Работа с разновозрастным отрядом
Причины образования РВО:
1. Наличие дружеских и семейных отношений до лагеря. Образуются «Могучие кучки» внутри коллектива, которые чрезвычайно сложно разбить
2. Нехватка мест в отрядах с соответствующим возрастом.
3. Отношения ответственности (просьба родителей присмотреть за более младшими). У «ответственных» детей возникает напряжение, ведь они приехали отдыхать, а не приглядывать за кем-то. Выходом является помощь вожатого: погуляй, я сам за ним присмотрю
4. Выезд сложившимся коллективом. Это могут быть спортивные или творческие коллективы – объединяет общее дело; может быть детский дом – привозят все негативные отношения с собой. Их лучше рассортировать, дать таким образом возможность увидеть другие способы поведения и отношений, или пересекать деятельность с другими отрядами в несоревновательном режиме.
5. Больные дети. Чувствуют дискомфорт с детьми своего возраста, особенно при социально неодобряемых заболеваниях (энурез и пр.)
6. Традиция лагеря или эксперимент
Совместимость по возрасту
7-10 лет (младший школьный возраст). Считают себя взрослыми, с удовольствием участвуют во взрослых играх. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого, следить за тем, что говорят старшие дети.
В отличие от более старших должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль.
10-13 лет (младшие подростки). Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для разновозрастных отрядов (РВО) – 1-2 подростка среди младших.
Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.
14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Приказывать им бесполезно. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя и к малышам тоже более лояльны. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.
Вывод. Для работы с РВО необходимо обязательно выполнять следующие требования:
· Глаз да глаз, но не надзирательство
· В отряде можно замкнуть старших на младших при контроле (тем более, что маленькие дети все делают лучше при помощи и присмотре более старших детей)
· Более младшие дети тянуться к занятиям старших (лучше всего не разрешать, а допускать их присутствие)
· Необходимо избегать ситуаций, вызывающих эмоциональное и психическое напряжение.
· Демонстрировать нужно: младшим – заботу, старшим – уважение.
· На мероприятия, основанных на рефлексии, и осваивании жизненного опыта (например, свечки) не боятся делить отряд на 2 возрастные группы: старшие и младшие.
РАБОТА С ЛИДЕРАМИ
Лидер – это человек способный повести за собой, отвечать за поступки других людей, организовать их на интересное дело. Он чувствует и понимает интересы большинства, активно влияет на окружающих.
Можно выделить несколько видов лидерства. Каждый из представителей отличается своей спецификой и несет свою нагрузку в коллективе.
1. Деловые лидеры – играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом. Они способны управлять собой и отрядом, имеют незаурядные организаторские способности. Стоят у руля жизни коллектива. В лагере таких ребят можете смело делать командирами и своей правой рукой в любом мероприятии.
2. Лидеры-инициаторы – выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности коллектива. Их необходимо привлекать в момент придумывания чего бы то и было. К ним не предъявишь требование «предлагаешь - выполняй!», как правило, они способны лишь предложить массу идей, а выбор и выполнение их оставляют для других.
3. Лидер-умелец – это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива. Например, ребенок, профессионально занимающийся танцами, который может поставить хороший номер для отряда. Как правило, чувствуют уверенно себя только в сфере им близкой, в остальное время не выделяются из отряда.
4. Эмоциональный лидер – действуют в основном в сфере межличностного общения, не испытывают потребности в управлении коллективом. От эмоциональных лидеров зависит психологический климат, самочувствие сверстников, а также принятые в коллективе моральные ценности, поэтому очень важно, чтобы то, что транслирует этот человек на отряд, вас полностью устраивало. Обратите особое внимание на налаживание контакта с такими ребятами.
Методы выявления лидера в группе.
1. Игровая форма. Диагностические игры.
2. Тренинговая форма. Работа на сплочение группы.
3. Соревновательные игры.
4. Ролевые игры на достижение личной и общей целей.
5. Игры на экстремальные ситуации.
6. Наблюдение за группой.
7. Социометрия.
8. Организация работы групп на решение общей творческой задачи.
Для того чтобы в лидерах сохранить энтузиазм деятельности и по максимуму дать реализоваться ребенку, можно использовать следующие способы:
1. Мотивация отдельных личностей через тренинг, беседу, выяснение их интересов.
2. Поиск новых направлений в работе, создание новой социальной роли для лидеров.
3. Участие в конкурсных программах на различном уровне (отряд, лагерь, межлагерные).
4. Создание ситуации успеха и лидеру и команде.
5. Выявление конкуренции среди лидеров. Иногда создание условий для появления здоровой конкуренции между ними. Но необходимо контролировать ее, чтобы не возникали конфликты.
6. Возможность самостоятельных действий для лидера в каком-то определенном направлении.
7. Смена вектора направления деятельности для конкретного человека, либо повышение уровня ответственности.
8. Чередование творческих поручений.
Диагностика лидерства
Камушки (пуговки). В коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.
Многоугольник в тумане. Группа встает в круг, и все участники закрывают глаза (надевают повязки). На пол у ног игроков кладется веревка, и дается задание найти и поднять ее. Когда все участники держат веревку в руках им предлагается складывать из нее различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. Группе необходимо: образовать квадрат, создать равносторонний треугольник, сложить любую трапецию.
Палатка. Участники делятся на команды по 5-6 человек в каждой. Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке ниток (скотч). Каждая команда должна построить из этих НЕМУДРЁНЫХ материалов палатку, в которой хватит места для всех его членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате. На обсуждение и планирование строительства дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя. В планировании работы, в самом строительстве должны участвовать все члены команды. На проведение строительных работ отводится 8 минут. В конце каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.
Гомеостат. Группе дается задание без предварительной договоренности выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках.
Шеренга. Группе необходимо в абсолютной тишине выстроиться в одну линию по: росту, количеству братьев и сестер, числу видимых пуговиц на одежде, ширине улыбки, размеру обуви, длине волос, длине большого пальца.