типом переплетения пальцев более социабельны, уступчивы и терпеливы. У них сильнее выражены предрасположенность к групповой деятельности и "чувство локтя".
Основные закономерности функционирования сознания. Системный подход к человеку как многоуровневой живой системе дает основание рассматривать сознание как высший уровень этой системы, который сформировался в процессе эволюционно-исто-рического развития человека под решающим воздействием труда и общественных отношений. Сознание имеет свою естественную основу, материальным субстратом которой является головной мозг. Последний имеет "многоэтажную" структуру. Поэтому можно полагать, что и формирование психики наших предков осуществлялось в определенной последовательности.
Наиболее древним структурам головного мозга соответствуют простейшие нервно-психические процессы, присущие не только человеку, но и высшим животным. К ним прежде всего относятся те процессы, в основе которых лежат органы чувств, с их представительством в коре головного мозга.
На каждом определенном этапе эволюции шло напластование новых структур головного мозга, а с ним и появление новых психических функций. При этом низшие функции не устранялись, а вступали во взаимодействие с высшими. В результате их интеграции возникали качественно новые элементы психической деятельности. Так, взаимодействие нескольких разных по своему характеру видов ощущений при непосредственном участии других психических процессов служило основой для формирования качественно новых компонентов - восприятия, представления, воображения.
В результате этого и отражение реальной действительности поднималось на качественно новый уровень, становилось более полным. Усложняющееся строение головного мозга служило объективной предпосылкой появления рассудочной деятельности.
С постепенным подключением трудовой деятельности, речи и формированием общественных отношений развивались высшие отделы коры головного мозга, которые в свою очередь оказывали воздействие на трудовую деятельность, речь, общественные отношения и мышление. В конечном счете появилась та иерархическая система психических функций, которая послужила основой для формирования сознания. Весь этот процесс носил закономерный характер. Поэтому и в основе деятельности сознания существуют строго определенные закономерности. Сознание функционирует по законам особо сложной саморегулирующейся системы. Они сводятся к следующему.
1. Сознание не может нормально действовать в том случае, когда выпадает тот или иной элемент его как системы. В этом случае система перестает быть целостной, и хотя она продолжает функционировать, в ее поведении обнаруживается явный или скрытый изъян. И в зависимости от того, какой конкретный элемент выпадает, степень нарушения сознания бывает различной. При отсутствии филогенетически наиболее древних элементов система страдает в меньшей степени и, наоборот, в случае полного выпадения высших психических функций сознание как система нормально функционировать не может. Например, выпадение одного из видов ощущений (скажем, тактильного) отразится на сознании в гораздо меньшей степени, чем потеря памяти. Это связано с тем, что высшие формы отражения действительности интегрируют в себе низшие, но не сводятся к ним.
Память хранит в себе следы всех видов ощущений, поэтому выпадение одного из них хотя и скажется в какой-то мере на сознании, однако полностью его не блокирует, так как сохранившиеся виды ощущений как бы компенсируют, восполняют функцию утраченного элемента. Когда же полностью выпадает функция памяти, хранящей следы всех видов ощущений, сознание резко нарушается и практически функционировать не может.
Такое явление можно объяснить тем, что у всех людей однотипное строение мозга. Причем мозг всякого физически здорового и психически полноценного человека наделен строго определенным количеством структурных образований. Любое отклонение от этого сопровождается теми или иными изменениями в психической сфере.
Следовательно, первая закономерность функционирования сознания как социально интегрированной системы психических функций человека сводится к сохранению и поддержанию целостности этой системы.
2. Все компоненты сознания строго специализированы. Каждая психическая функция, входящая в общую структуру сознания, играет свою ничем не заменимую роль. Ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь - все они строго специализированы.
3. Между всеми-элементами сознания существует особый характер связи - не просто взаимодействие, а взаимосодействие.
Один элемент сознания, вступая в связь с другим, содействует его работе. Эту закономерность мы наблюдаем уже на самом "нижнем этаже" нашего сознания и прослеживаем ее на всех уровнях.
Возьмем, например, ощущения, восприятия и представления, как первичные элементы познавательного процесса. Каждый вид ощущений дает возможность познать какую-то одну сторону или свойство предмета.
Однако в процессе познания все виды ощущений дополняют друг друга и тем самым создают условия для более полного, всестороннего познания. Таким образом, на их основе формируется новый элемент сознания - восприятие. В свою очередь, без участия памяти все наши ощущения потеряли бы свое значение как элементы сознания. Память хранит и воспроизводит следы ранее полученных ощущений. Благодаря этому мы получаем возможность воспроизвести образ того, с чем встречались ранее. Без взаимодополняющих функций элементов сознания не было бы сколько-нибудь цельной системы.
4. Четвертая закономерность проявляется в интеграции низших уровней системы высшими. Сознание, как уже говорилось, представляет собой интегрированную систему психических функций человека. Высшие уровни системы включают а себя низшие, но отнюдь не сводятся к ним. В то же время сознание - это не простая сумма психических функций, а качественно новое состояние.
5. Все элементы сознания социализированы, а само сознание как система представляет собой высшую степень социализации. Иными словами, сознание присуще только человеку как Общественному существу и формируется только в процессе общййменной жизни. В тех же редких случаях, когда по тем или иным причинам физиологические процессы, происходящие в головном
мозге человека, не подвергаются социализации (например, у детей-маугли), сознание сформироваться не может.
6. В обычных условиях все элементы сознания как системы функционируют по единой программе. Когда же в деятельности различных элементов сознания появляется разобщенность, и они выходят из-под контроля общей программы г начинают работать изолированно друг от друга, формируется психическая болезнь.
Наблюдение за поведением таких больных показывает, что они могут испытывать те или иные ощущения, у них имеются отдельные элементы восприятий, представлений, следы сохранившейся памяти, обрывки речи и т. д. Но все эти элементы сознания носят неупорядоченный характер, они разорваны, фрагментарны, каждый элемент сознания функционирует сам по себе, В результате в структуре сознания возникает тот беспорядок, который проявляет себя в особенностях патологического мышления, в речи и поведении психического больного. Нормальное же функционирование сознания предполагает участие в нем всех его элементов, выполнение каждым из них специфической роли, взаимодополняющий, взаимосодействующий принцип функционирования, интеграцию низших психических уровней высшими. При этом объединяющим, системообразующим фактором выступает конечный результат функционирования сознание, который поначалу сводится адекватному отражению реальной действительности, правильному пониманию всего того, что происходит в окружающем мире и в нас самих.
Однако конечная цель функционирования сознания этим не исчерпывается. Сознание, будучи социально интегрированной системой психических функций, в то же время является одним из пяти ранее обсуждавшихся уровней живой системы. Поэтому все элементы сознания, будучи специализированными, функционируют по единой стратегической программе, продиктованной конечным результатом функционирования не только самого сознания, но и всей живой системы в целом, т. е. человека.
Иначе говоря, все атрибуты сознания, которые приобрел человек, служат в конечном счете тем же целя", что и биологические механизмы, - поддержанию нормальной жизнедеятельности человека, сохранению его как живой системы и развитию.





БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Язык Бога, язык Космического Разума,
Вселенский язык смыслов,
язык СК-Сверхсознания, язык телепатии
и ясновидения - все это и многое другое
есть священный первояэык образов.
Д. В. Кандыба

Приступая к работе над СК-методом, необходимо иметь ясное представление о функциях человеческого разума, особенно "oft глубинной его области, в которой скрыты истоки абсолютного большинства наших личностных проблем. Ведь вам предстоит найти рычаги влияния на подсознание и научиться извлекать из глубин его всю необходимую информацию, Идеальным средством для достижения этой цели является СК-метод.
Как устроен внутренний разум. О том что где-то в недрах нашего сознания существует еще и некое "внутдоннее Я", слышал, наверное, каждый. "Ид", сублиминал , "субъективное со" знание" - эти и многие другие термины знаменуют предпринимавшиеся в разное время многочисленные попытки как-то его обозначить.
Наибольшее распространение в научной литературе получил термин "бессознательное", до поскольку "в нем заложена определенная двусмысленность, давайте условимся называть интересующую нас область человеческого разума подсознанием. ,
О внутреннем разуме и его особенностях- вам, к сожалению, известно очень немного. В XX в. границы наших знаний о себе были значительно раздвинуты Зигмундом Фрейдом, великим создателем психоанализа, но после его смерти исследования в этой области не продвинулись практически ни на шаг. И это опять-таки в высшей степени удивительно, ведь сам по себе факт эмоциональной обусловленности подавляющего большинства заболеваний ни у кого сомнений не вызывает.
Специалисты расходятся лишь в количественных оценках: одни называют цифру 70 процентов, а ведущий канадский психиатр Франс Сели считает психосоматическими 100 процентов заболеваний, включая инфекционные (поскольку психологический стресс, снижая сопротивляемость организма, делает его практически беззащитным).
Человеческий разум, по Фрейду, как бы состоит из трех "отсеков": это логически мыслящего "слоя"), супер - эго (собственно сознания - в привычных наших категориях) и загадочного Ид - вместилища базовых инстинктов и механизма памяти. Позже Фрейд "открыл" еще так называемое предсознание, "поместив" его между "Ид" и "это" под нижней границей "сознания". Принятый нами термин "подсознание" будет объединять в себе "предсознание". "Ид" и "суперэго".
Выдающийся швейцарский ученый Карл Юнг называл "спер эго" сверхсознанием, отводя ему роль духовного центра, напрямую связанного с Богом или частью Высшего Разумам Существуют и другие модели внутреннего разума; одну из них разработала Анита Мель, выдающаяся женщина-психиатр, пытавшаяся разгадать тайну подсознания, экспериментируя с так называемым "автоматическим письмом".
Суть феномена, говоря коротко, такова: при определенных условиях подсознание способно взять под контроль мышцы пишущей руки и достаточно связно изложить на бумаге свои собственные мысли. Субъект при этом вполне может читать, скажем, книгу или журнал; некоторым удается еще и писать что-нибудь свободной рукой, выполняя таким образом при этом три интеллектуальн

Наши рекомендации