Задержанное психическое развитие (зпр)
1.Задержка психического развития: психолого-педагогические аспекты, этиология.
2.Виды ЗПР.
3. Психолого-педагогическая симптоматика детей с ЗПР.
Задержка психического развития: психолого-педагогические аспекты, этиология
2.
Понятие «задержка психического развития» - психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной характер отставания (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно временный характер отставания, который с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети попадают в адекватные для них условия обучения и воспитания.
В своем классическом варианте термин «ЗПР» был предложен и озвучен Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. В дальнейшем этот подход получил свое продолжение в работах В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой и др.
Клинический подход к дизонтогенезу позволяет квалифицировать ЗПР как минимальную мозговую дисфункцию, проявляющуюся отставанием в развитии отдельных высших психических функций (но не интеллекта в целом), трудностями в обучении, эмоциональными нарушениями, поведенческими расстройствами.
Чаще ЗПР обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости. Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности имеют свои качественные особенности в зависимости от этиологии данной аномалии развития.
В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы.
Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга: врожденные или полученные во внутриутробном периоде, при родах, а так же в раннем послеродовом периоде жизни. ЗПР возникает в результате ослабленности центральной нервной системы инфекциями, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. Не менее распространенной причиной является психолого-педагогическая запущенность ребенка.
Таким образом, первичный дефект при задержке психического развития связан с мозговыми повреждениями базальных систем и нейродинамическими расстройствами, а вторичный дефект – с комплексом культурных образований.
Виды ЗПР
В аспекте клинической классификации задержки психического развития, Т.А.Власова отмечает ее разнообразие и прогностическую неоднородность. Она подчеркивает при этом, что стойкость ЗПР «различна в зависимости от того, лежат ли в ее основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Эти данные имеют большое значение для дифференциации педагогического подхода: выбора типа образовательного учреждения, разработки программы обучения и воспитания, адекватных характеру психического недоразвития». В проявлении задержки психического развития можно говорить о четырех клинико-психологических формах заболевания: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза (Лебединская К.С., 1980). Каждый из этих типов ЗПР имеет свою структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою динамику и прогноз в развитии ребенка.
ЗПР конституционального происхождения – так называемый гармонический инфантилизм (Т.А. Власова, М.С. Певзнер). При данной форме эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций, поведения и деятельности. При переходе в школу сохраняется большая значимость игровых интересов. Черты эмоционально-волевой незрелости часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Ребенок по своему психическому и физическому развитию соответствует более раннему возрасту. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Детям с этой формой ЗПР практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако, обучение в школе с 6-тилетнего возраста для них не рационально.
ЗПР соматогенного происхождения. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные или приобретенные пороки внутренних органов и др.). Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Детям с этой формой ЗПР вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь.
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу). Эта форма чаще всего возникает в результате неблагоприятных условий воспитания ребенка. У ребенка в таких условиях не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Вместе с тем, проявляется отсутствие самостоятельности, инициативности, ответственности. Все это, в конечном счете, ведет к тому, что ребенок плохо адаптируется к социальной действительности и постоянно нуждается в помощи.
ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция) занимает основное место в полиморфной группе задержки психического развития. Дети с данной формой ЗПР характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой и познавательной деятельности. Функциональные расстройства нервной системы накладывают отпечаток на психическую структуру данной формы ЗПР. Признаки незрелости в эмоциональной сфере проявляются при органическом инфантилизме, а в интеллектуальной – в недостаточной сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитости регуляции высших форм произвольной деятельности. Детям с данной формой ЗПР психолого-педагогическая коррекция может быть обеспечена только в условиях специальных учреждений.