Тщательно подбирайте лекарства
Прежде чем мы перейдем к другим биологическим методам лечения психологических расстройств, давайте закрепим базовые знания, чтобы помочь вам разбираться во всех этих лекарствах. Медикаменты, используемые для лечения психологических расстройств, классифицируются в соответствии с их клиническим и химическим классами и действием.
>■ Клинический класс — это назначение лекарства, например антипсихотическое, антидепрессантное, седативное
Зри в корень
Бензодиазепины вызывают привыкание, и полезно обратить на это внимание. Однако некоторые барбитураты даже с плохой репутацией, такие как Валиум, безусловно менее опасны, чем алкоголь.
Часть 5 > А что же все-таки нормально?
или противотревожное. Валиум клинически классифицируется как се-дативное/гипнотическое средство, Ксанакс — как противотревожное лекарство, а Прозак — как антидепрессант.
>■ Химический класс — .это то, из чего сделано лекарство. Ксанакс и Валиум химически классифицируются как бензодиазепины. (Бензо означает амфетамин, а диазепин — релаксант.)
>- Действие касается того, что делает лекарство. Например, действие Про-зака — скорее в избирательном захвате серотонина, чем в прямой стимуляции нервной системы, как у Риталина.
Существует множество доступной информации об этих лекарствах, и один из самых быстрых источников — это Интернет. Попробуйте зайти на сайт www.intelihealth,com и выберите секцию информации о лекарствах. «Настольный справочник врача» в местной библиотеке — тоже хороший источник. И, прежде чем принимать какие-либо лекарства, задайте своему врачу следующие вопросы: Чл
1. Какова цель этого лекарства и как оно действует?
2. Как долго мне нужно его принимать?
3. Когда я могу почувствовать себя лучше?
4. Каковы побочные эффекты?
5. Будет ли оно взаимодействовать с другими лекарствами, патентованными лекарственными средствами, едой или напитками?
6. Какое действие оно окажет на другие состояния моего организма?
7. Как оно повлияет на мою сексуальную жизнь?
8. Как оно повлияет на мой вес?
9. Как оно повлияет на мой сон?
10. Будет ли оно мешать какой-либо деятельности, например вождению автомобиля?
Выбор «правильного» лекарства так же зависит от уникальной химии вашего организма, как и от вашего психологического расстройства. Теперь мы знаем, что определенные лекарства или классы лекарств наиболее эффективны при определенных расстройствах. А определенные психологические проблемы вообще не поддаются медикаментозному лечению. В таких случаях доступны другие эффективные способы лечения. Хотите — верьте, хотите — нет, но в этом списке «других способов лечения» есть и искусственное освещение.
Глава 21>- Лучшая жизнь с помощью химии
Психотреп
Музыканты и другие артисты очень часто использовали множество возбуждающих и успокаивающих средств, чтобы поддерживать себя в течение многочасовых путешествий из города в город во время гастролей. Многие, включая Джонни Кэша, были близки к смерти из за привыкания к амфетаминам, которые сутками поддерживали их в бодрствующем состоянии. Затем требовалось принимать все большие дозы барбитуратов, седативных средств или противотревожных препаратов, чтобы заснуть. Самостоятельный прием лекарств — опасная привычка.
ti.!'*
Победа над зимней тоской
Серые, мрачные зимние дни подавляют вас? Вы заметили перемены в своем настроении, аппетите, сне в течение зимних месяцев? Тысячи людей страдают сезонным аффективным расстройством (САР). Это может придать совершенно новое значение для преодоления зимнего периода.
Никто на самом деле не знает, в чем причина САР, хотя большая часть исследований сосредоточила свое внимание на аномальных изменениях в химии мозга. К счастью, нам не нужно знать, что его вызывает, чтобы лечить его. Одна из наиболее эффективных процедур лечения — световая терапия: регулярное воздействие на человека специальным ярким светом. Под наблюдением специалиста по психическому здоровью человек с САР проводит несколько часов в день под таким светом. Утреннее воздействие ярким светом более эффективно, чем вечернее. При том что для успешного результата нужно несколько недель, это лечение помогает в 60 % случаев. Если оно не помогает, можно попробовать применить антидепрессанты и терапию.
Основы ЭСТ
От мысли об электрической шоковой терапии у вас пробегают мурашки по коже? Мне неприятно это признавать, но даже с моими клиническими знаниями мне трудно переварить мысль о том, чтобы применить к кому-то электрошок. Но для некоторых людей, страдающих глубокой депрессией, сопровождающейся суицидальными настроениями, электросудорожная терапия (ЭСТ, часто называемая шоковой терапией) может оказаться полезным выбором.
Часть 5 > А что же все-таки нормально?
ЭСТ внесла раскол в психиатрическое сообщество, когда была впервые применена более 50 лет назад. Оглядываясь назад, можно сказать, что ее плохая репутация была вполне заслуя яна. До изобретения современных пр<" чедур припадок, вызываемый электрическим шоком, был таким сильным, что сокращения мышц ломали кости. Сегодня ЭСТ безболезненна и вполне безопасна. Пациентам дают лекарства для блокирования мышечной и нервной активности, так что никакой боли или мышечных сокращений не происходит. Врачи расходятся во мнениях по поводу того, когда нужно использовать ЭСТ и нужно ли вообще, но все согласны, что технология определенно улучшилась. Некоторые пациенты жалуются на провалы памяти после ЭСТ, которые остаются на всю жизнь. Но исследования мозга не дают доказательств стойкой потери памяти, а снимки мозга не показывают химических или структурных изменений после повторных ЭСТ-шоков. Пока не будет устранено это расхождение между наукой и индивидуальными случаями, ЭСТ будет считаться альтернативным лечением, которое нужно применять только после того, как испробованные медикаменты и терапия не дали улучшения.
Доктор Франкенштейн — в операционную!
Когда я была студенткой последнего курса факультета психологии, немногое могло вызвать больше ночных кошмаров, чем чтение историй о лоботомии. Я расскажу вам историю появления этой процедуры; может быть, это послужит уроком для всех нас.
Все это началось в 1892 году, когда врач Готлиб Берхардт стал делать операции по удалению частей мозга у шести пациентов с шизофренией, которые страдали галлюцинациями и вели себя беспокойно. Некоторые из них стали спокойнее после хирургического вмешательства, но двое умерли (это должно было стать ключом к пониманию мрачного соотношения затрат и пользы от этого вида лечения). Современников Берхардта ужаснули его опыты. В последующие 40 лет давление коллег держало психохирургию «на коротком поводке».
Ситуация изменилась, когда несколько исследовательских лабораторий в США начали делать удивительные открытия о роли височных и лобных долей в контроле эмоционального поведения и агрессивности. С конца 1930-х и до
Зри в корень
Людям, которые не поддаются лечению медикаментами, ЭСТ может спасти жизнь, хотя никто не знает, как она работает. Около 70 % людей, страдающих глубокой депрессией, не поддавшихся другим видам лечения, ЭСТ улучшила состояние. Иногда депрессия уходит совсем; в других случаях она возвращается .снова через несколько месяцев.
Глава 21>- Лучшая жизнь с помощью химии
начала 1950-х годов тысячи мужчин и женщин были подвергнуты префронталь-ной лоботомии, при которой передние части лобных долей хирургическим путем отделялись от остального мозга. Операция использовалась для лечения людей с тяжелыми случаями шизофрении, биполярных расстройств, депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и с патологической жестокостью.
Печально, но результат часто был хуже первоначальной проблемы. Лобото-мия излечивала пациентов от ограничивающих жизнедеятельность эмоций, но она ограничивала их по-новому. У лоботомированных пациентов появлялся и оставался на всю жизнь дефицит способности строить планы и следовать им. От прежних людей, фактически, оставались лишь бледные тени. Иногда кажется, что наши части, которые доставляют наибольшие проблемы, неразрывно связаны с частями, которые только и делают нас людьми. И, прежде чем лечить, специалисты по психическому здоровью должны дважды подумать, прежде чем рвать эти связи.
Психотреп
Сегодня лоботомия считается варварским и неэффективным методом. Но одно время пре-фронтальные лоботомии так высоко ценились, что в 1949 году португальский нейрохирург, пионер техники лоботомии Антонио Эгас Мониз получил Нобелевскую премию.