Становясь бунтовщиком по причине

Две причины, которые могут привести нас к слепому подчинению кому-то, — это наша потребность быть правым и потребность нравиться. Человеческая природа заставляет нас делать то, что делают другие, чтобы заслужить принятие и одобрение. И, когда ситуация неясна, мы склонны полагаться на других в поисках сигналов, считая их способ поведения соответствующим или «правильным».

Когда «Просто скажи нет» не работает

Другие факторы также могут сделать нас подверженными конформности, например незнание того, как поступить вопреки ожиданиям. Например, многие продавцы рассчитывают на нормальную человеческую тенденцию «идти по течению». Они упорствуют, пытаясь продать товар, даже после того как вы сказали им «нет», потому что знают, что, если будут продолжать, вы в конце концов сдадитесь и скажете «да». А некоторые мужчины отказываются верить, что женщина действительно имеет это в виду, когда говорит «нет» сексуальным заигрываниям, — они продолжают попытки, пока женщина наконец просто не уступит.

Перерастал детские правила

И, наконец, мы подвержены конформности, потому что нас так учат. У всех нас есть закоренелая привычка беспрекословно подчиняться авторитету — в конце концов, нас все детство наставляли «слушаться старших». Это удобное правило большого пальца позволяло нам избежать проблем в детстве, но оно также может привести нас к принятию неверных решений, если мы продолжаем верить, что кто-то со статусом или деньгами знает лучше нас!

Осознание дает независимость

Знание — сила. Просто осознание мощного воздействия, которое могут породить ситуационные силы, — первый шаг в противостоянии социальному давлению и сложным ситуациям. Кроме того, мы можем тщательно анализировать каждую ситуацию в поисках логических несоответствий, неподходящих деталей. Например, читая «историю с обложки модного журнала», мы часто обнаруживаем ее изъяны. И мы можем заранее планировать, что делать,с силами, которые принуждают нас подчиняться.

Часть б > Мы просто не можем быть рядом?

Один из лучших способов противостоять нежелательным влияниям — сделать паузу, прежде чем принять решение. Противостоите ли вы принуждению оказать своему начальнику еще одну неоплачиваемую услугу или пытаетесь избежать принуждения платить за машину втридорога, тактика откладывания может быть наилучшим выходом. Если вы возьмете «тайм-аут», чтобы обдумать эти вещи, вы дадите себе пространство, чтобы убедиться, что плывете в верном направлении. Аналогично, узнать мнение другого врача о вашем недуге, обойти несколько магазинов, чтобы сравнить цены на нужный товар, или поговорить с коллегой или экспертом, перед тем как выбрать верный курс действий, — часто означает высвободиться из «тотальной ситуации» и задать более уравновешенную схему мышления.

Психотреп

Даже студенты семинарии могут оказаться в роли безучастного наблюдателя, особенно если они опаздывают на проповедь о Добром Самаритянине! Исследование обнаружило, что, когда человек, изображавший пострадавшего, падал перед дверьми церкви, только' 10% семинаристов откликались и приходили ему на помощь, когда опаздывали на проповедь. 45 % останавливались, если шли вовремя, и 63 % помогали в том случае, когда вообще не испытывали цейтнота. Речь о необходимости претворять в жизнь то, что проповедуешь!

Помогите мне

В марте 1964-го 38 уважаемых, законопослушных граждан наблюдали, как убийца выслеживал и ударял ножом женщину в трех отдельных нападениях. Больше часа свидетели наблюдали, как убийца уходил и возвращался, чтобы снова ударить ее ножом. Ни один человек не позвонил в полицию во время происшествия. Один человек наконец позвонил — после того, как женщина умерла.

Газетное сообщение об убийстве Кити Дженовезе ошеломило миллионы читателей, которые не могли понять, как респектабельные граждане могли оставаться в стороне, ничего не делая, чтобы помочь. Публичное насилие привлекло внимание общественности к проблеме «апатии» безучастного свидетеля — явное отсутствие беспокойства со стороны людей, которые могли помочь.

Наверное, времена (или люди) не сильно меняются. Три десятилетия спустя, в августе 1995-го, молодая женщина по имени Делета Уорд подверглась преследованию и нападению со стороны человека, которого она укусила в ответ на на-

Глава 24>• С ними невозможно жить

падение. В конце концов она спрыгнула с моста после угрозы убить себя, если нападавший не перестанет бить ее. Два молодых человека, которые действительно бросились в воду, чтобы спасти ее, позже рассказывали, что другие свидетели стояли рядом, «как будто наблюдали спортивное соревнование».

Почему никто не остановился, чтобы помочь Кити? Почему другие люди не помогли Делете? Прежде всего потому, что апатия безучастного свидетеля зависит от ситуации, а не от человека. Побежит ли человек спасать — зависит от количества очевидцев.

Достаточно странно, но чем больше людей видит, что происходит, тем менее вероятно, что кто-нибудь из них попытается помочь. Кажется, что, если мы в группе, мы склонны считать, что кто-то другой сделает грязную работу. Кто-то другой наберет номер телефона или остановится, чтобы помочь водителю, застрявшему на обочине дороги. Технический термин для этой философии «проходящего путника» — диффузия ответственности.

Об этом грустно писать. Но есть и хорошие новости: подобно героям Лоренсу Уокеру и Орландо Брауну, прыгнувшим, чтобы спасти Делету Уорд, люди чаще помогают, чем нет. В инсценированном несчастном случае в поезде нью-йоркского метро люди в одиночку или группой приходили на помощь в 81 случае из 103. Конечно, предложения гпомощи поступали несколько медленнее, когда ситуация была неприятной (например, если человек был в крови), но все же они были.

За что боролись, на то и напоролись!

Да, в конце концов, в человеческой душе есть проблески света! Когда мы просим прохожих помочь или каким-то образом взять на себя ответственность за наше благополучие, есть шансы, что они это сделают. Серии экспериментов показали, что, когда прохожие соглашались временно посмотреть за чьими-то вещами, а затем «вор» (на самом деле участник исследования) приходил и крал их, прохожий каждый раз звал на помощь. Фактически, некоторые даже преследовали вора и ловили его.

Мы можем превратить апатию в доброту, иногда просто прося помощи. В следующий раз, когда вам понадобиться рука помощи, повысьте свои шансы получить помощь:

> Прося о ней. Вы можете подумать, что человек должен быть в коме, чтобы не увидеть, что вам нужна помощь, но не думайте так. Дайте им знать.

>■ Давая ясные инструкции. Четко объясните ситуацию и скажите человеку, что он должен делать. «Моя мама потеряла сознание! Позвоните в 911 и дайте им этот адрес!»

> Не спускайте их с крючка. «Эй ты, в красной рубашке, пожалуйста, позвони в аварийную службу». Нет ничего лучше, чем громко кричать, чтобы заставить людей взять на себя ответственность и помочь вам.

Часть 6 > Мы просто не можем быть рядом?

Я нарисовала страшную картину человеческой природы? Не отчаивайтесь. Знание того, как легко мы можем попасть под вредное влияние социальных ситуаций, дает нам возможность обнаружить их путы и принять решение — подчиниться или восстать. Мы можем защититься от нашей конформистской природы, если остановимся и подумаем, отложим любые действия и объективно займемся своим образованием. И мы можем работать с другими, чтобы изменить социальные влияния, вредные для наших детей, такие как насилие, которое они постоянно видят в видеоиграх и в кино.

Конечно, люди могут вынести на поверхность худшее в нас. Тем не менее они также могут побудить нас достичь высот, которых мы никогда бы не достигли, летая в одиночестве. В следующей главе мы рассмотрим отношения один на один и силу любви и влечения, вдохновляющие нас устремляться к звездам.

Наши рекомендации