Темная сторона человеческой природы
Посмотрев фильм «Список Шиндлера» три раза, я прочла биографию Адольфа Гитлера на 900 страницах и много исторических трудов о Второй мировой войне. Я была во власти иллюзии, что, если я достаточно прочла или поняла, я пойму смысл того, что случилось. Конечно, я хотела верить, что какой-то недостаток характера заставлял солдат гитлеровского режима делать то, что они делали. Как многие люди, я искала некое подтверждение тому, что такие события
Глава 24> С ними невозможно жить
н. шогда больше не повторятся и что челове-чбские существа, в большинстве своем, ни-ко1 да не будут вести себя так, как тогда вели себ т. многие.
Я только выполнял приказы
В 1930-х годах Адольфу Гитлеру удалось превратить разумных граждан Германии в безумные массы, которые были беспрекословно преданы дьявольской идеологии. Как один человек получает такое влияние над группой? Как пропаганда и убеждающая коммуникация проявляют свою магию? Как люди могут так слепо подчиняться власти?
Будете ли вы так слепо следовать за лидером? Мы все могли бы сказать «я абсолютно точно знаю, что нет», но более честным ответом, наверное, было бы «надеюсь, нет». Социальный психолог и исследователь-ренегат Стэнли Милграм показал, что слепое подчинение нацистов было в меньшей степени результатом «ненормальности» личности. Скорее следует вести речь о влиянии ситуационных сил, которые могли подчинить себе любого — даже нас с вами.
Шокирующие новости
В своем противоречивом эксперименте Милграм сообщал добровольцам, что они участвуют в исследовании влияния наказания на обучение и память. Им говорили, что эксперимент проводится для того, чтобы найти способы улучшения обучения и памяти с помощью баланса поощрения и наказания. Добровольцам говорили, что им назначат роли учителей и учеников. На самом деле «учениками» были актерами, которых наняли исследователи. Актеры знали истинную цель исследования: обнаружить, какую меру наказания один человек готов применить к другому только потому, что ему сказали это сделать.
До начала эксперимента каждый «учитель» получал настоящий удар током около 75 вольт, так что он знал, насколько это больно. Роль ученика играл приятный, с хорошими манерами человек в возрасте около 50 лет, который упоминал, что у него проблемы с сердцем, но настаивал, что готов продолжать эксперимент. Каждый раз этот «ученик» совершал ошибку, и «учителю» давали инструкцию увеличивать силу шока на определенное количество вольт, до тех пор пока обучение не будет проходить без ошибок. Если «учителя» спорили или ко-
Аовушка для ума
Во время Первой мировой войны «готовность убивать» среди солдат была всего лишь 15%, хотя большинство из них были на «ты» с оружием и занимались охотой. Чтобы поднять эту готовность, в сегодняшнрй армии используют видеоигоы как обучающие тренажер1 Результаты? «Коэффициент убийств» повысился до 90 %. Представьте, что происходит с детьми, которые часами играют в эти игры!
Часть 6 > Мы просто не можем быть рядом?
лебались, увеличивать ли силу тока,,автори-тетная фигура в белом халате напоминала правила и говорила учителю делать свое дело. Ну, догадайтесь. Как вы думаете, сколько студентов были готовы дать сильный удар тока «ученикам» ? Перед экспериментом психиатры предположили, что большинство «учителей» не превысят отметку 150 вольт. Они предсказывали, что менее 4 % дойдут до 300 вольт и менее 1/10 от 1 % дойдут до конца — до 450 вольт. Предположительно, 450-вольтники будут действительно «больными» людьми, чья личность каким-либо образом ненормальна.
Приятно сознавать, что специалисты по психическому здоровью могуг быть такими оптимистами в отношении человеческой природы, но все они ошибались! Большинство «учителей» подчинялись приказам. Почти две трети применяли к «ученику» максимум вольт, а средний «учитель» не прекращал «обучение», пока не доходил до 300 вольт. Ни один «учитель» из числа тех, кто применил максимальное наказание пять раз, ни разу не отказался от своих «обязанностей» на протяжении всего эксперимента. Ради справедливости надо сказать, что большинство участников были огорчены тем, что они делали. Они жаловались и спорили с экспериментатором. Но тем не менее они подчинялись. А если вы сидите на электрическом стуле, остальное уже не имеет значения!
Когда правит авторитет
Милграм провел много похожих экспериментов и пришел к выводу, что есть несколько условий, при которых мы с наибольшей вероятностью подчиняемся фигуре, обладающей полномочиями:
>- когда мы видим товарища, слепо подчиняющегося этой фигуре; > когда мы не видим объект насилия;
>■ когда за нами наблюдает или нас контролирует наделенная полномочиями фигура, отдающая команды; >■ когда уполномоченная фигура имеет более высокий статус или обладает
большей властью, чем мы; >• когда нам кажется, что мы просто помогает кому-то другому, кто делает
действительно грязную работу. Как вы видите, все это — ситуационные факторы, а не личностные характеристики. Фактически, личностные тесты, которые проходили испытуемые 'в
Зри в корень
Фламандский художник Питер Брейгель (Старший) в 1568 году нарисовал свою известную картину «Притча о слепых», изображающую людей, идущих друг за другом в пропасть. Эта известная картина — источник выражения «слепой ведет слепого». ^ _ —*— ._.„._____._-
Глава 24> С ними невозможно жить
эк :перименте Милграма, не выявили никаких отличительных черт у людей, ко 'орые полностью подчинялись, по сравнению с теми, кто в конце концов от-каа ывался усилить удары тока. Никаких психических заболеваний или аномалии у тех, кто давал максимальные.вольты, тоже не было обнаружено.
)Сак можно объяснить эти тревожные новости? Может ли быть так, что испытуемые на самом деле никогда не .считали, что удары тока, которые они дают, реальны? Другой исследователь решил выяснить это с помощью похожего шокового теста. На этот раз эффекты наказания были очевидны для тех, кто давал удары. (Вы, наверное, удивляетесь, что за страшные люди проводят эти эксперименты!)
Снова испытуемыми были студенты колледжа. На этот раз их попросили дрессировать щенка, ударяя его током, когда он ошибался. Они могли действительно видеть щенка, прыгавшего на электрической сетке (на самом деле щенок получал удар, достаточный, чтобы заставить его скулить, но слишком слабый, чтобы причинить ему вред). Каждый раз, когда студенты ударяли током щенка, они расстраивались. Некоторые спорили, другие жаловались, а некоторые даже плакали. Но все же они делали это.
Затем, как будто это была недостаточная пытка для бедных студентов (не говоря уже о щенке), щенка усыпляли с помощью скрытой анестезии. Конечно, испытуемые думали, что убили его. Экспериментатор снова напоминал испытуемым правила: отказ реагировать — это наказуемая ошибка. Усильте удар током!
В эксперименте со щенком студенты не сомневались, что их подчинение имеет «вредные» последствия, так что мы можем исключить объяснение, что они рационализировали свои действия убеждением в том, что никому не причиняют вреда. Мы также можем исключить предположение о бессердечности или подлости — студентов явно огорчало то, что они делали. Так как же тогда объяснить такое поведение? Давайте посмотрим на поразительное свойство человеческой природы: власть ситуации «требует» определенных реакций.
Сила воздействия ситуации
В любой конкретной ситуации мы постоянно получаем сигналы о том, как следует правильно поступать. Мы получаем их, наблюдая за другими людьми, за их поведением, за интонацией человека, которого мы воспринимаем как лидера, или же из прямых инструкций. Подобные сигналы, «заставляющие» нас вести себя определенным образом в данной момент, часто называют требованиями ситуации.
Многие ситуации предъявляют свои требования. Когда вы находитесь рядом с человеком, обладающим властью, ваше поведение подчиняется тем требованиям, которые налагают различия в ваших статусах. Как правило, мы даже не
Часть 6 > Мы просто не можем быть рядом?
Словарь психолога
Требования ситуации— это сигналы, которые посылает вам ситуация, влияющие на ваше восприятие и поведение. Они наиболее сильны, когда социальные роли и ситуации предписывают конформность и подчинение, например социальное ожидание, что мы должны подчиняться офицерам полиции или следовать совету врача.
осознаем,, как это происходит. Если вы студент, ваша роль заставляет вас колебаться, прежде чем возразить профессору или задать ему вопрос, даже если вы считаете, что у вас для этого есть веские основания. Как пациент, вы можете покинуть кабинет врача и осознать, что были слишком напуганы, чтобы спросить диагноз — даже если обычно вы считаете, что обладаете независимым мышлением. Осознаете вы это или нет, авторитетные фигуры имеют большой вес.
Слишком сильное действие ситуационных ожиданий или требований может заглушить даже суждение высокообразованного профессионала. В исследовании, оценивающем ситуационные требования к персоналу больницы, 20 из 22 сестер подчинились неверным «указаниям врача» и стали применять дозу лекарства, вдвое большую четко определенной, допустимой нормы. (Конечно, на самом деле они вводили безвредное вещество.) Даже когда есть хорошие причины не подчиниться авторитету, может быть невероятно сложно это сделать.
Ловушка для ума
Культовый лидер Джим Джонс использовал разработки социальной психологии, чтобы манипулировать своими последователями. Он создал ситуацию, в которой он контролировал все источники информации, социальные награды и наказания. Таким образом, ему удавалось культивировать социальные нормы и исключать все точки зрения, про тивоположные его собственной
Примите ответственность!
В психологии, как и в жизни, часто правит большинство. Но не всегда.. Есть небольшое, но не желающее молчать меньшинство, которое не подчиняется слепо, не будет бить током человека или щенка и откажется следовать указаниям врача, когда они неправильны. Кто эти смелые люди и что делает их отличными от остальных?
Удивительно, но ответ довольно прост. Это люди, которые действительно чувствуют ответственность за результат своих действий. Здесь нет ничего нравоучительного; фактически, принятие ответственности может просто означать, что вы осознаете, что вам некого больше винить за свои действия! Наша готовность подчиняться авторитетной фигуре уве-
Глава 24>* С ними невозможно жить
личие ается, когда эту фигуру можно обвинить во всех грехах. С другой стороны, ее ли вы чувствуете, что вы управляете повозкой, или считаете, что разделяете ответственность с тем, кто отдает приказы, вы с большей вероятностью устоите перед поступком, который может причинить кому-то вред.