Часть 1. артериальное давление

Хронокарта занятия

Вид деятельности студента Время
1) изучить содержание Части I «Артериальное давление» и сделать конспект в тетради для практических занятий   40 мин
2) отработать практическую манипуляцию «Измерение артериального давления»     30 мин
3) изучить содержание Части II «Пульс» и сделать конспект в тетради для практических занятий     40 мин
4) отработать практическую манипуляцию «Исследование артериального пульса на лучевой артерии»   20 мин
5) изучить содержание Части III «Дыхание» и сделать конспект в тетради для практических занятий     40 мин
6) отработать практическую манипуляцию «Определение частоты, глубины, ритма дыхания»     20 мин
7) выполнить задания для закрепления материала   80 мин

ЧАСТЬ 1. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

ЗАДАНИЕ:

Вспомните из дисциплины «Анатомия и физиология» строение сердца. Прочитайте и кратко законспектируйте в тетрадь материал «Артериальное давление». Обращайте внимание на слова, выделенные цветным курсивом.

часть 1. артериальное давление - student2.ru

Сердце представляет собой мышечный насос, функция которого заключается в постоянном перемещении крови и содержащихся в ней кислорода и питательных веществ по всему организму; при этом сердце своими ритмическими сокращениями приводит в движение всю кровь в кровеносных сосудах. Кровь, выталкиваемая сердцем, давит на стенки артерий, и это давление называют артериальным.

Артериальное давление (АД) – это давление крови на стенки артерий.

Оно зависит от:

- величины сердечного выброса;

- тонуса артериальной стенки.

Кроме этих основных факторов, на величину АД оказывает влияние также количество циркулирующей крови, ее вязкость, колебания давления в брюшной и грудной полостях.

Есть наблюдения показывающие, что АД может меняться в разные времена года, дни недели и время суток. Даже у людей, не имеющих проблем с АД, его уровень зимой, как правило, на 5 мм рт.ст. выше, чем летом, вне зависимости от климатического фактора. У здоровых людей систолическое АД утром обычно на 3 мм рт.ст. выше, чем вечером, при этом уровень диастолического АД существенно не меняется. Своего максимального значения АД обычно достигает в середине дня. На уровень АД может повлиять прием пищи и употребление определенных напитков, в частности кофе и алкоголя. Замечено, что для молодых людей характерно повышение ЧСС, снижение диастолического и незначительное повышение систолического артериального давления в первые 3 часа после еды. У пожилых людей после приема пищи обычно отмечается выраженное снижение как систолического, так и диастолического артериального давления.

Артериальная гипертензия (АГ)

Категория АД Систолическое АД Диастолическое АД
Оптимальное
Нормальное ‹ 130 ‹ 85
Высокое нормальное 130 – 139 85 – 89
АГ степень 1 (мягкая) 140 – 159 90 – 99
АГ степень 2 (умеренная) 160 – 179 100 – 109
АГ степень 3 (тяжелая) ≥180 ≥ 110

Методы измерения АД

Существуют прямые и непрямые методы измерения АД. Прямые методы более точны, однако являются инвазивными (суть метода состоит в помещении датчика в просвет сосуда) и не очень удобными для широкого применения.

Из непрямых методов в настоящее время используется метод Рива-Роччи-Короткова.

Суть метода заключается в том, что с помощью специальной пневматической манжеты осуществляется полная компрессия артерий; затем давление в манжете постепенно снижают. В момент, когда давление в манжете становится равно систолическому АД, давление крови на вершине пульсовой волны начинает расправлять артерию, и некоторое количество крови проходит сквозь сжатый участок. При этом возникают звуковые феномены, обусловленные проведением звука удара пульсовой волны в стенки артерии в ее дистальные отделы (т.н. тоны Короткова) и возникновением турбулентных токов (шумы). Когда же давление в манжете становится равно диастолическому АД, стенка сосуда расправляется полностью, тоны Короткова и турбулентные шумы исчезают. К манжете подключен манометр, который позволяет отметить давление в момент появления и исчезновения звуковых феноменов.

часть 1. артериальное давление - student2.ru Из чего состоит тонометр?

Манжета – надевается на плечо пациента.

Груша – накачивает воздух в манжету, для того чтобы надутая манжета сдавила артерию на руке, и на несколько секунд остановила поток крови.

Воздушный клапан – позволяет постепенно выпускать воздух из манжеты, чтобы медленно восстановить поток крови.

Шкала манометра – используется для определения цифр АД.

часть 1. артериальное давление - student2.ru Фонендоскоп – позволяет услышать удары крови, возвращающейся в пережатую манжетой артерию. В момент, когда определяются первые удары крови, регистрируется систоли-ческое АД. Когда удары исчезают, регистрируется диастолическое АД.

Виды тонометров

По мере развития электронных технологий и элементной базы для их реализации в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ века появился новый метод измерения артериального давления — осциллометрический. Строго говоря, признать его принципиально новым методом измерения артериального давления нельзя, поскольку все атрибуты метода Короткова — Рива-Роччи в нем присутствуют: манжета, сдавливающая конечность для прекращения кровотока, анализ наличия пульсаций (тонов) в артерии. Аппаратно иначе реализован способ регистрации пульсаций — применение чувствительных датчиков позволило исключить субъективизм органолептического выслушивания тонов; иначе — с помощью цифрового дисплея — отображаются полученные результаты.

В настоящее время на медицинском рынке в широком ассортименте представлены как аппараты для измерения артериального давления по методу Короткова, так и аппараты, в которых реализован осциллометрический метод.

часть 1. артериальное давление - student2.ru Манометрические (так называемые механические) классифицируют по типу применяемого манометра — ртутные или мембранные.

часть 1. артериальное давление - student2.ru Ртутные манометры условно подразделяют на классический тип — рис. 1 — (компрессионная манжета соединена одной трубкой с нагнетателем, а другой трубкой — с манометром) и комбинированный тип — рис. 2 — (нагнетатель конструктивно объединен с манометром). Заметим, что для обозначения мембранного манометра в последнее время иногда используют заимствованный термин «сфигмоманометр».

       
 
Рис. 1 LD-71 — механический тонометр классического типа  
 
Рис. 2 LD-81 — Механический тонометр комбинироаванного типа
 



Осциллометрические измерители (они же — цифровые, электронные, автоматические) классифицируют, во-первых, по уровню автоматизации процесса измерений:

часть 1. артериальное давление - student2.ru — автоматические — рис. 3 — (со встроенным микрокомпрессором)

часть 1. артериальное давление - student2.ru

Рис. 3

Рис. 3
— полуавтоматические — рис. 4 — (с ручным нагнетанием воздуха в компрессионную манжету).

 
 
Рис. 4

часть 1. артериальное давление - student2.ru Во-вторых, используется также классификация по месторасположению манжеты на руке, т. е. по месту, где пережимается артерия во время измерения:

— на плече — рис. 3, 4 — (обычно изготавливаются в виде настольного измерительного блока, соединенного трубкой с компрессионной манжетой)

— на запястье (могут иметь конструкцию как только что описанный «плечевой» — рис. 5, так и в виде «браслета», т. е. измерительный блок закреплен непосредственно на компрессионной манжете — рис. 6, 7).

       
 
Рис. 5
 
   
Рис. 6

часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru

       
 
Рис. 6
 
Рис. 7

ЗАДАНИЕ:

ЧАСТЬ 2. АРТЕРИАЛЬНЫЙ ПУЛЬС

ЗАДАНИЕ:

ЧАСТЬ 3. ДЫХАНИЕ

ЗАДАНИЕ:

Нарушения дыхания

При нарушении удовлетворения потребности дышать может изменяться частота дыхательных движений.

Если ЧДД больше 20 – это тахипноэ.

Если ЧДД меньше 16 – это брадипноэ.

При нарушении удовлетворения потребности дышать может появиться одышка, то есть, нарушение ритма, глубины или частоты дыхательных движений.

В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания различают три вида патологическойодышки:

1) инспираторная – затруднен вдох. Такая одышка может наблюдаться при попадании в дыхательные пути инородного тела или любого механического препятствия.

2) экспираторная – затруднен выдох. Такой тип одышки характерен для приступа бронхиальной астмы, когда происходит спазм бронхов и бронхиол.

3) смешанная – затруднен и вдох и выдох. Такой тип одышки характерен для заболеваний сердца.

Кроме описанных видов патологической одышки различают физиологическуюодышку, возникающую при значительной физической нагрузке.

Иногда одышка носит определенный характер и соответствующее название:

1) дыхание Куссмауля – редкое, глубокое дыхание;

2) дыхание Биота – равномерное по глубине дыхание, но с большими паузами;

3) дыхание Чейн-Стокса – постепенно нарастающая глубина дыхания, затем постепенно убывающая, и пауза.

ЗАДАНИЕ:

Запишите алгоритм определения частоты, глубины и ритма дыхания в тетрадь и отработайте данную манипуляцию на партнере в соответствии с алгоритмом.

Определение частоты, глубины, ритма дыхания
(в условиях стационара)

Цель:

· определить основные характеристики дыхания.

Показания:

· определяются врачом.

Противопоказания:

· отсутствуют.

Оснащение:

· часы или секундомер;

· температурный лист;

· ручка.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ:

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться Установление контакта с пациентом
2. Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса Исключается возможность «управления дыханием»
3. Получить согласие пациента на проведение процедуры Соблюдение прав пациента на информацию  
4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности  
Выполнение процедуры
5. Взять пациента за руку как для исследования пульса, наблюдать за экскурсией грудной клетки (либо за движениями передней брюшной стенки) пациента и считать дыхательные движения за 1 минуту Определение числа дыхательных движений
6. Если не удаётся наблюдать экскурсию грудной клетки, продолжая держать пациента за запястье, положить руки (свою и пациента) на грудную клетку (у женщин) или эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса Имитация определения пульса
7. Записать результаты в температурный лист Документирование результатов исследования
Окончание процедуры
8. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

ЧАСТЬ IV. ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выполните все задания, а затем сравните свои ответы с эталонами. Обратите внимание на те задания, в которых Вы допустили ошибки.

ЗАДАНИЕ № 1

ЗАДАНИЕ № 3

ЗАДАНИЕ № 4

Решите ситуационные задачи

1. Пациент бледен, лицо с синюшным оттенком. Дыхание шумное, клокочущее, ЧДД 28 в мин, АД 210/120 мм рт. ст., пульс 108 ударов в минуту.

ЗАДАНИЕ № 5

ЗАДАНИЕ № 6

ЗАДАНИЕ № 7

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Проверь себя!

ЗАДАНИЕ № 1

Схема 1

       
  часть 1. артериальное давление - student2.ru
   
Пульсовое

часть 1. артериальное давление - student2.ru

Диастолическоее
часть 1. артериальное давление - student2.ru (минус) =

Схема 2

часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru часть 1. артериальное давление - student2.ru


ЗАДАНИЕ № 2


1 – В 7 – Б 13 – Г
2 – А 8 – Б 14 – В
3 – В 9 – Б 15 – А
4 – А 10 – В 16 – А
5 – В 11 – Г 17 – Б
6 – А 12 – А  

Ошибки – отлично

Ошибки – хорошо

Ошибок – удовлетворительно

ЗАДАНИЕ № 3

1 – мм рт.ст. 6 – плечевой 11 – брадикардия
2 – гипертензия 7 – тонометр 12 – вдох
3 – гипертония 8 – повышение 13 – выдох
4 – гипотензия 9 – сердечных 14 – тахипноэ
5 – гипотония 10 – тахикардия 15 – брадипноэ

Ошибка – отлично

Ошибки – хорошо

Ошибок – удовлетворительно

ЗАДАНИЕ № 4

1. Тахипноэ, гипертензия, тахикардия.

2. Гипотензия, брадикардия. Предположительно пульс слабого наполнения и напряжения, т.к. пальпация пульса проводится на сонной артерии, а не на лучевой артерии.

ЗАДАНИЕ № 5

1 В. Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см выше локтевого сгиба.

2 Б. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки.

3 А. Поставить на это место мембрану фонендоскопа и нагнетать в манжетку воздух.

4 Г.Выпустить воздух из манжеты. При появлении над плечевой артерией первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению.

5 Д. Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которое соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова.

6 Е. Данные измерения округлить записать в виде дроби (в числителе – систолическое АД; в знаменателе – диастолическое АД), например, 120/75 мм рт. ст. Данные измерения можно зафиксировать в температурном листе в виде столбика (верхняя граница обозначает систолическое АД, а нижняя – диастолическое АД).

ЗАДАНИЕ № 6

1.Руку выше манжеты сдавливает одежда пациента.

2.Рука пациента не полностью лежит на столе.

3.Манжета низко наложена на руку пациента.

ЗАДАНИЕ № 7

Пульс исследуется на:

1. сонной артерии

2. височной артерии

3. лучевой артерии

4. подколенной артерии

5. артерии тыла стопы

6. задней большеберцовой артерии

7. бедренной артерии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. – Москва.: «АНМИ», 1995.

2. Фомина И.Г. Общий уход за больными, – М.: «Медицина», 2000.

3. Стандарты практических манипуляций по основам сестринского дела. – Тюмень.: Издательство « Вектор Бук», 2006.

4. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела. Под общей редакцией к.м.н. А.И. Шпирина. – Москва.: ГОУ ВУНМЦ, 2003.

5. Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными: Учебник. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2007.

6. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

7. Исхаки Ю.Б. Ибни Сино и медицинская наука. – Душанбе, «Ирфон», 1984.

Хронокарта занятия

Вид деятельности студента Время
1) изучить содержание Части I «Артериальное давление» и сделать конспект в тетради для практических занятий   40 мин
2) отработать практическую манипуляцию «Измерение артериального давления»     30 мин
3) изучить содержание Части II «Пульс» и сделать конспект в тетради для практических занятий     40 мин
4) отработать практическую манипуляцию «Исследование артериального пульса на лучевой артерии»   20 мин
5) изучить содержание Части III «Дыхание» и сделать конспект в тетради для практических занятий     40 мин
6) отработать практическую манипуляцию «Определение частоты, глубины, ритма дыхания»     20 мин
7) выполнить задания для закрепления материала   80 мин

ЧАСТЬ 1. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

ЗАДАНИЕ:

Вспомните из дисциплины «Анатомия и физиология» строение сердца. Прочитайте и кратко законспектируйте в тетрадь материал «Артериальное давление». Обращайте внимание на слова, выделенные цветным курсивом.

часть 1. артериальное давление - student2.ru

Сердце представляет собой мышечный насос, функция которого заключается в постоянном перемещении крови и содержащихся в ней кислорода и питательных веществ по всему организму; при этом сердце своими ритмическими сокращениями приводит в движение всю кровь в кровеносных сосудах. Кровь, выталкиваемая сердцем, давит на стенки артерий, и это давление называют артериальным.

Артериальное давление (АД) – это давление крови на стенки артерий.

Оно зависит от:

- величины сердечного выброса;

- тонуса артериальной стенки.

Кроме этих основных факторов, на величину АД оказывает влияние также количество циркулирующей крови, ее вязкость, колебания давления в брюшной и грудной полостях.

Есть наблюдения показывающие, что АД может меняться в разные времена года, дни недели и время суток. Даже у людей, не имеющих проблем с АД, его уровень зимой, как правило, на 5 мм рт.ст. выше, чем летом, вне зависимости от климатического фактора. У здоровых людей систолическое АД утром обычно на 3 мм рт.ст. выше, чем вечером, при этом уровень диастолического АД существенно не меняется. Своего максимального значения АД обычно достигает в середине дня. На уровень АД может повлиять прием пищи и употребление определенных напитков, в частности кофе и алкоголя. Замечено, что для молодых людей характерно повышение ЧСС, снижение диастолического и незначительное повышение систолического артериального давления в первые 3 часа после еды. У пожилых людей после приема пищи обычно отмечается выраженное снижение как систолического, так и диастолического артериального давления.

Наши рекомендации