Практика в ГБУЗ «ГП №210 ДЗМ»
При прохождении второй части практики в ГБУЗ «ГП №210 ДЗМ» я принимала участие в приеме амбулаторных пациентов на приеме с участковым врачом-терапевтом, вела медицинскую документацию. С разрешения главной медицинской сестры и участковых терапевтов мною была отобрана группа в количестве девяти человек для вовлечения их в школу больных Гипертонической болезнью.
В данной школе разработана программа обучения, изданы методические пособия, на каждое занятие создается протокол проведения занятия. Занятия проводятся в группах по 8-10 человек методом лекции – беседы, обсуждения, актуальных для каждого участника группы проблем и выработкой активной позиции больных.
До проведения первого занятия пациентам предлагалось пройти анкетирование (Приложение 4), проанализировав результаты теста, было выявлено, что:
1) 2 пациента в возрасте 40 лет, 6 человек в возрасте 41-60 лет, 1 человек свыше 60 лет.
2) 44% пациентов имеют высшее образование, 56% среднее и среднее специальное.(Рис.2)
Рис.2. Возрастное соотношение пациентов, проходящих обучение в школе здоровья для больных Артериальной гипертензией.
3) Все пациенты знают, что такое гипертоническая болезнь.
4) 33% пациентов не знают цифры нормального артериального давления, а 67% пациентов знают цифры нормального АД. (Рис. 3)
Рис. 3. Информированность пациентов о цифрах нормального АД.
5) У 7 пациентов Артериальной гипертензией страдают ближайшие родственники.
6) 43 % пациентов в основном ведут пассивный образ жизни, а 60% ведут активный образ жизни. (Рис. 4)
Рис. 4. Уровень физической активности пациентов.
7) 5 человек не ограничивают себя в соленой пище.
8) Все пациенты имеют вредные привычки: 5 человек курят и 8 человек употребляют спиртные напитки.
9) У 7 человек часто возникают стрессовые ситуации в жизни.
10) Избыточную массу телу имеют 7 человек.
После проведенного анкетирования и анализа данных, мне было разрешено принять участие в проведении 1 занятия по теме: «Что надо знать пациенту об Артериальной гипертонии?».
Перед занятием был составлен протокол проведения занятий в школе здоровья кардиологического отделения:
Лекция №1. Тема: «Что надо знать пациенту об Артериальной гипертонии?»(Приложение 5)
Продолжительность занятия:90 минут
Теоретическая часть.
Что такое АГ:
- что такое АГ;
- какой уровень артериального давления принято считать нормальным;
- изменения, происходящие при АГ;
- гипертонический криз;
- органы-мишени;
- факторы риска.
Перерыв: 5 минут
Практическая часть.
Измерение АД:
- как правильно измерить артериальное давление;
- дневник самоконтроля
Список присутствующих прилагается.(Приложение 6)
После проведенного занятия пациентам предлагалось пройти повторное анкетирование (Приложение 7) для определения усвоения материала.
Анализ результатов повторного анкетирования пациентовпоказал, что:
1) Информированность пациентов о факторах риска, способствующих повышению артериального давления, возросла до 100%.
2) С 67% до 100% возросла информированность пациентов о цифрах нормального артериального давления.
3) 77% пациентов запомнили, какие лекарственные средства нужно применять при Гипертоническом кризе.
4) 66% пациентов знают, какие органы наиболее уязвимые при Артериальной гипертензии.
5) Все пациенты научились самостоятельно измерять артериальное давление.
6) В случае развития Гипертонического криза, все пациенты могут оказать себе помощь.
Вывод
Занятия в Школе для больных Артериальной гипертензией являются эффективным средством повышения уровня знаний пациентов о своем заболевании и факторах, способствующих возникновению осложнений.
Посещение занятий позволяет пациенту освоить необходимые навыки для контроля уровня Артериального давления, коррекции питания и образа жизни в целом.
Заключение
В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смертности во всем мире. Особое место среди них занимает Артериальная гипертензия, которая приводит к тяжелым осложнениям и инвалидизации пациентов.
Во всем мире более 60% взрослого населения страдает Гипертонической болезнью. Правильная организация медицинской помощи с применением современных технологий, а так же профилактика заболевания, поможет добиться снижения смертности и увеличение продолжительности жизни.
АГ принято рассматривать как многофакторное заболевание, в развитии которого имеют значение как наследственная предрасположенность, так и факторы окружающей среды, вредные привычки. Как никакое другое заболевание - ГБ является болезнью образа жизни. Клинические исследования свидетельствуют о возможности улучшения жизненного прогноза и качества жизни больных при проведении адекватной антигипертензивной терапии, которая проводится дифференцированно в зависимости от состояния органов-мишеней, сопутствующей патологии и др. особенностей пациента.
Реабилитационная программа пациента с ГБ включает в себя:
1. Назначение медицинской терапии;
2. Подбор рационального питания;
3. Рекомендации по подбору адекватной физической нагрузке;
4. Обучение самоконтролю своего состояния;
5. Применение методов физической реабилитации;
6. Санаторно - курортное лечение;
7. Все пациенты с гипертонической болезнью находятся на диспансерном учете.
Огромная роль в реабилитации пациентов с Гипертонической болезнью принадлежит среднему медицинскому персоналу.Успех в лечении АГ возможен только в тесном союзе медицинской сестры и пациента, для чего помимо глубоких знаний медицинской сестры необходима позитивная мотивация и огромный труд со стороны самого больного по преодолению своего недуга.
С целью профилактики Гипертонической болезни и ее осложнений созданы школы здоровья для пациентов.
Посещение занятий в школе здоровья позволяет сформировать правильное представление о болезни, факторах риска ее возникновения и условий прогрессивного течения.Это дает возможность больному более четко выполнять комплекс рекомендаций в течение длительного времени, формирует активную жизненную позицию самого пациента и его близких в дальнейшем процессе оздоровления.
Список использованной литературы
1) Гогин Е. Гипертоническая болезнь и ассоциативные болезни кровообращения. –М., 2010. – 234 с.
2) Джанашия П.Х. Артериальная гипертензия/ Потешкина Н.Г., Селиванова Г.П., 2010 г. - 168 с.
3) Жолондз М. Новый взгляд на гипертонию. Причины и лечение. – СПб., 2010. – 192 с.
4) Карманов В. К. Лычев В. Г., - Руководство по проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: - учебное методическое пособие М.: - Форум инфра, 2010. - 384 с.
5) Круглов В. Диагноз: артериальная гипертония - 2010. - 224 с.
6) Крулев К. Карманный справочник симптомов. – СПб, 2014.- 352 с.
7) Малышева И.С. Гипертоническая болезнь. Домашняя энциклопедия. – СПб.2011.
8) Маколкин В.И. Гипертоническая болезнь / Подзолков В.И.-М.-2010.
9) Месник Н. Гипертонии-нет! Снижение давления без лекарств. – 2014. -224 с.
10) Мостовая О. Госпитальная терапия. – 2010. -160 с.
11) Мухина С.А., Тарновская И.И - Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: - ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 368 с.
12) Нестерова Д. Гипертония. – 2014. –256 с.
13)Плисов В. Справочник медсестры / Храмова Е. – 2010. – 512 с.
14) Пристром М.С. Артериальная гипертензия у пожилых. Особенности терапии и реабилитации / Пристром С.Л., Сушинский В., -2012 г., 268 с.
15) Савко Л. Справочник гипертоника. – СПб.- 2014.- 144с.
16) Смирнова М. Лечебное питание. Гипертония. – 2015. – 64 с.
17) Степанова Л.А. Гипертоническая болезнь. – М. – 2010.
18) Улесова Г. Здоровое сердце и сосуды. – Харьков. – 2012. – 512 с.
19) Медсестра - Научно-практический журнал - Медиздат- №2-2011.
20)http://www.infarktu.net/
21) http://fundamed.ru - Сайт для студентов медицинских учреждений
22) http://medinfa.ru - Медицинская энциклопедия «Мединфа»
Приложение 1
Рис. 5.Упражнения лечебной гимнастики при гипертонической болезни
Приложение 2
Диета № 10.
Диета №10 рекомендуется при сердечно-сосудистых заболеваниях (в состоянии компенсации и субкомпенсации), при гипертонической болезни, при атеросклерозе и после инфаркта миокарда (начиная с пятой недели).
Диета №10 способна повысить диурез, укрепить сердечную мышцу и уменьшить нагрузку на сердце во время процесса пищеварения. Подобная диета ограничивает потребление поваренной соли (до 5 грамм в сутки) и жидкости (не более 1,5 литров в день), а также грубой клетчатки и экстрактивных веществ.
Разрешается употреблять в пищу следующие продукты: пшеничный хлеб, мучные изделия (только не сдобные); молоко (при условии, что оно не вызывает вздутия живота), творог, сметану, сливочное масло, сливки (в небольшом количестве); супы вегетарианские, молочные, фруктовые, крайне редко – некрепкие мясные и рыбные бульоны; варёные или сырые овощи и зелень (картофель и капуста – в очень небольших количествах); чай с молоком, какао, компоты, кисели; любые ягоды, белый соус, сырые и печёные фрукты.
Витамины добавляются в настой шиповника и соки: овощные и фруктово-ягодные.
На диете номер 10 категорически запрещаются: острые закуски и жирные соления, крепкие мясные и рыбные бульоны, жареные рыбные и мясные блюда.
Суточная калорийность не должна превышать 3000 килокалорий, но и меньше 2500 килокалорий тоже быть не должна. При этом весовой состав распределяется примерно так: 90-400 грамм белков, 70-80 грамм жиров, 400-500 грамм углеводов.
Меню диеты №10
· 8-9 часов: манная каша на молоке, творог (протёртый) со сметаной, хлеб со сливочным маслом, чай с молоком.
· 12-13 часов: омлет, пюре морковно-яблочное с добавлением сливочного масла, настой шиповника.
· 16-17 часов: вегетарианский овощной суп (протёртый) со сметаной, битки на пару под белым соусом, рисовая каша (протёртая), печёные яблоки.
· 19-20 часов: творог, запеканка из гречневой крупы, овощные котлеты (жареные), кисель.
· 22 часа: бисквит, простокваша.
· На ночь выпить полстакана сладкого фруктового сока.
Приложение 3