Для людей пара, страдающих болезнями влаги
Внешние проявления:
крепкое телосложение; полнота; толстая, влажная кожа с бледным оттенком; широкое и круглое лицо; обильный волосяной покров; крупный нос; большие и влажные глаза; толстые губы; крупные и белые зубы; большие кисти и стопы (част холодные и влажные); широкие ногти.
Эмоциональность: склонность к сентиментальности и банальностям, неразговорчивость, тугодумие.
Внутренние проявления: тяжесть в теле; вялость; апатия; озноб; отрыжка и рвота; головокружения; пониженная температура тела; снижение интеллекта; сонливость; у женщин — небольшие спазмы при менструации; потеря остроты обоняния и вкуса; частые позывы на мочеиспускание;
вялость потенции; плохое пищеварение с пучением живота; усиленное сердцебиение; боли в груди и горле (часто с затруднением дыхания); боли в пояснице, желудке, селезенке и почках.
Обычные процедуры:
согревающие компрессы; физическая и умственная нагрузка; очистительные ритуалы; лечение гипнозом; голодание; чтение текстов; растирания; прием в малых дозах препаратов, повышающих тонус; изгнание духов прижиганием и высасыванием.
Последнюю группу лечить труднее всего, поскольку-дисбаланс вызывают нарушения в протекании сразу двух энергий: тюй ныхы (Неба) и таси ныхы (Земли), о чем речь пойдет в следующих главах. Люди пара вообще, как правило, не хотят принимать наставления целителя, считая, что причина их недомогания заключается в чем-то ином. Им нужно больше двигаться, лучшее лекарство для них — работа.
При первичном обследовании необходимо помнить, что наличие даже нескольких симптомов не дает права однозначно причислять пациента к тому или иному типу. Для более или менее точной диагностики необходимо восемь и более проявлений, обнаруженных сразу. Если целитель определил тип больного, он должен проверить, не вызвано ли обострение внешними неблагоприятными факторами, и назначить ему иной распорядок жизни и рацион питания. Иногда этого бывает достаточно, чтобы больной резко пошел на поправку, а в ряде случаев перемена обстановки вообще приводит к выздоровлению.
Следующие таблицы помогут начинающему цсли- телю-практпку понять суть болезни и произвести первые манипуляции над духами их спровоцировавшими.
Для людей холода
неблагоприятные факторы | благоприятные факторы |
холод | жара |
зима | лето |
старость | размышления о человеке |
физические усилия | умственная работа |
подвижность | покой |
недосыпание | дневной сон |
зависть | чтение сказаний и притч |
частые половые сношения | умеренные половые сношения |
холодный душ | согревающие ванны |
волнение | уравновешенность |
голодание | своевременное питание |
некалорийная пища | питательная пища |
холодная пища | горячая пища |
легкая пища | тяжелая пища |
грубая пища | кислая пища |
горькая пища | сладкая пища |
пресная пища | соленая пища |
сухая пища | маслянистая пища |
постная пища | острая пища |
Для людей жара | |
неблагоприятные факторы | благоприятные факторы |
жара | холод |
л его | зима |
зрелость | размышления о Вселенной |
тяжелая работа | отдых |
спортивные состязания | статические медитации |
дневной сон | перемена рода деятельности |
гнев | спокойствие |
гордыня | чтение сказаний и мифов |
полонос воздержание | умеренные половые сношения |
горячие панны | холодный душ |
острая ншца | пресная пища |
горячая пища | холодная пища |
маслянистая пища | вяжущая пища |
кислая пища | сладкая пища |
соленая пища | горькая пища |
плохоперсвариваемая пища | легкоусваиваемая пища |
Для людей пара
неблагоприятные факторы | благоприятные факторы |
сырость | сухость |
прохлада | тепло |
осень, весна | лето, зима |
детство | размышления о жизни |
вялость | подвижность |
сон после еды и днем | занятость |
незнание | умс твенная работа |
безделие | физическая работа |
половое воздержание | частые сексуальные сношения |
переедание | умеренная еда |
холодная или остывшая пиша | теплая (слегка подогретая) нища |
тяжелая пн и да | легкая пища |
жирная пища | грубая пища |
сырая пища (овощи) | пища, приготовленная на огне |
маслянис тая пгаца | вяжущая пища |
горькая пища | острая пища |
сладкая пища | кислая пища |
пережаренная | хорошо приготовленная пища |
или недоваренная пища |
СИСТЕМА ТРЕХ ВЗРЫВОВ ТУВИНСКОГО ШАМАНА Н. ООРЖАКА[17]
В тувинском языке слово «шаман» звучит как «хам» («кам»). Этот термин имеет, помимо основного, скрытый смысл, зашифрованный в трёх буквах — «X», «А», «М». Первый звук «X» — эго «хайлыг»[18] — «зло», которое причиняет страдание. «А» имеет значение «аарыг» — «болезнь», а «М» — эго «меге», переводимое, как «обман». Таким образом получается, что хам[19] — это че-
човек, который обманывает болезнь, избавляет других от страданий. Прежде всего он работает с духами болезней, а не с людьми. Вообще, настоящие шаманы не печат людей, а помогают им лечиться самостоятельно и даже заставляют их работать над собой. Если человек по каким-либо причинам не может успокоиться, изменить свой взгляд на жизнь, шаман намеренно помещает в него страх. Он говорит, что злая сила пришла от предков, она может погубить человека в молодости и перенестись на его детей и внуков. В ходе камлания шаман призывает духов-помощников, предков и открывает пациент)' третий глаз, особую точку, расположенную чуть выше бровей (чокыр Тигра). После выяснения причин стрессового состояния эго помогает поднять интуицию человека, чтобы он сам вспомнил начало конфликта и свои ощущения при этом. Затем шаман притягивает прошлое и будущее больного в его настоящее. Сознание пациента расширяется и приходит исцеление. Вообще, для достижения чего бы то ни было требуется объединение трех сил.
Начало всего есть дыхание. Многие болезни происходят из-за того, что человек неправильно дышит. Страх или злоба вызывают нарушения в дыхании, и у человека буквально подкашиваются ноги[20].
Любое желание, любое творчество, любая болезнь начинаются со взрыва. Чтобы приблизиться к пониманию того, что представляет из себя этот взрыв, можно прибегнуть к следующему описанию. Как известно, окружающее отражается в человеческом глазу вверх ногами и только в сознании переворачивается вновь, то есть происходит взрыв (см. рис. 49). Таким образом, изображение проходит через несколько стадий: прямое — на поверхности глаза, обратное — внутри глаза и вновь прямое — в мозгу. Спровоцировать взрыв может все что угодно. Всего существует три источника взрыва: взрыв сознания, взрыв духа и взрыв души[21]. Любое начинание управляется сознанием, центр которого находится в точке Тигра. Изменения происходят с помощью силы духа, исходящей из Пустоты и поднимающейся из Черепахи. Остановка зависит от силы души с центром в Пауке.
Сознание — это зерно, посаженное во Вселенной для самораскрытия и роста. Оно периодически склонно взрываться, особенно когда знания приобретаются. но не используются, что становится причиной жизни в иллюзиях. Болезни как раз и питаются этим. Сознание объединяет силы Огня и Воды[22] в теле человека. От их баланса непосредственно зависит здоровье. Сознание также является генератором будущего и аккумулятором прошлого, из которого человек черпает свою силу для творчества. Оно всегда хочет понять, хочет творить. Связывая прошлое и будущее с на стоящим, шаман даст ход выздоровлению. Только так можно исцелить человека. Во время ритуала сознание позвращается в настоящее, очищается, но зло не переходит в будущее и не отражается на детях. При этом сила предков из прошлого перетекает в настоящее и способствует выздоровлению и достижению поставленной цели. Взрыв сознания часто происходит у одаренных, интеллектуальных людей, стремящихся к знаниям. Часто они живут в своем собственном воображении. принимая энергию из прошлого и будущего, но не используя настоящего. При этом нередко пропадает вдохновение. Им нужно остановиться, успокоить душу, притянуть ее в настоящее и вернуть силу духа, связь с которой была утрачена. Шаману, чтобы найти ее, необходимо сосредоточиться на своем сознании. Когда оно откроется, придут помощники и ответят на любые вопросы.
Дух — это пространство, находящееся внутри и вовне нас. Каждая вещь притягивается духом. Он создает Пустоту, которую мы в обычном состоянии сознания не используем и не ощущаем. Мы не умеем расслабляться и поэтому не можем понять силу духа. Шаманы знают закон, согласно которому исцеление напрямую зависит от расслабления. Сила духа находится в суставах. Чем больше расслабление, тем лучше проходит исцеление. Именно дух создает спокойствие, поэтому шаман всегда хочет почувствовать, найти его, чтобы начать использовать отраженную энергию взрыва в созидательных целях. Духовный взрыв может произойти во время обряда посвящения. Человек при этом может просто сойти с ума. Взрыв о тбрасывает человека в его собственное будущее, отличное от будущего окружающих его людей. Такого человека можно вылечить, если заставить его выполнять обычную тяжелую работу. Неумение войти в силу пространства своего духа влечет за собой навязчивые мысли.
Под душой следует понимать любые желания, возникающие в сознании: ощущение времени: тягу к творчеству и т. д. Мы знаем, что желание всегда сопровождается взрывом. Это душа заставляет сознание взрываться. Часто это приводит к болезням, вызванным страхами, той силой, которая разрушает самого человека. Взрыв души переносит сознание из настоящего в прошлое. Шаман своими силами останавливает время. Простые люди, как правило, не могут этого сделать, потому что все время торопятся и потому совершают ошибки.
При взрыве любого происхождения в голове образуется некая расходящаяся волна. Это похоже на взрыв звезды, вызванный давлением силы. Если принять, что человек является зеркальной копией Вселенной, то звезду можно отождествить с сердцем. Взрывная волна, вызванная, например, стрессом, вначале поражает горло (чокыр Паука). В это время человек ощущает, что в его дыхании произошел сбой: либо оно прервалось, либо участилось. Далее волна опускается в низ живота (чокыр Черепахи), а затем поднимается и останавливается в солнечном сплетении (чокыр Быка) (см. рис. 50 а). При этом пропадает аппетит и нарушается сон. Даже мысль может быть зажата между ребрами, и тогда возникает ощущение «камня в груди». С течением времени взрывная волна, S-образно связывающая эти центры, пропадает, но вызванные ею нарушения остаются (см. рис. 50 б). Шаман при работе с пациентом должен вновь восстановить эту волну, чтобы в сознании возникла связь между прошлым и будущим. Только тогда, когда человек знает причину своей болезни, он может выздороветь. Источник болезни(тот или иной взрыв) иногда находится так далеко в прошлом, что проецируется на больного от его предков.
Именно с помощью духа шаман может понять это, так как дух притягивает прошлое, а душа всегда бежит, не замечая ничего вокруг. Для того чтобы восстановить утерянные связи между временами, шаман искусственно вызывает у пациента тог или иной взрыв, который, отразившись на сознании больного, производит необходимые действия.
Каждое сказанное слово шамана должно стать отражением состояния сознания. Песня шамана, исполняемая во время камлания, имеет цель расслабить у пациента душу, освободить голову от мыслей, очистить все энергетические центры. Прежде всего это касается горлового пения, при котором вибрация от производимого звука бывает трех видов. Сила сознания сосредотачивается в голове, в чокырах Тигра и Медведя; сила души находится в шее и в груди, в чокырах Паука и н Цапли; сила духа пребывает в животе, в чокырах Быка, Черепахи и Оленя. В начале нужно запеть внутри себя, почувствовать все чокыры, а затем выпустить голос наружу. Силой духа он поднимется из живота до груди, а затем выйдет из горла. Та или иная практика горлового пения основывается на разных чокырах, а их соединение рождает вариации стиля. Хорошее исполнение подразумевает свободное владение всеми стилями.
Ритуал должен соответствовать желаниям пациента, его представлениям. Его не следует выполнять более двух раз. Если после второго камлания человек так и не захотел ничего менять в самом себе, то шаман отказывается с ним работать, считая это оскорбительным. В Туве перед камланием больного часто сажают на шкуру черной собаки, липом к открытому огню, чтобы впереди он ощущал тепло и защит)', а позади — холод и страх. Шаман растирает рукой больному грудную клетку и живот, чтобы освободить зажатое пространство легких, сердца и помочь расслабиться. При этом он нашептывает ободряющие слова: «все будет хорошо», «все пройдет», «не бойся, я буду тебя лечить, буду уводить болезнь». Затем шаман начинает ходить по кругу, бьет в бубен, призывает духов, подражает голосам животных. Человек пугается, а иногда кричит и плачет. Тогда шаман должен
сказать ему: «Давай, давай! Плачь, кричи!» У больного происходит эмоциональный взрыв. Страх выбивается страхом, и наступает освобождение. Все зло уходит в черную шкуру. После проведения обряда шаман предлагает пациенту встать и походить по шкуре ногами, то есть растоптать все свои невзгоды и болезни.
Чтобы помирить супругов, наладить климат в семье, шаману в первую очередь необходимо разобраться, почему происходят ссоры, а затем провести обряд прощения. Само создание семьи является ритуалом. Большинство людей считают, что ошиблись в первом браке, но на самом деле они просто не нашли общий язык, не научились прощать друг друга. Если супруги так и не нащупают точку соприкосновения, не придут к взаимопониманию, то и в последующем браке они столкнутся с тем же самым.
Шаманские способы целительства мало кто может понять, потому что ныне мы вступили в Эру Души с ее бесконечными войнами. Потом наступит Эра Духа — Отца Вселенной, эпоха управления временем. Затем придет Эра Сознания — период, когда само сознание освободится силой духа. Тогда любой взрыв уже не будет нести разрушение, а станет созидающим. Сознание объединит дух и душу в единое целое и воспарит над ними силой творчества.
V. БОЛЕЗНИ И ДУХИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ
О том, откуда берутся болезни, существует множество мифов, но все они, по сути, сводятся к одному.* человек заболевает из-за своего неправильного отношения к Природе, законы которой передаются непосвященным через систему табу. Часто запреты кажутся на первый взгляд лишенными смысла, и люди легко нарушают их, не понимая глубинной сути, скрывающейся за вроде бы наивными предостережениями. Болезнь при этом может проявиться двояко: из-за вызванного дисбаланса природных сил и из- за самого по себе переступания запретной черты, за которым следует сожаление о содеянном и мысли о грехе. Если же причина болезни человеком или лечащим его шаманом не раскрыта, то она лишь затаивается и возникает вновь при первом удобном случае или переходит в следующее кармическое воплощение.
В представлении якутов и бурят болезни появились из-за того, что Первый Шаман отказался покоряться судьбе и признавать предрешенность самого мира. Видя упрямство Первого Шамана, Творец захо
тел испытать его и похитил душу молодой девушки. Для надежности он поместил ее в бутылку и заткнул горлышко пальцем. Первый Шаман сразу смекнул что к чему и, превратившись в желтого паука, укусил Творца в лицо. Творец дернулся, палец выскочил из горлышка, и душа девушки ускользнула. Тогда Творец рассердился и наслал на Первого Шамана огонь. Из огня выскочила жаба, и от нее-то и произошли все злые духи, с которыми Первый Шаман начал вести борьбу.
Североамериканские индейцы полагают, что болезни произошли от животных, которые возмутились неразумными поступками человека. Первыми захотели воевать с людьми медведи. Они сделали себе луки, но медвежьи когти запутались в тетиве. Потом совет держали олени во главе со своим вождем Олененком. Они решили наказать тех охотников, которые истребляют оленей без разбора и не проводят ритуал прощения. Встретив людей, олени предупредили их, что в наказание нерадивые охотники обязательно заболеют. «И теперь, едва охотник убьет оленя, вождь Олененок, невидимый и быстрый как ветер, тут как тут и тихонько спрашивает убитого оленя: “Говорил ли тебе охотник слова прощения?” Если да — Олененок тотчас уходит, если нет — идет по следу охотника до самой хижины и насылает на него болезнь»[23]. После этого стали держать совет рыбы и пресмыкающиеся. Перечислив все обиды на человека, они порешили наслать на него болезнетворные сны о тухлой рыбе и змеях. Затем собрались птицы, насекомые и мелкие зверьки под предводительством Гусеницы. «Виноват человек! Виноват человек!» — закричали они. Только бурундук захотел заступиться за людей, но возмущенные собратья исполосовали его шкуру когтями. Звери стали придумывать различные болезни, и если бы у них не иссякла фантазия, люди уже давно бы погибли. Деревья и другие растения не участвовали в этом совете, а устроили свой, договорившись о том. что отныне будут приходить на помощь человеку по первому' зову и лечить его недуги. Гак появились болезни и лекарства. Теперь индейцы говорят: «Если случится, что доктор не знает, какое лекарство прописать больному, духи растений тихонько-тихонько шепнут ему на ухо».
Этот миф о происхождении болезней можно встретиться у многих индейских племен, правда, связь патологического изменения с конкретным видом животных у разных тотемических братств не всегда одинакова. Известнейший этнограф Клод Леви-Строс, проанализировавший эту' взаимозависимость в своей книге «Первобытное мышление», выделяет такие верования:
«Раздраженные людьми, животные насылают на них болезни; растения, союзники людей, дают отпор, предоставляя им лекарственные средства. Важный момент заключается в том, что каждый природный вид обладает одной болезнью либо одним специфическим лекарственным средством. Так, у чикасав считается, что боли в желудке и боли в ноге зависят от змеи, рвота — от собаки, боли в челюсти — от оленя, боли в животе — от медведя, дизентерия — от вонючки, носовые кровотечения — от белки, желтуха — от выдры, беспокойства внизу живота и в мочевом пузыре — от крота, спазмы — от орла, болезни глаз и сонливость — от совы, боли в суставах — от гремучей змеи и т. д.
Такие же верования существуют у пима Аризоны, приписывающих боли в горле — барсуку; опухоли, головные боли и лихорадку' — медведю, болезни горла и лег- них — оленю, болезни в раннем детстве — собаке и койоту, боли в желудке — суслик)' или крысе прерий, язвы — одной американской разновидности зайца (jack rabbit), запор — мыши, носовое кровотечение — тамиас (земляная белка), кровотечения — ястребу-перепелятнику и орлу, сифилитические язвы — грифу; детские лихорадки — ядозубу (“монстр Гила"), ревматизм — жабовидной ящерице (“рогатая жаба”), белую лихорадку — ящерице, болезни печени и желудка — гремучей змее, язвы и параличи — черепахе, внутренние болезни — бабочке и т. д.»
Во многих мифах очень явственно звучит мысль о виновности человека перед окружающей Природой. Совершая зло но отношению к ней, он становится открытым для болезнетворных духов. Но что согласно учениям шаманов есть основа зла? Прежде всего это неведение, предстающее в виде страстей: гнева, похоти, зависти, гордыни, жадности. А что есть лекарство? Шаманы говорят, что только уничтожение страстей может прояснить разум. Чтобы овладеть своими страстями необходимо трансформировать их во что-то другое. Например, уважение побеждает зависть. «Если ты не умеешь делать того, что умеет другой, то у тебя есть одна возможность уравняться с ним — выразить ему свое уважение, зависть лишь покажет, насколько ты ничтожен»,— пишет автор романа «Белый шаман» Н. Шундик, ссылаясь на рассказы чукотских стариков.
Человек вообще живет среди соблазнов и страстей, вожделений и ненависти, которые, по словам Мэнли П. Холла, сжигают его душу и пожирают его тело. «Любая болезнь человека — это болезнь его души,— утверждает тувинская шаманка Альбина Тава-Самбу.— Человек будет здоров, не будет болеть, будет долго жить, если он станет почитать Природу, как храм, и жить с ней в гармонии. Он может пользоваться ее
дарами, но не причинять ей при этом вреда». От родителей болезнь может перейти и к ребенку, поскольку' их тотемы до поры являются и хранителями детской души. На Чукотке верят, что если охотник прольет кровь детеныша, то его собственному' ребенку приснится кошмар. А вместе со страшными снами приходят тоска, помрачение души и болезнь.
Чтобы разобраться с причинами болезни, шаман- цеЛитель проводит специальное камлание, на котором спрашивает своих духов-помощников, что же дурного совершил больной. Тувинский этнограф и основатель общества шаманов «Дунгур» («Бубен») М. Б. Кенин- Лопсан приводит один алгыш (ритуальное песнопение, обращенное к духам), записанный от Серээ Хер- тека, в котором шаман, прислушиваясь к ответам духов, поочередно перечисляет различные беды:
Разве это проклятие того шамана.
Кто тяжело кричит в тех ;*алах?
Разве это заклятие птицы-турпана,
Что кричит в полосатых тальниках?
1оворишь, что это от воды и от земли?
Неужель она так испугалась и так брезговала?
Говоришь, что она там нагадила.
Где родник вдали берет свое начало?
Идите же туда и проверьте правду.
Что она сделала, когда и где?
Да, у самого начала родника Женщина, кстати, пролила воду И там показала свой позор баба,—
Итак, от этого идет вся беда.
Там же водится один паук.
Он ночью подкрадется к окаянной бабе,—
И сам хозяин моря Успа,—
Не свою дочь и не своего сына,—
А отправил сюда своего разведчика.
Чтобы он запретил не делать больше этого.
Да. говорят, что девушка заболела оттого.
Что сама опозорила святую воду аржаан.
Далее идут наставления о том, что необходимо сделать, дабы достичь выздоровления:
Очищайте же сами (юдниковую воду.
Устройте же большой праздник.
Где грудинка и курдюк должны быть. *
Пусть будут стрельба из лука, борьба хуреш и бег.
П страстные состязания, и веселые игры.
И они навсегда очистят грязь и позор.
Ваша дочь сияет улыбкой.
Но она с чужим человеком имела связь.
Дымом можжевельника продымите (1неды этого проклятого бродяги.
У нее в животе, во внутреннем органе.
Уже лежит ребенок двухмесячный.
Пройдет время, и наступит день.
И я приду к вам. чтобы творить счастье.
Как видим, приведенный нами алгмш начинается со слов о том, что возможная причина болезни — проклятье умершего шамана. Эта причина почти всегда ставится на первое место, гак как согласно поверьям некоторые шаманы после смерти обращаются в злых духов, а злые духи как раз и считаются главными виновниками возникновения болезней. Нередко на здоровье могут повлиять даже умершие родственники, если над захоронением не был совершен специальный обряд проводов души. В этом случае душа начинает метаться и вытягивать жизненные силы у своих живых потомков. Когда же погребальный ритуал совершен, болезнь отступает.
Кроме страстей, нарушающих нормальную циркуляцию энергетических потоков в организме и приводящих к вторжению чужеродных сил, болезнь может быть вызвана и физиологическими причинами: ранением, неправильным питанием, перегрузкой тела и т. п. «Поедание растения или животного — способ заявки на их силу, усвоение их магии,— пишет Г. Маккена в книге “Пища богов".— В своих вкусовых восприятиях и в погоне за разнообразием пищевых ощущений мы заметно отличаемся даже от наших со- братьев-приматов. Когда-то наши новые навыки всеядности и развивающийся мозг с его способностью обрабатывать чувственные данные совпали в счастливом понимании, что пища может быть переживанием. Родилась гастрономия — родилась, чтобы примкнуть к фармакологии, которая явно должна ей предшествовать, поскольку поддержание здоровья регулированием диеты наблюдается у многих животных... Меняющаяся диета, или всеядность, означает подверженность непрестанному изменению химического равновесия. Организм может регулировать это равновесие с помощью внутренних процессов, но в конечном счете мутагенные влияния нарастают, и значительно больше, чем обычно, число генетически вариантных индивидов приносится в жертву естественному отбору. Результатом же этого отбора являются ускоренные изменения нервной организации, состояний сознания и поведения. Ни одно изменение не является постоянным, каждое дает место другому. Все находится в потоке». Но в этом потоке есть вещи совершенно не допустимые для человеческого организма. Некоторые хорошо известные и повсеместно употребляемые продукты неизменно приводят к ущемлению жизненной силы и провоцируют развитие болезней, вне зависимости от принадлежности к той или иной энергетической организации человека. Прежде всего это алкоголь (в-том числе на основе хмеля) и сахар. Эти две неизменные составляющие западной жизни суживают сознание и приводят к увеличению эго. Очень вредны изделия из взбитого молока (мороженое, кремы), газированные напитки, соевые продукты, жевательная резинка (кроме естественной смолы), генетически измененные продукты, а также изделия, содержащие любые пищевые добавки, консерванты и искусственные красители. Все это ослабляет человека, а многие химические компоненты вообще не выводятся из организма, входя в него инородной частью. Именно это и имеется в виду, когда говорят о шлаках, засоряющих тело. Если шаман увидел причину болезни в неправильном питании, он обычно назначает полное очищение организма, включающее окуривание можжевельником и полынью, пост или особую диету, слабительные, баню (если нет противопоказаний) и т. п.
Необходимо помнить, что болезнь не вторгается в человека, чистого сердцем, и духи не могут ему ничем навредить. Если же человек идет на поводу-у своих низменных желаний, подвержен неуправляемым страстям, то он всегда будет служить мишенью для чужеродных сил. Изменив структуру организма, болезнь становится полноправным хозяином как тела, так и души человека. В запущенных случаях он уже перестает мыслить, как разумное существо, и начинает противиться лечению. Это уже сами злые духи кричат его устами, отстаивая право на существование внутри захваченной материальной оболочки. Выдающийся вождь индейцев лакотов, философ, шаман и провидец Эхака Сапа (Черный Лось) говорил: «Всякий человек, приверженный чувствам и предметам этого мира, живет в невежестве и пожираем змеями — сущностями своих собственных страстей».
ЗЛЫЕ ДУХИ
Согласно архаичным представлениям шаманизма возникновение болезней, а также злых духов и тотемов, их насылающих, восходит к первичным этапам Творения и, прямо или косвенно, связано с самим Создателем Вселенной — Великим Духом. С помощью болезнетворных духов происходит саморегуляция законов Природы и кара за их невыполнение. Само же Высшее Существо остается пассивным, совмещая в самом себе через символизм двухголовой Матери-Прародительницы и добрые, и злые начала.
Все негативные по отношению к человеку силы часто объединяются в облик Первой Смерти — хозяйки и повелительницы болезней. Например, у коряков Смерть предстает как злой колду н Калау, который похищает жертву, приносимую во время целитсльского сеанса «Тому, кто вверху», в результате чего болезнь заканчивается летальным исходом. В мифах Смерть часто действует в содружестве с подчиненными ей зловредными духами и выступает в роли судьи, ведь она может не только покарать человека за прегрешения, но и даровать ему выздоровление и жизнь. В шаманских ритуалах перечисление заслуг больного и принижение его недобрых дел, то есть своеобразная попытка обмануть Смерть, являются важной частью процесса исцеления. Наравне с этим используются и другие приемы, самым интересным из которых можно назвать обряд сосания груди.
В древнегрузинском предании «Оспа и корь» рассказывается о человеке, который во время эпидемии попал на гору, где жили духи болезней. Поднявшись на вершину, он увидел обнаженную женщину, стирающую белье в прозрачном роднике. У нее были такие
большие груди, что она закинула их за спину и поэтому не увидела, как человек подкрался к ней сзади и коснулся зубами ее сосков. Он сделал это, чтобы заручиться поддержкой в незнакомой стране, ведь по традиционным представлениям, человек, коснувшийся губами женской груди, становится для женщины приемным сыном, даже если обряд был произве- Рис. 54. Мать болезней Д«н ее согласия. Женщина оказалась матерью братьев Оспы и Кори. Она отвела человека в дом и показала ему столб, обитый человеческими глазами. Когда он спросил ее, что это означает, мать болезней ответила: «Сколько испортит мой сын глаз у людей, столько несет сюда и прибивает к столбу. Тогда лишь губит он глаза людям, если во время болезни пылят в доме или же льют на огонь воду». В это время вернулись Оспа и Корь. Мать попросила Оспу доставить человека домой целым и невредимым. Оспа сказал: «Я только от бога... Завтра шлет он чуму на его соседей. Отошлю я его с нею». Мать Оспы и Кори показала человеку жилища других болезней и сообщила, что только у 11асморка нет здесь своей постоянной землянки. Затем человека вручили Чуме, и она благополучно доставила его домой.
Столб с глазами, упомянутый в мифе, есть не что иное, как символ держателя жизненной силы, предстающей у многих народов Севера и Сибири в виде глаза. Например, у нганасан зародыш, исток жизни обозначается как «сейме» — «глаза». Сейме рожает Земля-Мать и вкладывает их в чрево людям и животным:
«Моу-Нямы — Земля-Мать много глаз в себе носит.
Как баба ли. олень ли, собака ли пустая будет — им в брюхо кладет. Песцам кладет, волкам, оленям, бабам всем, рыбам, гусям, имеющим горло дямада,— всем кладет...» Символ глаза, как известно, имеет и Солнце. У древних грузин богиня солнца Барбар-Бар- бол была еще и владычицей всех инфекционных болезней. Во время эпидемий в честь Барбар-Барбол устраивался особый ритуал. Девушки и юноши, одетые в белое и красное, носились в танце вокруг больного, окропляя его настоем роз и фиалок, воспевая гимны и возжигая ореховое масло. Нганасаны Таймыра также обозначали глазом не только эмбрион и Зем- лю-Мать, но и Солнце как источник жизненного тепла: «Вот мамка глаз оказалась видом как маленькая девочка. 11а лбу у ней оказалось солнце, на груди семь месяцев»[24].
Моу-Нямы, раздававшая жизнь-глаза всем своим детям, содержала внутри себя и чумы различных
болезнетворных духов. Экстатически погружаясь в ее чрево во время камлания, шаманы находили эти жилища и спрашивали духов, не возьмут ли те откуп. Один из последних признанных нганасанских шаманов Иван Горнок на камлании во время возведения «чистого чума» так описал процесс испрошения о жертве: «...Вот наши люди теперь болеют, к этой немощи в гости пришли. Он не сидел здесь на земле, он сидел на середине дальнего шеста нового чума. Мы сказали немощи: “Какой тебе подарок нужен?” Он говорит: “Мне особенного подарка не нужно. Ведь я только работник. У меня есть хозяин. Хозяин посылал меня смотреть землю: “Есть там люди или нет, посмотри. Как только найдешь людей, пятнай их»,— так говорил хозяин.— Если впереди меня голодная немощь придет, наверное, всю землю опустошать станет, мне пая не оставит. И вот, сколько людей не найдешь до прихода голодной немощи, пятнай тело, пятнай ухо. Когда голодная немощь придет, пятнанных брать не станет... Вот я думаю в этом чуме жить. Вот когда ты перестанешь камлать, нюки[25] снимешь, тогда, наверное, с четырех сторон четыре ветра дуть станут. Как я тогда спать стану? Ветры, наверное, дуть станут. Если очень мне хочешь дать подарок, я тебе посоветую, какой подарок дать,— русский ситец. Им ты обмотай чу м, когда нюки снимешь. Тогда четыре ветра дуть не станут. Смотри, у меня парки-то нет. Когда куском ситца чум обматывать станешь, на моем теле эта заплатка как бы паркой будет. Вот больше мне подарка не нужно. Если так сделаешь, ни одного человека не возьмешь, пусть все заболевают, всех оставим живыми.— Вот, бабушка. только не делай ничего худого людям моей стороны”. На это бабушка отвечает: “...Вот если бы ты ко мне пришел лечить больного, я бы тебе шею свернула. Вот если бы ты лечил больного, я сердитой была бы. Я думала, что бубен зарычал ради больного, нынче ты новый чум справляешь, свою веру выполняешь, этим ты мне не мешаешь. Оттого мои слова мирные. Вот ты долго стоял здесь, теперь следуй своей дорогой”».
Таким образом можно прийти к главным представлениям шаманского целительства, гласящим, что истоки жизни и смерть находятся в одних руках, а болезни не отрицательны сами по себе: построенный И. Горно- ком «чистый чум» во время камлания превращается в жилище немощи; солнце посылает на землю и силу процветания, и смертельную оспу. Болезнь дает человеку возможность задуматься о своей жизни и предоставляет шанс исправить свой неверный путь. Именно поэтому тувинский шаман Николай Ооржак неоднократно подчеркивал на своих камланиях, что шаманы не лечат болезни, а помогают лечиться самим пациентам, то есть психологически и мистически открывают им новое видение, новый взгляд на то, что казалось само собой разумеющимся.
Шаманское посвящение — это всегда болезнь, часто очень тяжелая и смертельно опасная. Ведь ключи к прозрению находятся у самой Первичной Смерти, с которой кандидат заключает договор через тот же обряд сосания груди. Вот что вспоминает о своей инициации якутский шаман Спиридон Герасимов: «Крепко связали меня пестрою веревкой и стали раскачивать люльку. Через некоторое время веревку развязали и, протыкая чем-то острым, пересчитали все мои кости и отдельные волокна мускулов и сказали: “Оказывается, у тебя одна кость и три мускульных волокна лишние". Огкуда-то появился человек, очень похожий на медведя, и сказал: “Дайте-ка этого человека мне”. Перед посвящаемым поставили большую миску и велели выхаркать в нее кровь. Затем обмакнули в нее несколько раз. Пришла женщина и предложила покормить Спиридона грудью, но он отказался. Тогда ему выкололи глаза, а, чтобы вернуть зрение, стали таскать его железными крюками, вставленными в переносицу. Потом будущего шамана доставили к Мировой Реке, чье течение движется в две стороны, и напоили водой. “Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье”,— сказали ему, проколов уши спицей, дабы посвящаемый отныне мог слышать неслышимое для других».
Рис. 56. Битв;» шамана и его духов-помощников с синим чудовищем.
Рисунок маньчжурского шамана Туиьдэ, 1907 г.
В «Материалах по этнографии авамских и ведеев- ских тавгийцев» А. Попов приводит совершенно аналогичный рассказ, записанный у ненцев.