Особенности развития познавательной сферы детей с ДЦП
Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только в условиях адекватного воспитания и обучения. Считается, что
· 25-35% детей с ДЦП имеют сохранный интеллект, однако их развитие идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии; в данном случае сохранный интеллект не означает полноценное развитие;
· 50% - детей с ДЦП имеют задержку психического развития, при этом наиболее часто встречается ЗПРпо типу психического инфантилизма;
· у 25% детей с ДЦП диагностируется олигофрения.
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют общие особенности:
Особенности познавательной сферы | Последствия |
1. Нарушение активного произвольного внимания | § нарушение формирование свойств внимания; § трудности формирования произвольного внимания; § нарушение всех психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение, речь) |
2. Повышение истощаемости всех психических процессов (астенические проявления) | § низкая интеллектуальная работоспособность; § нарушение познавательных процессов; § формирование патологических черт личности (робости, пугливости и т.д.); § астенические состояния, эмоциональная лабильность (усиливаются к концу дня, недели, учебной четверти, после болезни) |
3. Повышенная инертность всех психических процессов | § трудности в переключении с одного вида деятельности на другой; § патологическое застревание на отдельных учебных заданиях; § «вязкость» мышления. |
Нарушения эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сфер проявляются у детей с ДЦП по-разному.
Эмоциональное развитие:
§ для одних детей характерны повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям - они беспокойны, суетливы, расторможены, раздражительны, упрямы, отличаются быстрой сменой настроения;
§ для других детей (таких большинство) характерны вялость, пассивность, нерешительность, заторможенность - они испытывают сложности в адаптации, с трудом налаживают отношения с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества, закрытых дверей, новой обстановки;
Также детям с ДЦП свойственны повышенная впечатлительность (многие дети болезненно реагируют на тон голоса, на нейтральные вопросы и предложения), пониженный фон настроения, расстройство сна.
Волевое развитие детей с данной аномалией также специфично. Например, по исследованиям Н.М. Сараевой,
§ у одних детей наблюдается волевой инфантилизм (37%),
§ у других – средний уровень развития волевых процессов (43%),
§ у третьих обнаруживается достаточно высокий уровень волевого развития (20%).
Особенности личностного развития:
§ аутизация (уход в мир фантазий);
§ эгоцентрические установки;
§ пассивность.
§ мотив деятельности – подчинение взрослому - сохраняется ведущим при взрослении;
§ пассивность, слабо формируются активные личностные установки; иждивенческие установки;
§ завышенная самооценка и низкий уровень притязаний (защитный механизм);
§ отставание в освоении этических правил (поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками);
§ в подростковом возрасте могут возникать истерические черты, депрессивные состояния.
Гиперопека взрослых может привести к более выраженному искажению личности.
Осознание дефекта чаще возникает в возрасте 7-8 лет и бывает связано с переживаниями по поводу недоброжелательного отношения со стороны сверстников и социальной депривации. Переживание неполноценности может принять хроническую форму, особенно у детей с нормальным интеллектом (Исследование О.Л. Раменской (1977).
.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать работу Мастюковой Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001.
2. Подготовить сообщение по статье «Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С.40-48.
Ответить на вопросы:
1. Какие научные факты позволяют отнести нарушения функций опорно-двигательного аппарата, в т.ч. детский церебральный паралич (ДЦП) к самой распространенной причине детской инвалидности?
2. Назовите основные подходы к пониманию причин ДЦП в отечественной и зарубежной психологической науке и смежных дисциплинах.
22. Какой уровень развития интеллекта наиболее характерен для детей с ДЦП?
23. Объясните специфику проявления ДЦП при гемиплегии, моноплегии, диплегии, тетраплегии.
24. Каковы особенности социальной и психологической адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата?
25. Можно ли предотвратить церебральный паралич?
Темы докладов и рефератов