Пять наиболее распространенных фобий
;Название | Процент среди фобий |
Агорафобия (страх толпы или общественных мест) | 10-50% |
Социальная фобия (страх опозориться на людях) | 10% |
Страх неодушевленных объектов (высоты, грозы, закрытых пространств) | 20% |
Страх болезни и телесных повреждений (смерти, рака) | 15-25% |
. Страх животных (змей, собак, насекомых) | 5-15% |
Кроме фобий, предметом которых являются места или вещи, существует ; также социальная фобия. Это охватывающий все сферы постоянный страх социальных ситуаций или ситуаций выступления, в которых человек либо под-[ вергается пристальной оценке со стороны других (публичная речь, разговор с ^авторитетными фигурами), либо находится среди посторонних (вечеринки, научало разговора, свидание). Страдающий человек всегда испытывает сильную тревогу в этих ситуациях, и страх позора или унижения может привести к то-!му, что он будет избегать их. В отличие от простой фобии, которая ограничена отдельными объектами (собаки или полета), социальные фобии сложнее, потому что страх опозориться или быть униженным может привести к избеганию многих ситуаций и встреч.
У вас есть фобия? У одного из восьми американцев в определенный момент жизни развивается фобия. Некоторые из них постепенно уходят сами, а некоторые из нас просто живут с ними. Один из способов уменьшить силу фобий — систематическая десенсибилизация (вы узнали о ней в главе 7). Она может
Часть 5 > А что же все-таки нормально?
быть эффективна и обычно работает всего через несколько страшных сессий. Но большинство людей просто живут со своими фобиями до тех пор, пока страхи не начинают каким-то образом мешать их жизни. Например, если вы собираетесь руководить большим офисом, страх публичных выступлений (форма социальной фобии) станет настоящей помехой. Также будет неприятным опытом, если ваш страх помешает вашему повышению по службе, потому что вы знаете, что вам придется говорить перед группой.
С другой стороны, если вы программист, страх публичного выступления может быть неприятен, но необязательно будет каким-либо образом мешать вашей жизни. Мой страх насекомых намного меньше беспокоит меня с тех пор, как я живу в Калифорнии. С этими огромными тараканами в Далласе я должна была либо рано или поздно посмотреть в лицо своему страху, либо рисковать, что мой муж устанет от бесконечной необходимости бороться с насекомыми и опрыскивать меня аэрозолем от жуков!
Лучше не бывает — не тот случай
Вам знакомо это чувство. Вы только что заперли дверь и сели в машину, чтобы ехать в кино. Вы опаздываете и не хотите пропустить начало. Но, как только вы
выезжаете из подъездной аллеи, в голову закрадывается непрошеная мысль. «Выключила ли я плиту?» Вы мысленно прослеживаете свои движения и на 95 % уверены, что выключили. Но страшные образы вашего дома, объятого пламенем, все еще вертятся у вас в голове. А что если забыла? Что если ваш дом горит, пока вы смотрите «Звездные войны» ? Вы либо все бросите и побежите домой проверить, либо большую часть фильма будете бороться с желанием это сделать.
У всех нас бывают такие моменты — это вполне нормально. Но если вы поехали обратно домой, убедились, что выключили плиту, вернулись в машину — и точно также сомневаетесь и боитесь сжечь дом? И если этот страх появляется каждый раз, как вы уходите из дома, даже если вы знаете, что это иррационально и нелогично. А если эти страхи делают вас такой несчастной, если вы не проверите, что вы часто остаетесь дома? Добро пожаловать в обсес-сивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Зри в корень
О'кей, любители кино, посмотрите на Джека Николсона в фильме «Лучше не бывает». В кои-то веки человек с психиатрическим расстройством не изображается «сумасшедшим или бешеным». Его не излечивает любовь хорошей женщины, но она вдохновляет его обратиться за помощью. И в конце фильма он справляется со своим обсессивно-компульсивным расстройством и в придачу получает любимую девушку! Ура Голливуду!
(лава 18>■ Колебания настроения и пугливые вороны
Моя навязчивость заставила меня сделать это!
Обсессивно-компульсивное расстройство — это болезнь, которая ввергает людей в бесконечные циклы повторяющихся мыслей (обсессии) и поступков (компульсии). У всех нас есть привычки и привычные способы действия, которые помогают нам организовывать повседневную жизнь; люди с ОКР вырабатывают паттерны поведения, которые отбирают слишком много времени и мешают повседневной жизни. Они могут по 100 раз проверять, что плита выключена, прежде чем уйти на работу, или часами мыть руки после пользования общественным туалетом из-за сильного страха микробов.
Это поведение побуждается навязчивыми мыслями — непрошенными и назойливыми идеями, образами и побуждениями, которые снова и снова лезут к нам в голову. Когда вы захвачены такими обсессивными мыслями, вы с большой вероятностью будете реагировать компульсивным поведением, которое направлено на контроль или устранение навязчивости. Вы можете совершать эти компульсивные действия — часто называемые ритуалами — по «правилам», которые вы придумываете в попытке контролировать чувство беспокойства, которое появляется вместе с навязчивыми мыслями. Такие ритуалы заставляют чувство беспокойства исчезнуть, но обычно ненадолго. Затем страх и дискомфорт возвращаются, и вы снова повторяете все навязчивые действия.
Нейрохимическая связь
Никто не знает, почему 3 миллиона людей в Соединенных Штатах имеют ОКР и что именно его вызывает. ОКР может быть связано с дисбалансом в мозге химического вещества серотонина, нейромедиатора, задействованного в регуляции повторяющихся действий. Тот факт, что большинство людей с ОКР реагируют на медикаменты, говорит в пользу нейрохимической обусловленности. Анафранил, к примеру, помогает 60 % людей с ОКР; другие лекарства, которые могут помочь, — Прозак, Золофт и Паксил.
Психотерапия также важна. Бихевиоральная терапия часто используется для ослабления силы непрошеных принуждений. Страдающие этим расстройством сначала ставятся в ситуацию, которая вызывает навязчивости и тревогу, а затем их поощряют сопротивляться желанию выполнять действия, которые они обычно используют, чтобы контролировать дискомфорт. Хотя это лечение требует силы воли, оно работает. Со временем симптомы постепенно уходят.
В этой главе мы рассмотрели ряд расстройств настроения. Большинство из нас не страдали клинической депрессией или тревогой, но мы все знаем, что значит чувствовать подавленность или беспокойство. В следующей главе мы
Часть 5 > А что же все-таки нормально?
познакомимся с психическим заболеванием, симптомы которого — галлюцинации, дезориентация, бред — большинство из нас никогда не испытает. Мы исследуем поразительное, сложное и непонятное состояние, известное как шизофрения.