Потребности заинтересованных сторон
Дети | Родители | Государство и общество |
· воплощение своих планов · реализация своих надежд и мечтаний · удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности · возможность увидеть новое и неизведанное · испытать себя в незнакомых условиях · научиться новому делу · найти новых друзей · встретиться со старыми друзьями · развлечения, игры, свобода в выборе занятий. | · организация досуга детей · оздоровление детей · восстановление израсходованных сил перед новым учебным годом · разрядка накопившегося за время обучения напряжения | · организация досуга детей · оздоровление детей · всестороннее гармоничное развитие личности · приобщение к социокультурным и образовательным ценностям · вхождение в систему социальных связей |
Особенности жизни в загородном лагере:
- возможность постоянного общения с природой;
- совместное проживание детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, культуре, усвоению принципа здорового и безопасного образа жизни.
ТРАДИЦИИ И ЗАКОНЫ ДОЛ
В каждом лагере есть свои традиции и негласные законы. Перед выездом в лагерь советуем на предварительной встрече с директором, замдиректора по воспитательной работе узнать о них. Приведем наиболее распространенные.
Законы лагеря:
· Закон «00». Всегда и везде быть во время, не опаздывать.
· Закон «зелени». Уважать и не портить природу, заботиться о сохранности зеленых насаждений.
· Закон территории. Не покидать территорию без разрешения вожатого.
· Закон «правой руки». Необходимо замолчать и внимательно послушать человека, который поднял правую руку.
· Законы отряда могут быть серьезными (закон уважения, орлятского круга, единства, «огонька»), так и шуточными (вожатый всему голова, съел сам – помоги соседу…)
Традиции:
· Во многих лагерях до сих пор сохранились «линейки»: торжественные (например, открытие Спартакиады, Дня памяти…), утренние (итоги предыдущего дня, планы на день).
· Особенно запоминаются детьми прощальные костры в конце смены, создание капсулы времени.
· Традиционны для лагерей «тематические дни»: День Нептуна, День именинника, День наоборот и т.п.
Поддерживайте традиции лагеря, вводите новые.
ЗАКОНЫ ВОЖАТОГО
МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВОЖАТОГО.
1. Главной ценностью для вожатого является жизнь ребенка. Не ребенок для вожатого, а вожатый для ребенка.
2. Справедливость – нравственная основа вожатской работы.
3. Честность – это достоинство вожатого и его окружающих.
4. Научись все видеть и кое-чего не замечать.
5. Истинный вожатый – добрый вожатый!
6. Грустный вожатый никогда не воспитает веселого ребенка.
7. Дал слово – держи!
8. Будь вежлив!
9. Самоуважение может быть только через уважение окружающих людей.
10. Почитай и выполняй традиции своего отряда, уважай традиции других.
11. Прислушивайся к совету другого человека. Уважая его мнение, помни о своем.
12. Не согласен – отвергай, отвергая – предлагай, предлагая – действуй!
13. Вожатый без воображения – ремесленник.
14. Каждый человек талантлив по-своему. Раскрывая таланты в себе, помоги раскрыть их другим.
15. Чужие идеи и мысли используй только с разрешения автора.
16. Будь веселым и находчивым.
17. Любой вожатый – это лидер. Прежде чем организовать кого-то, организуй себя.
18. Совершенствуй себя, не останавливайся на достигнутом.
19. Будь требователен к себе и окружающим.
20. Не допускай ненормативной лексики.
21. В организации все вожатые равны.
ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ДОЛ
Они сформулированы выдающимся педагогом и вожатым Шмаковым Сталем Анатольевичем.
1. Экономия сил и времени. Приступая к реализации любого дела, нужно помнить, что оно должно совершаться с минимальной затратой сил и времени. Планируя какое-либо дело, подумай о том, как эффективней добиться лучшего результата. Найди самые простые пути достижения, задай себе вопрос: «Что изменится, если это дело не состоится?»
2. Интерес. Интерес – главный мотив любого дела в лагере.
3. Возможность.Поручая подготовку определенного дела, реально оценивать возможности его выполнения:
- время, отведенное на подготовку;
- сложность задания;
- наличие необходимого материала и условий его выполнения.
4. Мастерство. Желание взяться за работу – лишь начало успеха. А полный успех возможен лишь тогда, когда желание будет подкрепляться умениями. Поручают выполнение конкретного дела тем ребятам, которые имеют навыки его исполнения.
5. Доверие. Поручив дело, не вмешивайтесь в ход работы. Для детей очень важно быть самостоятельными. Только с получением сигнала «SOS» ты можешь придти на выручку.
6. Контроль. Доверяй, но не забывай контролировать ход выполнения. Помни: главная ответственность лежит на тебе. Но контроль – это не средство ограничения самостоятельности. Это способ показать ребятам свою заинтересованность в успешном исходе дела.
7. Команда. У каждого настоящего лидера должна быть своя команда помощников. Твоя команда в отряде – это, прежде всего «старички», для которых лагерь – второй дом. Твоя команда – «нестандартные» ребята, имеющие свои увлечения. У тебя должен быть актив. Стремись к тому, чтобы, в конце концов, весь отряд стал твоей единой командой.
8. Секрет. Ты должен владеть своим секретом, и не имеет значения, будет ли это превосходная игра на губной гармошке, знание интересных песен или что-то другое – главное, что этим владеешь только ты.
9. Высота. Очень важное правило для каждого вожатого. Что бы не случилось, вожатый, как лидер, как организатор, должен всегда быть «на высоте». Это требует в свою очередь постоянного самоусовершенствования, умения быть самокритичным. Анализируй любое проведенное дело. Учись на собственном опыте, не повторяй ошибок.
10. Рефлексия. Успех твоей работы в отряде, твой личный успех лидера ребят зависит от того, насколько ты умеешь анализировать, оценивать проведенное дело, учиться на Ошибках других людей и своих собственных. Помни, что все, что ты делаешь, адресовано детям. Не забывай спрашивать их мнение и оценку всего, что вы делаете. И только анализируя каждый шаг, каждое дело (большое и малое) ты сможешь подниматься по ступенькам вожатского мастерства.
ТАБУ:
Неодобрительные замечания по отношению к внешнему виду ребенка.
Попущение оскорблений между детьми.
Вожатые не должны навязывать детям свою волю (пожелания, просьбы, психологическая подложка).
Не должны проявлять самоуправства в момент неподчинения.
Не создавать стрессовых ситуаций.
Не заниматься личными делами в рабочее время.
Не всегда следует искать виноватых.
Не читать нотации.
Дети не должны чувствовать неприязнь.
Вожатый не должен потакать ленивым.
Не должен вести запрещенные беседы при детях (например, о выходе за территорию лагеря и пр.).
Не срывать плохое настроение на детях.
Нельзя запрещать, а потом это позволять и наоборот. Требования должны быть четкими.
Правила не должны вступать в конфликт с родительскими установками и важнейшими потребностями ребенка
В лагере нет чужих детей!
Вожатые должны взаимодействовать друг с другом. Требования должны быть согласованы.
Вожатые на должны устраивать разборок при детях.
Необходимо избегать открытых конфликтов с администрацией.
Ответственность за жизнь и здоровье детей.
ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО
«Заповедями вожатого» собраны из практического опыта работы в лагере разными вожатыми:
· Талант вожака ребят – необъятность замыслов, интуиция, доброта.
· Быть с ребенком вместе, рядом и чуть впереди.
· В лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям.
· Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.
· Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.
· Скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.
· Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.
· Ребенок должен иметь возможность побыть в одиночестве; не всегда его надо «охватывать» и «загонять» на мероприятия, но постоянное одиночество – это трагедия.
· Не злоупотребляйте приказаниями, просьбу всегда легче выполнить.
· Не увлекайся нотациями, они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
· Не сердись долго на ребенка – это не профессионально.
· Чтобы искать согласие, надо уважать разногласие.
· Несчастный вожатый никогда не воспитает счастливых детей.
· Если ты не понимаешь шуток – пиши пропало.
· Если заниматься пересудами, у тебя дети будут сплетниками.
· Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им!
Мы не случайно заканчиваем этой заповедью. Ведь все зависит только от нас самих. И губительным здесь может стать не наше незнание какой-то игры или того, что хочется детям, или может быть неумение организовать мероприятие или создать дисциплину в отряде, а простая банальная человеческая ЛЕНЬ. Если ты не знаешь – найди способ узнать, если ты не умеешь – найди способ научиться! Но если ты знаешь и умеешь – используй это! И тогда ты ощутишь самое лучшее, что есть в работе вожатого – детскую благодарность и любовь.
ЛИЧНОСТЬ ВОЖАТОГО
Вожатый – это самый значимый человек для ребенка в лагере. Помимо того, что вожатый является организатором детского отдыха, он еще хороший друг и товарищ для детей, который поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой: это лидер, друг и помощник детей, «ящик» с советами и играми; «жилетка», в которую можно поплакать; добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель; остроумный и симпатичный; человек, способный найти взаимопонимание с детьми. И благодаря его усилиям, отряд ребят за очень короткое время должен превратиться в дружный, сплоченный коллектив, объединенный общими интересами, устремлениями, совместными делами, узами дружбы и товарищества.
Качества, необходимые для вожатской деятельности можно разделить на четыре группы соответственно тому, с кем он взаимодействует.
Детихотят, чтобы у них был добрый, справедливый, понимающий, креативный, веселый, вожатый, который знает множество игр, песен.
Администрация желает видеть в вожатом, прежде всего ответственного, дисциплинированного, квалифицированного работника, который должен, вне зависимости от времени суток, проявлять заботу о детях, творческий подход к работе, стрессоустойчивость, такт и выдержку.
СПО же, вывозя на целину кандидатов и бойцов, рассчитывает на друга, на которого можно положиться. Он должен достойно представлять свой отряд, быть частью единого педколлектива.
ОСПО «Пламенный»в вожатом видит бойца ЛСО, квалифицированного, с высокими морально-этическими качествами. Его первой задачей является поддержание имиджа организации для дальнейшего сотрудничества ДОЛ и МОО «Свердл.ОСО».
Общими качествами руководителя любого коллектива являются:
· Практичность ума – способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации.
· Общительность (коммуникативность) – открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми.
· Инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.
· Настойчивость – умение доводить дело до конца.
· Самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации.
· Работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости.
· Наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали.
· Организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.
Нравственные принципы вожатого.
1. Принцип «красной линии». За нее выходят панибратство, лже-дружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.
2. Принцип «могучей кучки». Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию детей в мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких образцов досуга.
3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.
4. «Принцип горы». Нельзя терять высоты. Ни в чем!
5. «Принцип антиканонов». Помочь детям выйти за грань стереотипов.
6. «Принцип камня, брошенного в воду». Надо, чтобы каждый ребенок самореализовался.
7. «Принцип положительного ребенка». Ищи в ребенке хорошее.
8. Принцип «репутации напарника». Поддерживай репутацию напарника.
Особенно важен ваш внешний вид, т.к. на вожатого все временно устремлено большое количество глаз, он является примером для детей.
Обратите внимание на:
1. внешний вид (аккуратность, чистоплотность)
2. выражение вашего лица (улыбка и доброжелательность)
3. ваши запахи
4. тембр вашего голоса
5. вашу жестикуляцию.
6. При этом не пытайтесь обнаружить в себе сверхспоспособности… Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного – быть искренним.
ЧЕМОДАН ВОЖАТОГО
Читая ниже приведенный список, вы можете спросить: а разве в лагере ничего этого нет? Конечно есть, но не все и не в том количестве, которое зачастую требуется вожатому.
Не каждый лагерь может похвастаться большим и в нужном для работы ассортименте канцелярских принадлежностей, спортивного инвентаря, костюмов для выступления, книг. И вы не будете нести никакой ответственности за его нехватку или, еще хуже, отсутствие.
Однако работать с детьми придется вам. И в ваши обязанности входит сделать так, чтобы дети развивались в разных видах деятельности: в игре, творчестве, спорте... А для этого вам и потребуется ниже приведенный список.