Можно ли вылечиться от детства?
Многие неудачи во взрослой жизни приписываются невзгодам детства. Неспособность любить приписывается родительскому пренебрежению, фобия обязательств — сильной опеке родителей. Действительно, часто самопомощь основана на положении, что взрослость — это процесс выздоровления от детства, и мы можем лечить его, примирившись с ранними травмами.
Вклад детского опыта
Что из того, что с нами происходит, действительно формирует нашу личность и определяет нашу судьбу? Многие из нас вырастают с убеждением, что тяжелый опыт в детстве может оставить свой след. И конечно, если такое происходит, переживания бывают болезненными. Я могу подумать о нескольких детских воспоминаниях, и даже сегодня у меня схватывает живот. Но действительно ли они оставляют нас искалеченными на всю жизнь?
Когда исследователи стали изучать влияние детства на адаптацию во взрослой жизни, они ожидали найти подтверждение того, что физическое и сексуальное насилие, смерть или развод родителей и другие травмы разрушают всю оставшуюся жизнь ребенка. И они действительно нашли некоторые подтверждения, но их оказалось не так много, как можно было подумать. Детство — это не рок.
Например, потеря матери до 11 лет делает вас более подверженными депрессии во взрослом возрасте, но только если вы женщина, и то только в половине случаев. Если ваши родители развелись, это оказывает легкий нарушающий эффект на дальнейшее детство и подростковый возраст, но проблемы уменьшаются с возрастом и могут быть незаметны у взрослых. Травма, полученная от развода родителей, соответствует меняющимся общественным нормам. Пятьдесят лет назад ребенок из «неполной семьи» мог чувствовать себя более обделенным, чем сегодняшние дети, которые не считают чем-то особенным иметь приемных родителей, родителей-одиночек или какую-то необычную семью.
Когда детство ужасно тяжелое
Хотя физическое и сексуальное насилие в детстве, конечно, влияет на взрослую личность, мы способны преодолеть их последст-
Зри в корень
Взрослые тоже довольно живучи. Хотя 95 % переживших изнасилование испытывают симптомы посттравматического стрессового расстройства в течение двух недель, около 75 % жертв изнасилования полностью выздоравливают через четыре года. У некоторых это занимает три месяца, у других — два года.
■ •■':,'.',
ИИИИИИИ—У
Глава 23>• Что можно изменить, а что нет
вия с большей вероятностью, чем было принято считать. Фактически, исследователи были поражены, обнаружив, что тяжелые события детства не всегда приводят к проблемам во взрослой жизни.
Исследования адаптации взрослых показывают относительно малую связь между тем, что происходит с нами в детстве, и взрослой депрессией, наркоманией, сексуальными проблемами, тревогой или яростью. Что исследователи обнаружили у детей, переживших наиболее ужасную травму, так это то, что эти дети удивительно жизнерадостны. Фактически, именно эта жизнерадостность, возможно, и есть неисследованная часть человеческого духа.
Генетический компонент
Исследования показывают, что мы можем победить плохое детство, а также что наши гены имеют бесспорное влияние на то, кем мы оказываемся. Большая часть исследований личности обнаруживает заметное влияние генов. Разлученные идентичные близнецы вырастают намного более похожими, чем разнояйцевые близнецы, выросшие вместе. Это показано на многих личностных переменных — депрессии, алкоголизме, удовлетворенности профессией, интеллекте, ярости и общем благополучии, если перечислить некоторые из них. Если вы хотите винить родителей в своих проблемах, вы можете винить их за гены, которые они вам передали, но несправедливо винить их за то, как они относились к вам в детстве. А когда доходит до совладания со своими проблемами, возможно, лучше посмотреть в зеркало и сказать: «Хватит брыкаться».
Какая история у вас?
То, что детство не определяет судьбу, не значит, что не нужно на него смотреть. Понимание своего детства — ценный инструмент изучения себя. Хотя серьезные психологические расстройства необязательно являются следствием детской травмы, привычные модели отношений и другие паттерны поведения могут переходить из детства во взрослость.
Когда человек, переживший травматические события, рассказывает историю своей жизни, это оказывает на него целительное действие. Этому посвящены многочисленные исследования. Нет необходимости выяснять, почему все получилось так, как получилось, но нужно увидеть, как это происходило тогда и какое значение мы придаем этому сегодня. Из гобелена прошлых ошибок вы можете соткать новую жизнь — и нам не нужно знать, почему так случилось, что вы по-другому представляете свои ошибки. Будущие добавления к гобелену не определяются тем, что было соткано раньше. Вы ткач, и, хотя вы не всегда можете менять нитки, которыми работаете, вы можете изменить дизайн того, что будет сделано.
16 Психология
I
Часть 5 > А что же все-таки нормально?