Особенности развития познавательной сферы при РДА

В целом для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях (музыка, математика, живопись др.), достаточный уровень психомоторного развития в значимых видах деятельности – могут сочетаться с глубокими нарушениями обычных жизненных умений и навыков.

Внимание.

· нарушение целенаправленности и произвольности внимания,

· неустойчиво,

· яркие зрительные или слуховые раздражители привлекают внимание ребенка;

Ощущение и восприятие.

· нарушение ориентации в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира;

· важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма, цвет, фактура предметов;

· повышенная любовь к музыке (у большинства детей);

· особо чувствительны к запахам – предметы обследуют с помощью обнюхивания и облизывания;

· большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от тела (раскачиваются, совершают однообразные движения, переливают воду, пересыпают песок...);

· часто снижена болевая чувствительность – склонность к нанесению себе различных повреждений;

Память.

· хорошая механическая память -

- эмоциональные переживания долго сохраняются такими, какими были восприняты,

- хорошо запоминают стихи,

- движения,

- игровые действия,

- целые рассказы,

а затем однообразно повторяют;

Речь

· первые слова появляются рано - в 51% случаев слова использовались без соотнесения со взрослыми (не «мама», «папа», «деда») (К.С. Лебединская - О.С.Никольская);

· у большинства детей – с 2-х лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением – дети практически не пользуются ею для контактов с людьми;

· лучше реагирует на тихую, шепетную речь (при восприятии речи);

Мышление

Л. Каннер, L.Eisenberg – интеллектуальное развитие:

2/3 детей имеют отставание в умственном развитии;

1/3 детей имеют интеллект в пределах нормы (адаптация в социальных отношениях).

Нарушение как вторичный результат аутистического поведения, который препятствует созреванию интеллектуальных функций.

L.Wing – 55-60% - глубокая УО; 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность; 15-20% - интеллект в норме.

· трудности произвольного обучения – затрудняет развитие мышления;

· уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы; дети ориентируются на перцептивно яркие признаки предметов, а не на функциональные;

· сложности символизации;

· сложности в переносе навыков из одной ситуации в другую;

· трудно понять развитие ситуации во времени;

· трудности в установлении причинно-следственных связей;

· в рамках стереотипной ситуации могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий;

· не в состоянии активно перерабатывать информацию – чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке;

· интеллектуальная недостаточность – необязательна для РДА – при выполнении теста Векслера наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу невербального. Однако низкий уровень вербального интеллекта часто говорит лишь о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне ВИ.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

При РДА

Ведущий признак при синдроме РДА – нарушение эмоционально-волевой сферы:

· на ранних этапах развития – отсутствует комплекс оживления; слабые эмоциональные контакты с близкими взрослыми – не выражает особой привязанности, отсутствует характерное желание понравиться взрослым, заслужить похвали и одобрение;

· склонен к фиксации на неприятных впечатлениях;

· формируются страхи – многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, шум ветра, воды и др.), некоторые люди вызывают постоянное чувство страха – сохраняется с годами;

· выражено нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии – плохо закрепляется опыт «опасности»;

· постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность;

Þ затрудняют развитие личности ребенка,

Þ формирование нравственных понятий («хорошо» и «плохо»).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы.

1. Проведите сравнительный анализ статей из журнала «Аутизм и нарушения развития» за последние 3 года с целью выявления наиболее и наименее разработанных вопросов проблемы раннего детского аутизма.

2. Сравните подходы к пониманию проблемы детского аутизма в отечественной и зарубежной психологической науке и смежных дисциплинах (Х. Аспергер, Б. Беттельхейм, М. Ш. Вроно, Л. Каннер, П. Феррари, В. М. Башина, В.В. Ковалев, Н.В. Коробенко и др.).

3. Обоснуйте отличие детского аутизма от других видов нарушения коммуникации.

4. Опишите яркие внешние проявления синдрома детского аутизма.

Темы докладов и рефератов.

1. Аутизм – болезнь XXI века.

2. Место аутистов в числе «ученых-идиотов». Современный взгляд на проблему отличия их мозговой деятельности от «нормы».

3. Перспективы людей, имеющих ранний аутизм.

4. Организации, помогающие детям-аутистам и их родителям.

5. Образование и психологическое сопровождение детей, страдающих аутизмом.

6. Причины появления аутизма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алвин, Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Д. Алвин, Э.Уорик. – М., 2004. – 208 с.

2. Коробенко, Н.В. Клиника и диагностика раннего детского аутизма / Н.В.Коробенко // Аутизм и нарушения развития. – 2003. - № 1. – С. 2-10.

3. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб., 2007. – 288с.

4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М., 2007. – 288 с.

5. Сансон, П. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми / П. Сансон . – М., 2006. – 208 с.

6. Феррари, П. Детский аутизм / П. Феррари. – М., 2006. – 128 с.

7. Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей / Э.Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс. – Минск, 1997. – 195 с.

8. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком / Е.А. Янушко.- М., 2004. – 136с.

Раздел VII.

Наши рекомендации