Сальмонеллезы. Этиология, эпидемиология, классификация клинических форм.
Этиология. Сальмонеллы относятся к антропозоонозам. Выделяют более 700 серотипов сальмонелл, поражающих человека. Они устойчивы во внешней среде, хорошо размножаются в молочных продуктах, мясе, масле и др. Большинство штаммов устойчиво к антибиотикам.
Эпидемиология. Источник инфекции — человек (больной или бактерионоситель), домашние животные и птицы, рыбы, грызуны. Пути заражения: пищевой, водный и контактно-бытовой. Заболевание иногда носит характер внутрибольничных вспышек, вызванных «госпитальными» штаммами. Чаще болеют дети первых 2 лет жизни. Подъем заболеваемости наблюдается в весенне-летнее время. Инкубационный период при пищевом пути инфицирования от нескольких часов до 2—3 дней, при контактно-бытовом — до 5— 7 дней.
Клиническая картина. Наиболее частая желудочно-кишечная форма сальмонеллеза протекает с явлениями гастроэнтерита, гастроэнтероколита.
Гастрит и гастроэнтерит встречаются преимущественно у детей старше 3 лет, протекают по типу пищевой интоксикации: внезапное начало с повторной рвотой, повышение температуры тела, боли в животе. Затем появляются частые водянистые испражнения, иногда с примесью слизи и крови, различной степени обезвоживание организма и интоксикация вплоть до нейротоксикоза.
Менее остро заболевание протекает по типу энтерита без выраженных признаков гастрита.
Гастроэнтероколит и энтероколит — наиболее частая форма заболевания у детей раннего, особенно грудного, возраста, начинается остро с максимумом симптомов к 3—7-му дню болезни. Стул раньше или позже приобретает темно-зеленую окраску (типа болотной тины), реже имеет характер, свойственный дистальному колиту, у % больных с примесью крови. Рвота при энтероколитической форме сальмонеллеза наблюдается нечасто, обычно связана с токсикозом; нередко отмечается увеличение печени и селезенки.
Тифоподобная форма (у старших детей) протекает с длительной лихорадкой, головной болью, рвотой, адинамией, иногда с признаками менингизма, бредом, помрачением сознания, гепатоспленомегалией, энтеритным стулом. На высоте заболевания возможно появление необильной розеолезно-папулезной сыпи.
Септическая форма изредка встречается у ослабленных детей раннего возраста, недоношенных. Она характеризуется появлением гнойных очагов в легких, почках, мозговых оболочках, крупных суставах, костях. Стул энтероколитный.
Стертые формы сальмонеллеза характеризуются слабовыраженной и быстропроходящей симптоматикой, диагностируются на основании эпидемиологических данных и высева сальмонелл из кала.
Бактерионосительство у детей встречается реже, чем у взрослых.
Диагноз. Часто очевиден по клинической картине, подтверждается выделением сальмонелл из кала, мочи, крови и других сред, а также серологически по нарастанию антител в 4 раза и более. При однократном исследовании (РПГА) диагностическими для суммарных антител являются титры 1:80 у детей 0—6 мес, 1:160 — 6—12 мес, 1:320 — старше 1 года; для цистеиноустойчивых антител — 1:20 у детей до 1 года и 1:40 — старше 1 года. Используются и методы обнаружения свободного антигена в крови.
Лечение. Антимикробная терапия при желудочно-кишечной форме обычно не влияет на длительность симптомов и бацилловыделение, ее назначают ослабленным детям и детям первых трех месяцев жизни. При наличии чувствительности возбудителя внутрь дают ампициллин, гентамицин, полимиксина М сульфат, I детям старше года — фуразолидон, невиграмон. В тяжелых случаях и при подозрении на генерализацию процесса назначают ампициллин внутримышечно и внутривенно, гентамицина сульфат внутримышечно и внутривенно, рифампицин, цефалоспорины третьего поколения.
Дифференциальный диагноз.
Сальмонеллез у детей следует дифференцировать от дизентерии, эшерихиоза, стафилококкового энтероколита, вирусного гастроэнтерита, тифопаратифозных заболеваний, сепсиса, в редких случаях — от инвагинации, аппендицита, гриппа и др.
Дизентерию отличают от сальмонеллеза кратковременная лихорадка, наличие колитического синдрома (тенезмы, спазм сигмовидной кишки, податливость или зияние анального отверствия, скудный стул с патологическими примесями). При сальмонеллезе колитический синдром (периодически повторяющиеся боли в животе, примесь крови в стуле, уплотнение сигмовидной кишки и др.) в отличие от дизентерии встречается реже, стул обычно бывает обильным, водянистым, цвета болотной тины, зловонным, тенезмы, зияние ануса не характерны. Кроме того, длительная лихорадка, повторная, но нечастая рвота, токсикоз с эксикозом, вздутие живота, увеличение печени и селезенки, отмечающиеся при сальмонеллезе, совершенно не свойственны дизентерии.
Эшерихиозы клинически трудно дифференцировать от сальмонеллеза. Диагноз решается после получения результатов бактериологического и серологического исследований.
Для стафилококкового энтероколита в отличие от сальмонеллеза характерно наличие других очагов стафилококковой инфекции у ребенка (омфалит, пиодермия и др.) или у матери (мастит, панариций, эндометрит и др.). При этом дисфункция кишечника возникает на фоне длительной субфебрильной температуры тела.
Ротавирусный гастроэнтерит характеризуется острым началом болезни, кратковременным повышением температуры тела (2—3 дня) и повторной рвотой. Стул быстро становится водянистым, брызжущим, пенистым с примесью небольшого количества слизи, но без прожилок крови. Весьма характерны вздутие живота, урчание по ходу кишечника, боли в эпигастральной области. Течение болезни бывает кратковременным — не более 5—7 дней. Однако у детей раннего возраста нередко развивается и токсикоз.
В редких случаях сальмонеллез приходится дифференцировать от аденовирусной и энтеровирусной инфекций, протекающих с диарейным синдромом. Однако в отличие от сальмонеллеза при вирусных заболеваниях диарея обычно возникает на фоне катаральных явлений, не сопровождается развитием дегидратации, стул при этом сохраняет каловый характер и не содержит примеси крови. Диагностика облегчается, если заболевание сопровождается другими свойственными для этих инфекции симптомами (конъюнктивит, ангина, поражение лимфаденоидной ткани ротоглотки, выраженный экссудативный компонент воспаления — при аденовирусной инфекции; герпангина, серозный менингит, миалгия и др.— при энтеровирусной инфекции). При этом кишечный синдром никогда не доминирует в клинической картине заболевания.
Сальмонеллез у детей раннего возраста может протекать с большим количеством крови в испражнениях, что в ряде случаев диктует необходимость проводить дифференциальную диагностику с инвагинацией. В отличие от сальмонеллеза инвагинаци я начинается при нормальной температуре тела, с резкого беспокойства ребенка, при этом стул вначале каловый, а затем представляет собой слизь, окрашенную алой кровью. При глубокой пальпации удается обнаружить инвагинат, а при пальцевом ректальном исследовании на пальце остается алая кровь. Рентгенологическое исследование позволяет установить горизонтальные уровни жидкости в кишечнике в случае инвагинации.
Тифо-паратифозные заболевания отличаются от сальмонеллеза длительной волнообразной лихорадкой, сильными головными болями, оглушенностью, бредовым состоянием при относительно слабо выраженной дисфункции желудочно-кишечного тракта. В диагностике помогают тщательно собранный анамнез и лабораторные исследования, среди которых решающее значение имеет гемокультура.
Септические формы сальмонеллеза дифференцировать от сепсиса другой этиологии возможно только с помощью лабораторных методов.
Приведенные отличительные признаки весьма условны, они позволяют лишь заподозрить то или иное заболевание. Решающее значение имеют лабораторные методы исследования, а в ряде случаев и эпидемиологические данные.
Диагноз.
Сальмонеллез диагностируется на основании совокупности клинико-эпидемиологических и лабораторных данных. Для него характерны относительно длительная лихорадка, упорная рвота, обложенность языка, вздутие живота, болезненность и урчание в правой подвздошной области, энтеритный характер стула с примесью зеленой слизи и прожилками крови, типичен резкий, зловонный запах испражнений. При среднетяжелых и тяжелых формах весьма часто бывает увеличение печени и селезенки. В крови на высоте заболевания отмечается выраженный лейкоцитоз, часто нейтрофилез со сдвигом влево до палочкоядерных, юных и миелоцитов. СОЭ умеренно увеличена. 'Ц^п ^'^'^
Решающими в постановке диагноза являются бактериологический и серологический методы исследования.
Бактериологический метод имеет наиболыиейгЗяа-^' чение. Возбудитель может быть выделен из кала, кдови, ^рвотных масс, промывных вод желудка, мочи, желчи, гноя, экссудата воспалительных очагов, цереброснинальной жидкости. Методика забора и посева материала аналогична таковой при дизентерии и других кишечных инфекциях. Посев материала обычно производят на элективные среды (среда Плоскирева и висмут-сульфитный агар) и среды обогащения. Процент положительных результатов при бактериологическом исследовании колеблется от 40 до 80. Наибольшее число положительных результатов приходится на первую неделю болезни.
Серологические исследования. Нарастание специфических антител в крови больных выявляют с помощью РА и РНГА с эритроцитарными диагностикумами. Диагностическое значение имеет нарастание титра антител в динамике заболевания в 4 раза и более. Частота положительных результатов достигает 80%. Отрицательные результаты обычно отмечаются при легчайших, особенно стертых, формах болезни и, как правило, у детей раннего возраста и недоношенных.
В последние годы разрабатываются более чувствительные методы диагностики сальмонеллеза: радиоиммунологический, имму-ноферментный, с помощью которых удается обнаруживать саль-монеллезные антигены и специфические антитела в низкой концентрации.
Дифференциальный диагноз см. в предыдущем вопросе.
Лечение.
Госпитализацию осуществляют по клиническим и эпидемиологическим показаниям. Обычно госпитализируют детей, нуждающихся в инфузионной терапии. Больных госпитализируют в боксы или в специализированные отделения в палаты на 1—2 человека. При массивном пищевом инфицировании в первые часы болезни лечение начинают с промывания желудка 2% раствором гидрокарбоната натрия. При легких и среднетяжелых формах проводится оральная регидратация глюкозоэлектролитными растворами (см. Эшерихиозы).
При тяжелых формах, особенно в случае обезвоживания организма III степени, необходимо незамедлительно приступить к более интенсивной инфузионной терапии с обязательным введением плазмы, альбумина, глюкозосолевых растворов, гидрокарбоната натрия и др., объем и последовательность введения которых рассчитывают в зависимости от степени и типа дегидратации (см. Эшерихиозы).
Особенно важно для инфузионной терапии определить ведущий клинический синдром, обусловливающий тяжесть заболевания: нейротоксикоз, токсикоз с эксикозом, эндотоксический шок и др.
При нейротоксикозе терапия должна быть направлена на предупреждение развития отека и набухания мозга. С этой целью показано введение диуретиков (лазикс, маннитол), кортикостеро-идов (гидрокортизон, преднизолон), жаропонижающих (анальгин, литическая смесь), противосудорожных (седуксен, ГОМК, пи-польфен), сердечно-сосудистых (коргликон, строфантин, куран-тил) и других лекарственных препаратов направленного действия. В этих случаях показано введение плазмы, альбумина, гемодеза, реополиглюкина и других коллоидных препаратов. При лечении больных с эндотоксическим шоком инфузионную терапию необходимо начинать с внутривенного струйного введения коллоидных растворов (плазма, альбумин, гемодез, реополиглюкин), 10% раствора глюкозы, гидрокортизона, при необходимости следует вводить диуретики (лазикс).
В качестве этиотропной терапии при лечении больных первого года жизни с легкой и среднетяжелой формами сальмонеллеза препаратами выбора являются фуразолидон и поливалентный сальмонеллезный бактериофаг. При лечении детей старше 3 лет с этими же формами болезни поливалентный сальмонеллезный бактериофаг можно использовать как единственное средство.
Бактериофаг детям в возрасте от 2 до 6 мес назначают на прием по 10 мл внутрь, детям в возрасте от 6 мес до 3 лет — 20 мл, детям старше 3 лет — 50 мл. При отсутствии эффекта бактериофаг можно применить повторно через 3—5 дней.
При тяжелых формах, а также у детей первого года жизни с отягощенным преморбидным фоном, при наслоении сальмонеллеза на другие инфекционные заболевания и при смешанных формах оправданно назначение антибиотиков широкого спектра действия (ампициллин, левомицетина сукцинат, гентамицин, полимиксин М сульфат, цепорин и др.) в сочетании с бактериофагом. Антибактериальные препараты назначаются сроком на 5—7 дней. Повторные курсы обычно не применяются.
После окончания курса лечения антибиотиком для нормализации биоценоза кишечника назначают бактерийные препараты: бифидумбактерин, бификол, лактобактерин.
При септических формах можно прибегнуть к комбинации антибиотиков (ампициллин -|- полимиксина М сульфат, ампициллин + гентамицин и др.) или сочетать антибиотик с препаратами нитрофуранового ряда.
При затяжном и хроническом течении первостепенное значение имеет иммуностимулирующая терапия (пентоксил, метилурацил); назначают также биологические и ферментные препараты (фестал, абомин, панкреатин и др.), проводят повторные курсы лечения поливалентным сальмонеллезным бактериофагом.
Билет 34