Психолого-педагогическая симптоматика детей с поврежденным психическим развитием

По данным исследований Л.С. Юсевич, Г.Е. Сухаревой при заболевании в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте на первый план выступает утрата или обеднение навыков. Раннее начало заболевания (в 2-3 года) имеет отрицательное значение, т.к. влечет более выраженную опасность недоразвития онтогенетически наиболее молодых мозговых структур. В этих случаях неумение устанавливать объективные связи явлений, низкий уровень суждений выходят на первый план и затрудняют дифференциальную диагностику с олигофренией.

При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее демонстративно разрушение либо обеднение игровой деятельности: ее стереотипность, однообразие. Приобретенные навыки страдают меньше, но все же имеют определенный регресс.

При заболевании в младшем школьном возрасте, как правило, сохраняются речь, навыки самообслуживания, элементарные учебные навыки. Но резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом: теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.

Б.В. Зейгарник выделяет 3 преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых людей: 1) снижение функции обобщения; 2) нарушение логического строя мышления; 3) нарушения критичности и целенаправленности. Изменения личности проявляются в малой привязанности к родным и близким, отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде случаев, нарушения личности выражены в меньшей степени, чем нарушения интеллекта.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите этиологические типы органической деменции (травматическая, эпилептическая, постэнцифалитическая, склеротическая и др.)

2. Обозначьте отличие органической деменции от задержки психического развития и от олигофрении.

Темы докладов и рефератов.

1. Возможности обучения и воспитания детей с явлениями деменции.

2. Психолого-педагогическая коррекция при поврежденном психическом развитии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей/В.В.Лебединский. – М.: Издат-во московского университета,1985. – 167с.

2. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития у детей/В.И.Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 100с.

3. Основы специальной психологии: учеб.пособие /Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: «Академия», 2002. – 480с.

4. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208с.

5. Усанова, О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей / О.Н.Усанова. – М., 1990. – 200с.

Раздел V.

ДЕФИЦИТАРНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1. Дети с нарушениями зрения.

2. Дети с нарушениями слуха.

3. Дети с нарушениями речи.

Этот тип дизонтогенеза связан с:

1) первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи и опорно-двигательной;

2) инвалидизирующими соматическими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (тяжелые пороки сердца и др.), дыхательной системы (бронхиальная астма, ряд эндокринных заболеваний).

Наиболее показательной моделью аномального развития по дефицитарному типу является дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной или моторной сферы (Сенсорная депривация, моторная депривация).

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Следствием депривации в детском возрасте являются отклонения в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии.

Дети с нарушениями зрения

Тифлопсихология(греч. typhlos - слепой) - психология лиц с нарушениями зрения (слепые; слабовидящие; дети, имеющие амблиопию и косоглазие).

Для выявления детей с различными нарушениями зрения применяются специальные таблицы с буквами или знаками - 1,0 - норма (способность различать буквы и знаки десятой строки на расстоянии 5 м.). Верхняя строка таблицы – острота зрения 0,1 (третья – 0,3).Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пересчет пальцев на расстоянии..Способность к различению света от тьмы соответствует остроте зрения на уровне светоощущения. Неспособность к различению означает, что острота зрения равна 0. Форменное зрение – способность выделить фигуру из фона.

Классификация. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании очков - выделяют следующие группы детей:

1. Слепые:

а) абсолютно или тотально слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений, не способные отличить свет от тьмы;

б) частично или парциально слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способные к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04.

2. Слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Отличие от слепых детей – зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

1. Слепорожденные - это дети

§ с врожденной тотальной слепотой или

§ ослепшие в возрасте до 3-х лет.

Они не имеют зрительных представлений; процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.

2. Ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Наши рекомендации