Маркетинг и менеджмент в стоматологической практике.
Для повышения рентабельности муниципальных и частных учреждений стоматологического профиля необходимо повышение качества осуществляемого лечения, что приводит к сокращению сроков самого лечения, и, тем самым, снижению количества посещений пациентом врача-стоматолога, что обеспечивает определенный экономический эффект.
В условиях рыночной экономики и страховой медицины резко возросли требования пациентов к качеству лечения заболеваний зубов, в том числе и к качеству проведения мероприятий, связанных с замещением дефектов зубных рядов.
Необходимым для повышения квалификационного уровня врачей-стоматологов, является соответствующее специализированное обучение на тематических циклах.
Следует отметить рациональность проведения специализированных циклов для врачей-стоматологов смежных направлений: стоматологов-терапевтов, хирургов-стоматологов, стоматологов-ортопедов, детских стоматологов. Ввиду того, что заболевания стоматологического профиля достаточно часто затрагивают одновременно несколько стоматологических дисциплин, такой подход к повышению квалификационного уровня специалистов следует считать целесообразным.
Способность врача-стоматолога грамотно разбираться в различных клинических ситуациях позволяет поднять рейтинг учреждения стоматологического профиля. Возможность самостоятельной оценки клинической ситуации, проведения диагностики и лечения заболеваний, являющихся сопутствующими для врача-стоматолога определенной дисциплины, создают значимые предпосылки для повышения экономического эффекта от деятельности того или иного подразделения медицинского учреждения стоматологического профиля.
Большое значение в условиях современной экономической ситуации имеет профессиональное развитие менеджмента в стоматологии.
В связи с этим в структуре стоматологических учреждений должно быть выделено отдельное звено, обеспечивающее деятельность по менеджмент-поддержке функционирования организации. Данный вид деятельности должен включать в себя обеспечение профессионального совершенствования врачей-стоматологов, их участие в научно-практических конференциях, семинарах и выставках различного уровня, осуществление связи с научными и учебными организациями с целью приобретения новейших технологий и разработок, способствование проведению внедрения инновационных технологий в клиническую практику, изучение результатов статистического анализа стоматологической заболеваемости в регионе и исследование тенденции к изменениям его показателей, сотрудничество с предприятиями-изготовителями стоматологического оборудования и материалов, а также с дилерами по их реализации.
Несомненно, положительным и значимым направлением деятельности является создание Учебных центров на базе стоматологических клиник.
Менеджмент-поддержка обуславливается сотрудничеством с отделами менеджмента научных и учебных заведений, профильных медицинских учреждений, предприятий-изготовителей стоматологического оборудования и материалов, а также фирм по их продаже, организаторами конференций и выставок.
Можно утверждать, что развитие менеджмента в условиях медицинского стоматологического подразделения способствует достижению более высокого качества оказываемой населению стоматологической помощи, создает условия для повышения профессионального роста врачей-стоматологов, увеличивает рентабельность и конкурентоспособность клинических стоматологических учреждений.
Для обеспечения эффективной деятельности отдела менеджмента стоматологического учреждения необходимо создание достаточной информационной базы, содержащей результаты исследований, в том числе статистические данные, отражающие различные характеристики заболеваний стоматологического профиля в регионе.
Помимо качества лечебно-профилактического процесса несомненно большое значение в охране здоровья населения имеет качество профилактики заболеваний.
В настоящее время профилактика стоматологических заболеваний невозможна без планирования, управления развитием здоровья, жесткого контроля качества осуществляемых мероприятий. Результат внедрения системы профилактики зависит от ряда организационных факторов, рационально построенного механизма менеджмента в учреждении.