Что из себя представляет мой ид?

Ид — это первобытная часть нашей личности. Ее «девиз»: «Хочешь? Ну Та1. возьми это». Оно* {' прим. пер. — в русском языке термин «оно» часто употребляют вместо «ид») действует импульсно и стремится к немедленному получению удовольствия. В первую очередь речь идет о сексуальных, физических и эмоциональных наслаждениях. И конечно же ид совершенно не интересует какие последствия могут быть у подобного поведения. Беспокоиться о последствиях не входит в круг обязанностей ид вовсе. Это работа суперэго.

Это птица, это самолет, это суперэго!

Суперэго — это хранилище нравственных ценностей и моральных норм, принятых в обществе, в котором мы выросли. Это наша совесть. Сверх-Я* (* прим. пер. — термин «сверх-Я» в русском языке часто используется вместо «супер-эго») развивается, когда ребенок начинает усваивать разнообразные «нет» своих родителей и других взрослых, участвовавших в воспитании и твердивших о том, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Можете считать, что суперэго — это внутренний голос, напоминающий вам о ваших обязанностях и подсказывающий, чего делать не следует. Кроме того, суперэго включает «идеальное Я» — ваши представления о том, каким бы вам следовало быть. Это наш вечно недовольный внутренний голос, который постоянно критикует наши действия и сравнивает их с совершенством.

Между двух огней

Наше эго — это наш третейский судья. Он пытается найти золотую середину между потребностями ид и тем, что суперэго считает правильным. Когда борются наше ид и суперэго, наше эго ищет компромисс. Например, если бы мы не подготовились к экзамену, наше ид могло бы захотеть смошенничать. Тогда наше суперэго стало бы беспокоиться о последствиях мошенничества. А наше эго попробовало бы попросить у преподавателя перенести тестирование на более позднюю дату.

Нет ничего удивительного в том, что наши ид и суперэго «недолюбливают» друг друга. Ид хочет делать то, что считает приятным, в то время как суперэго стремится расстроить намерения ид и сделать то, что правильно. Ваше эго — это часть вашей личности, которая пытается установить мир между двумя спорщиками. Оно представляет вашу личную точку зрения, а также ваше видение физической и социальной реальности. Функция эго — выбирать действия, которые удовлетворят желания ид и не принесут вам впоследствии крупных неприятностей. Иногда «я»* {* прим. ред. — в русском языке часто употребляют термин «я» вместо «эго») преуспевает в этом, иногда нет.




—-

Глава 16>• Психологическая защита

itfe все психоаналитики разделяют достаточно мрачный взгляд Фрейда на природу человека. Несмотря на то что многие согласны, что в детском возрасте 1йожно достаточно сильно пострадать или же, наоборот, выиграть, не все приверженцы психодинамической теории считают, что «битвы» детства сами по £ебе так фундаментальны, как утверждал Фрейд. В действительности большинство неофрейдистов считают, что люди — это социальные существа, пытающиеся ладить с собой и другими.

Юнг навеки

Отношения швейцарского психолога Карла Юнга и Зигмунда Фрейда были очень сложны. В течение многих лет Юнг считался несомненным претендентом на ведущую роль среди последователей Фрейда. Однако через некоторое время Юнг пресытился фрейдовским пессимизмом в отношении природы человека и стал разрабатывать свои идеи. Существует мнение, что причины их окончательного разрыва лежат еще глубже — быть может, их окончательная ссора тоже проявление эдипова комплекса]

Юнг очень расширил психологические представления о личностном развитии. Например, он считал, что бессознательное не ограничивается индивидуальным жизненным опытом. В бессознательном сокрыты универсальные психологические истины, общие для всего рода человеческого. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга, — наследственная кладовая неосознанных идей и сил, общих для всех человеческих существ.

Юнга также интересовала творческая часть личности. Конечно, он считал, что секс :и агрессия — очень сильные мотивы, но он также полагал, что люди имеют инстинктивную потребность в творчестве и самореализации. И хотя мы, возможно, не все можем стать Ван Гогом или Сезанном, Юнг полагал, что мы все склонны, по крайней мере, оценивать и интуитивно понимать мифы, художественные формы и символы.

В частности, Юнг обратил внимание человечества на универсальные символы, которые он называл архетипами. Каждый архе-

Словарь психолога

Согласно Юнгу, архетипы — это универсальные символы человеческого опыта, которые хранятся в нашем коллективном бессознательном, в кладовой неосознанных идей и действий, общих для каждого человеческого существа, которое когда-либо жило на земле.

1 Психология

Часть 4 > Я и другие

тип вызывает у человека способность чувствовать и думать особым образом. Названия для архетипов Юнг подобрал, проанализировав историю и мифологию различных культур — древних и современных. Во всех культурах можно найти образы героя, матери земли, бога солнца, обманщика. Юнг считал, что все эти персонажи живут в психике каждого человека, а именно в коллективном бессознательном.

Наши рекомендации