Лекарственное обеспечение населения сельской местности.
Лекарственное обеспечение населения сельской местности.
В Республике Беларусь сельские регионы занимают около 90 % всей территории страны, в них проживает порядка 30 % населения. Повышение уровня жизни населения, проживающего в сельской местности, является одним из направлений государственной политики Республики Беларусь, о чем свидетельствует принятая в 2005 году Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Повышение жизненного уровня населения включает также повышение доступности и совершенствование качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Одним из определяющих факторов в обеспечении доступности лекарственной помощи является наличие разветвленной и рационально размещенной сети аптек, а также организация их работы, управление материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, ассортиментная политика, обеспечение соответствующих условий работы персонала аптек.
Норматив обеспеченности населения государственными аптеками в соответствии с постановлением Совета Министров РБ № 811 от 2007 г. составляет: 1 аптека на 8 тыс. населения.
Организация лекарственного обеспечения населения сельской местности в силу ряда объективных факторов имеет некоторые особенности:
- значительная удаленность многих населенных пунктов от райцентров;
- низкая плотность населения во многих малых населенных пунктах;
- сложность обеспечения беспрерывной работы сельских аптек, где работает один специалист (таких аптек в сельских населенных пунктах подавляющее большинство);
- небольшие объемы товарооборота сельских аптек и, как результат, наличие убыточных аптек.
До организации центральных районных аптек (ЦРА) сельские аптеки подчинялись непосредственно областным аптечным управлениям. С развитием сельской аптечной сети и увеличением объёма работы аптек возникли трудности в руководстве аптеками и лекарственном обслуживании населения и организаций здравоохранения (ОЗ) в сельской местности, проверке работы сельских аптек. Это вызвало необходимость внедрения новых, более прогрессивных форм руководства. Приказом МЗ СССР в начале шестидесятых годов были созданы опытные ЦРА. Опыт работы таких аптек был обобщен, в результате пришли к выводу, что организация ЦРА оказало положительное влияние на руководство сельской аптечной сетью и лекарственное обеспечение населения и ОЗ сельских районов. 23 мая 1964 МЗ СССР издает приказ № 287 о создании ЦРА.
Таким образом, ЦРА организуется в целях повышения качества лекарственного обеспечения населения, ОЗ в сельских административных районах, упорядочения руководства и усиления контроля за деятельностью сельской аптечной сети.
Снабжение прикреплённых аптек.
Порядок снабжения аптек сельского района устанавливается УП «Фармация» в зависимости от территориального расположения сельских аптек и других местных условий.
Сельские аптеки, расположенные вблизи аптечного склада, снабжаются непосредственно со склада. Аптеки, расположенные территориально ближе к ЦРА и находящиеся далеко от железнодорожной станции или других путей сообщения, могут быть прикреплены на снабжение к ЦРА. В тех случаях, когда ЦРА по условиям работы не имеет возможности снабжать близлежащие аптеки, она может получить товар для них со склада в упакованном виде, о чем извещает аптеки и доставляет его своим автотранспортом.
ЦРА независимо от порядка снабжения получает плановые заявки на ЛС и другие товары от всех аптек района (вместе со списком товаров, имеющихся в излишках), корректирует их, направляет на аптечный склад и осуществляет контроль за своевременной доставкой в аптеки товаров со склада. ЦРА может снабжать аптеки района (в зависимости от условий хранения в них) ЛС списка А, этиловым спиртом, выполняет срочные заказы аптек района на ЛС и другие товары аптечного ассортимента. ЦРА следит за состоянием товарных запасов в аптеках района и в необходимых случаях перераспределяет ЛС и ИМН между аптеками; информирует ОЗ о наличии и поступлении товаров, а также доводит до сведения УП «Фармация» информацию об имеющихся сверхнормативных запасах и временно отсутствующих товарах.
Порядок розничной реализации лекарственных средств медицинским работником государственной организации здравоохранения или ее структурного подразделения, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки.
Обеспечение ЛС населения сельских населенных пунктов, в которых отсутствуют аптеки, осуществляется путем розничной реализации ЛС медицинским работником государственной ОЗ, на которого в установленном порядке возложена обязанность по розничной реализации ЛС (далее - медицинский работник) в соответствии с постановлением МЗ РБ № 123 от 17 нояб. 2009 г. в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 февраля 2011 г. № 13.
Розничная реализация ЛС медицинским работником осуществляется на основании договора, заключенного между государственной ОЗ и ТП РУП «Фармация», «Минская Фармация». Договор должен предусматривать в том числе, что:
- государственная ОЗ возлагает обязанности по розничной реализации ЛС на медицинского работника;
- государственная ОЗ обеспечивает условия, для хранения и розничной реализации ЛС, обеспечивающие сохранность денежных средств, полученных от розничной реализации ЛС;
- обеспечение медицинского работника ЛС для их розничной реализации осуществляется определяемой ТП РУП «Фармация”, Минская фармация” аптекой первой или второй категории (далее – аптека);
- аптека обеспечивает медицинского работника по товарно-транспортным (товарным) документам ЛС, в том числе включенными в перечень основных ЛС, перечень ЛС белорусского (российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности, осуществляющих розничную реализацию ЛС. При необходимости в договоре может быть предусмотрено также обеспечение медицинского работника ИМН, ИМТ и другими товарами аптечного ассортимента;
- аптека обеспечивает медицинского работника НПА, регулирующими порядок розничной реализации, хранения ЛС, организации наличного денежного обращения.
Аптека заключает договор подряда с медицинским работником о розничной реализации им ЛС населению (далее -договор подряда). Договором подряда определяются, в том числе: размер денежного вознаграждения, порядок и сроки его выплаты аптекой медицинскому работнику; ответственность медицинского работника за соблюдение требований Надлежащей аптечной практики, в том числе по контролю за качеством, сроку годности, упаковке и маркировке, условиям хранения ЛС, соблюдению правил розничной реализации ЛС, а также за сохранность переданных ему ЛС.
Медицинским работником осуществляется розничная реализация ЛС:
по рецептам врачей и без рецептов врачей в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
по розничным ценам, указанным в товарно-транспортных (товарных) документах.
Медицинский работник обязан обеспечить прием наличных денежных средств, учет и отчетность по розничной реализации ЛС в порядке, установленном законодательством.
Аптека осуществляет периодический контроль (не реже 1 раза в год) за соблюдением медицинским работником требований Надлежащей аптечной практики, в том числе по контролю за качеством, сроку годности, упаковке и маркировке, условиям хранения ЛС, соблюдению правил розничной реализации ЛС, а также правильности применения розничных цен, сохранности переданных ему ЛС, ведением отчетности.
Инвентаризация ЛС, переданных аптекой медицинскому работнику для розничной реализации, производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, но не реже 1 раза в год.
В случае расторжения трудового договора с медицинским работником государственная организация здравоохранения в обязательном порядке уведомляет об этом аптеку. Расторжение договора подряда с медицинским работником производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Гериатрическая аптека
Гериатрическая аптека обеспечивает ЛС людей пожилого и старческого возраста с учетом их психофизиологических особенностей. В аптеке проводится консультация гериатрических пациентов по вопросам приема, хранения, дозирования ЛС, использования предметов ухода за пациентами. Гериатрическая аптека координирует свою деятельность с гериатрическими кабинетами, для чего формирует рациональный ассортимент ЛС, используемых в гериатрической практике, а также разработку специфических форм лекарственного обеспечения пациентов пожилого и старческого возраста. Аптека оснащается специальным оборудованием и обеспечивается всеми ингредиентами, необходимыми для приготовления ЛС по гериатрическим прописям. Наряду с обычными функциями хозрасчетной аптеки специализированная гериатрическая аптека выполняет функции методического и консультативного центра по всем вопросам лекарственного обеспечения лиц старших возрастов. Она проводит анализ арсенала ЛС, назначенных врачами различных специальностей пациентам пожилого и старческого возраста, расчет потребности в них и составление обоснованных заявок для данной категории населения, анализ и унификацию экстемпоральной рецептуры для лиц старших возрастов, разработку совместно с гериатрами и врачами других специальностей прописей различных лекарственных форм, наиболее удобных для гериатрической практики, консультации по вопросам хранения, приема ЛС и профилактики их возможного нежелательного действия.
Гомеопатическая аптека
Гомеопатическая аптекаосуществляет изготовление и отпуск населению гомеопатических ЛС. Для организации производственного процесса аптека снабжена различными видами сырья растительного, минерального и животного происхождения.
Гомеопатия(с греческого «гомеос» – подобный и «патос» – страдание) как эффективный метод лечения известна более двухсот лет. Основателем гомеопатического метода лечения был немецкий ученый, врач и фармацевт Фридрих Самуэль Ганеман(1755-1843 гг.). Гомеопатия — это индивидуальная регулирующая терапия, целью которой является воздействие на процессы саморегуляции с помощью ЛС, подобранных строго индивидуально, с учетом реактивности больного (G. Koehler). В гомеопатии используются малые дозы тех веществ, которые в больших дозах вызывают у здоровых людей явления, сходные с признаками болезни.
Сырье для производства гомеопатических ЛС может быть природного (минерального, растительного, животного, человеческого) или синтетического происхождения.
Арсенал ЛС, вошедших в практику гомеопатии, насчитывает несколько тысяч, но наиболее употребляемы 250-300 из них.
Гомеопатия за период своего двухсотлетнего существования пережила различные испытания, взлеты и гонения. В настоящее время она находится в активном периоде своего развития, научного утверждения и признания, привлекая к себе пристальное внимание со сторны пациентов. врачей и научной общественности.
В Беларуси приказом МЗ РБ № 22 от 18 февраля 1991 г. «О совершенствовании гомеопатической помощи населению республики» предусматривалось открытие специализированных гомеопатических центров, кабинетов приема врачей-гомеопатов, гомеопатических аптек или гомеопатических отделов в аптеках во всех областных центрах республики. Гомеопатическая аптека была открыта в г. Минске на проспекте им. Машерова, в г. Витебске – на базе гомеопатической амбулатории на Московском проспекте. В городах Бресте, Могилеве Гомеле, Гродно были открыты гомеопатические отделы в производственных аптеках.
Функции гомеопатических аптек:
1. Изготовление гомеопатических ЛС по рецептам врачей.
2. Внутриаптечный контроль за качеством изготовленных гомеопатических лекарственных средств.
3.Реализация изготовленных гомеопатических ЛС населению.
4. Перевод часто применяемых прописей во внутриаптечную заготовку.
5. Реализация гомеопатических ЛС без рецепта врача.
6. Информирование населения о гомеопатическом методе лечения и ассортименте гомеопатических ЛС.
8.5. Аптека, специализирующаяся на реализации определенных фармакотерапевтических групп лекарственных средств.
В такой аптеке концентрируется полный ассортимент соответствующих ГЛС. Кроме того, проводится большая работа по изучению экстемпоральной рецептуры, содержащей специфические ЛС для изготовления в порядке внутриаптечной заготовки.
Несмотря на специализацию, аптека осуществляет отпуск ЛС по всей номенклатуре. Специализированная аптека располагается, как правило, вблизи специализированного лечебно-профилактического учреждения соответствующего профиля (психоневрологические, кожновенерологические, наркологические диспансеры и др.).
Лекарственное обеспечение населения сельской местности.
В Республике Беларусь сельские регионы занимают около 90 % всей территории страны, в них проживает порядка 30 % населения. Повышение уровня жизни населения, проживающего в сельской местности, является одним из направлений государственной политики Республики Беларусь, о чем свидетельствует принятая в 2005 году Государственная Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Повышение жизненного уровня населения включает также повышение доступности и совершенствование качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
Одним из определяющих факторов в обеспечении доступности лекарственной помощи является наличие разветвленной и рационально размещенной сети аптек, а также организация их работы, управление материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, ассортиментная политика, обеспечение соответствующих условий работы персонала аптек.
Норматив обеспеченности населения государственными аптеками в соответствии с постановлением Совета Министров РБ № 811 от 2007 г. составляет: 1 аптека на 8 тыс. населения.
Организация лекарственного обеспечения населения сельской местности в силу ряда объективных факторов имеет некоторые особенности:
- значительная удаленность многих населенных пунктов от райцентров;
- низкая плотность населения во многих малых населенных пунктах;
- сложность обеспечения беспрерывной работы сельских аптек, где работает один специалист (таких аптек в сельских населенных пунктах подавляющее большинство);
- небольшие объемы товарооборота сельских аптек и, как результат, наличие убыточных аптек.
До организации центральных районных аптек (ЦРА) сельские аптеки подчинялись непосредственно областным аптечным управлениям. С развитием сельской аптечной сети и увеличением объёма работы аптек возникли трудности в руководстве аптеками и лекарственном обслуживании населения и организаций здравоохранения (ОЗ) в сельской местности, проверке работы сельских аптек. Это вызвало необходимость внедрения новых, более прогрессивных форм руководства. Приказом МЗ СССР в начале шестидесятых годов были созданы опытные ЦРА. Опыт работы таких аптек был обобщен, в результате пришли к выводу, что организация ЦРА оказало положительное влияние на руководство сельской аптечной сетью и лекарственное обеспечение населения и ОЗ сельских районов. 23 мая 1964 МЗ СССР издает приказ № 287 о создании ЦРА.
Таким образом, ЦРА организуется в целях повышения качества лекарственного обеспечения населения, ОЗ в сельских административных районах, упорядочения руководства и усиления контроля за деятельностью сельской аптечной сети.