Особенности развития познавательной сферы при РДА
В целом для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях (музыка, математика, живопись др.), достаточный уровень психомоторного развития в значимых видах деятельности – могут сочетаться с глубокими нарушениями обычных жизненных умений и навыков.
Внимание.
· нарушение целенаправленности и произвольности внимания,
· неустойчиво,
· яркие зрительные или слуховые раздражители привлекают внимание ребенка;
Ощущение и восприятие.
· нарушение ориентации в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира;
· важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма, цвет, фактура предметов;
· повышенная любовь к музыке (у большинства детей);
· особо чувствительны к запахам – предметы обследуют с помощью обнюхивания и облизывания;
· большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от тела (раскачиваются, совершают однообразные движения, переливают воду, пересыпают песок...);
· часто снижена болевая чувствительность – склонность к нанесению себе различных повреждений;
Память.
· хорошая механическая память -
- эмоциональные переживания долго сохраняются такими, какими были восприняты,
- хорошо запоминают стихи,
- движения,
- игровые действия,
- целые рассказы,
а затем однообразно повторяют;
Речь
· первые слова появляются рано - в 51% случаев слова использовались без соотнесения со взрослыми (не «мама», «папа», «деда») (К.С. Лебединская - О.С.Никольская);
· у большинства детей – с 2-х лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением – дети практически не пользуются ею для контактов с людьми;
· лучше реагирует на тихую, шепетную речь (при восприятии речи);
Мышление
Л. Каннер, L.Eisenberg – интеллектуальное развитие:
2/3 детей имеют отставание в умственном развитии;
1/3 детей имеют интеллект в пределах нормы (адаптация в социальных отношениях).
Нарушение как вторичный результат аутистического поведения, который препятствует созреванию интеллектуальных функций.
L.Wing – 55-60% - глубокая УО; 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность; 15-20% - интеллект в норме.
· трудности произвольного обучения – затрудняет развитие мышления;
· уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы; дети ориентируются на перцептивно яркие признаки предметов, а не на функциональные;
· сложности символизации;
· сложности в переносе навыков из одной ситуации в другую;
· трудно понять развитие ситуации во времени;
· трудности в установлении причинно-следственных связей;
· в рамках стереотипной ситуации могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий;
· не в состоянии активно перерабатывать информацию – чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке;
· интеллектуальная недостаточность – необязательна для РДА – при выполнении теста Векслера наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу невербального. Однако низкий уровень вербального интеллекта часто говорит лишь о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне ВИ.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
При РДА
Ведущий признак при синдроме РДА – нарушение эмоционально-волевой сферы:
· на ранних этапах развития – отсутствует комплекс оживления; слабые эмоциональные контакты с близкими взрослыми – не выражает особой привязанности, отсутствует характерное желание понравиться взрослым, заслужить похвали и одобрение;
· склонен к фиксации на неприятных впечатлениях;
· формируются страхи – многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, шум ветра, воды и др.), некоторые люди вызывают постоянное чувство страха – сохраняется с годами;
· выражено нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии – плохо закрепляется опыт «опасности»;
· постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность;
Þ затрудняют развитие личности ребенка,
Þ формирование нравственных понятий («хорошо» и «плохо»).
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задания для самостоятельной работы.
1. Проведите сравнительный анализ статей из журнала «Аутизм и нарушения развития» за последние 3 года с целью выявления наиболее и наименее разработанных вопросов проблемы раннего детского аутизма.
2. Сравните подходы к пониманию проблемы детского аутизма в отечественной и зарубежной психологической науке и смежных дисциплинах (Х. Аспергер, Б. Беттельхейм, М. Ш. Вроно, Л. Каннер, П. Феррари, В. М. Башина, В.В. Ковалев, Н.В. Коробенко и др.).
3. Обоснуйте отличие детского аутизма от других видов нарушения коммуникации.
4. Опишите яркие внешние проявления синдрома детского аутизма.
Темы докладов и рефератов.
1. Аутизм – болезнь XXI века.
2. Место аутистов в числе «ученых-идиотов». Современный взгляд на проблему отличия их мозговой деятельности от «нормы».
3. Перспективы людей, имеющих ранний аутизм.
4. Организации, помогающие детям-аутистам и их родителям.
5. Образование и психологическое сопровождение детей, страдающих аутизмом.
6. Причины появления аутизма.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алвин, Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Д. Алвин, Э.Уорик. – М., 2004. – 208 с.
2. Коробенко, Н.В. Клиника и диагностика раннего детского аутизма / Н.В.Коробенко // Аутизм и нарушения развития. – 2003. - № 1. – С. 2-10.
3. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб., 2007. – 288с.
4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М., 2007. – 288 с.
5. Сансон, П. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми / П. Сансон . – М., 2006. – 208 с.
6. Феррари, П. Детский аутизм / П. Феррари. – М., 2006. – 128 с.
7. Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей / Э.Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс. – Минск, 1997. – 195 с.
8. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком / Е.А. Янушко.- М., 2004. – 136с.
Раздел VII.