Классификация РДА по степени тяжести
В основе классификации О.С. Никольской лежат характер и степень нарушения взаимодействия ребенка с внешней средой и людьми. Выделенные автором 4 группы детей с РДА представляют собой разные способы (формы) аутистической защиты от мира, при этом степень приспособленности к жизни возрастает от 1-й к 4-й группе.
1 группа (самый тяжелый вариант) – аутизм проявляется как полная отрешенность от внешней среды, от происходящего; главное для ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения. Даже близкие люди не могут добиться ответной улыбки, поймать взгляд, получить ответную реакцию на зов.
2 группа – аутизм проявляется как активное отвержение среды, которое выражается в повышенной избирательности в отношениях с миром – избирательности в еде, одежде, предпочтении определенных маршрутов для прогулок, в особых ритуалах. Невыполнение того, что «я выбрал» влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп эти дети более отягощены страхами; им свойственны неожиданно бурные проявления агрессии и самоагрессии. Имеет место задержка психического развития, прежде всего, речи.
3 группа – аутизм проявляется как замещение среды, как захваченность своими собственными, стойкими аутистическими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. При этом отмечается повышенная конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Ребенок длительное время (годы) может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика интересов имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. Основная проблема детей данной группы – их программа поведения не приспособлена к гибко меняющимся обстоятельствам.
Большая произвольность, противостояние аффективной патологии (страхам) – более сложные формы аффективной защиты.
4 группа – аутизм проявляется как сверхтормозимость ребенка средой, в т.ч. в чрезвычайной трудности организации общения и взаимодействия с другими людьми. В данном случае на первый план выступает повышенная ранимость детей, робость, пугливость, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Ребенок сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых. В то же время аутистический барьер менее глубок и существует меньше патологии в аффективной и сенсорной сферах.
Причины возникновения РДА
Аутизм может возникать:
1) как своеобразная аномалия развития – своеобразный асинхронный тип психического развития – симптоматика изменяется в зависимости от возраста;
2) в виде осложняющегося синдрома при
§ различных аномалиях развития – синдром Дауна, ранняя детская шизофрения, нарушения зрения, слуха, ОДА и др.;
§ неврологических заболеваниях – особенности психического развития определяются характером основного нарушения, проявления аутизма чаще носят временный характер и видоизменяются в зависимости от основного заболевания. Эти проявления могут быть не резко выражены.
Причины и механизмы детского аутизма остаются недостаточно ясными. В науке по данной проблеме нет единой точки зрения. В числе существующих концепций следующие:
1. Теория конституционального происхождения РДА (наследственность):особое болезненное состояние (Л.Каннер); патологическая конституциональная структура ближе к психопатической (Г.Аспергер) – первичная слабость инстинктов.
2. Повреждение этологических механизмов развития (врожденные, генетически фиксированные формы видового поведения, обеспечивающие необходимый базис для выживания) –
ð как следствие – полярное отношение к матери, трудности формирования элементарных коммуникативных сигналов (улыбка, контакт глаз, отсутствие эмоционального отклика на эмоциональные состояние другого человека и др.); слабость инстинкта самосохранения и аффективных механизмов защиты (В.М.Башина, 1993).
3. Большинство отечественных и ряд зарубежных исследователей рассматривают РДА в рамках шизофренической патологии (часто, как начальный период детской шизофрении) – наследственная патология с неясными патогенетическими механизмами, как при шизофрении (Л. Каннер, В.М.Башина, М. Вроно).
4. Органического происхождения – поражение НС.
5. Психогенного происхождения (зарубежные исследования, особенно в рамках психоаналитического направления – Б. Биттелхейм, 1967) – хроническая психотравмирующая ситуация –
ð нарушение эмоциональной связи с матерью, ее холодность, деспотическое давление
ð подавление психической активности.
Таким образом, можно выделить следующие ведущие факторы нарушения:
1) наследственный фактор;
2) резидуально-органический;
3) эмоциональная депривация (воспитание).
Исходя из положения о первичных и вторичных дефектах (В.В. Лебединский, О.Н.Никольская, 1981, 1985) выделяют
Первичные расстройства при РДА | Вторичные расстройства при РДА |
§ повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность; § слабость энергетического потенциала. | сам аутизм |