Почему некоторые умные люди не оправдывают ожиданий
Вы знаете людей, у которых был большой интеллектуальный потенциал, который они так и не смогли реализовать? Они так умны и сообразительны, что многое достается им без особого труда. К сожалению, часто они так никогда и не осознают, что движутся не в том направлении.
Существует множество причин, почему способные люди не реализуются. Если вы постоянно чувствуете некоторые сомнения насчет своего ума, вам будет интересно узнать, что не существует значимых связей между количеством баллов IQ и жизненными успехами, будь то достижения в колледже, успехи на работе или уровень заработной платы. Баллы IQ скорее предвещают, что мы способны к чему-то, чем что мы на самом деле достигнем чего-то.
Можно выделить несколько наиболее распространенных препятствий на пути к успеху.
Ошибки интеллекта | Эмоциональные блокировки |
Недостаток концентрации | Боязнь неудач |
Опора не на те способности | Непонимание, что «на ошибках учатся» |
Фрагментарное видение, нет | Позиция: «Бедный я бедный» |
целостного представления | |
Стремление охватить все | Невылеченная депрессия или тревожность |
или, наоборот, сузить | |
до минимума | |
Негибкость в мышлении | Чрезмерная зависимость от других |
или в решении проблем |
Проблемы поведения
Недостаток мотивации
Откладывание «на потом»
Неспособность сосредоточиться или завершить начатое
Недостаток контроля над импульсивностью
Неспособность переводить цель в действия
Насколько честно проводятся тесты на IQ?
Мы уже отмечали, что количество баллов IQ ненадежно предсказывает наШ'1 достижения и успехи на будущее. Хотя, если они действительно измеряют ий'
Глава 14>• Исследование интеллектуальной жизни
Ьуеллектуальные способности, их показатели, (ро крайней мере, должны соответствовать другим признакам, говорящим о нашей сообразительности. И они соответствуют, по крайней мере, в период нашего обучения в [доколе. Количество баллов IQ, как правило, ^относится с оценками в школе. Если вы круглый отличник, то у вас высокие баллы в тестах на IQ и наоборот.
Насколько хорошо они могут предсказывать успех за пределами школы, определить ^труднее. Коэффициент интеллекта не является предиктором овладения престижными Профессиями, такими как врач, юрист или (Управляющий крупной фирмы. Реально, лучший предсказатель в этой области, социально-экономический статус ваших родителей. Если ваши родители «важные птицы», то вам (больше доступно образование и у вас больше личных связей. Как известно, !деньги делают деньги!
Показатели по интеллектуальному тесту так же не измеряют вашу успешность на новой работе, которую вам удалось заполучить. Они достаточно неплохо прогнозируют, насколько хорошо может кто-то освоить новый вид деятельности, но ничего не могут сказать о том, как у него пойдут дела, после того как |Ън овладеет этим ремеслом. Если вы интервьюируете потенциальных служащих, ищите кого-то сообразительного и мотивированного, опытного и добросовестного. Эти свойства помогут и вам добиться успеха на жизненном пути.
[Это не просто черные и белые
|В Америке есть множество вещей, которыми можно гордиться, но к ним не относится след, оставленный в сознании американцев периодом рабовладения. р1ы получили в наследство от прежних времен различные предрассудки и дискриминацию. Поэтому совершенно неудивительно, что различия в значении |Ю у разных этнических групп используются политиками в своих целях. Такая ^политика получила название «политика горячего картофеля». История уже Ьнает примеры, когда баллы IQ использовали, чтобы обосновать отказ определенным иммигрантским группам, поддержать консервативную политику и даже в доказательство необходимости стерилизации людей.
Политика «горячего картофеля» началась, когда оказалось, что сравнение шазных рас и культурных групп выявили различия в среднем уровне коэффи-
W Психология
Зри в корень
Представления об интеллекте различаются от культуры к культуре. Уважение к другим оценивается в Соединенных Штатах как очаровательное, но необязательное умение. Однако способность понимать и уважать других такими, какие они есть, считается признаком ума у кри, культуры коренных американцев, живущих на севере Онтарио, в Канаде.
Часть 4 > Я и другие
циента интеллекта. Например, в Соединенных Штатах при прохождении стандартного теста на интеллект черные в среднем получают результаты на 15 баллов меньше, чем белые.
Но почему? Многие люди убеждены, что если IQ в пределах группы определяется генами, т. е. наследственностью, то различие в IQ между двумя группами должно тоже быть генетически "обусловлено. Однако эти логические умозаключения, и такая убежденность неверны.
Попытаемся распутать эту замысловатую проблему, учитывая историю возникновения разделения людей на «черных» и «белых». В Соединенных Штатах мы традиционно классифицируем людей как «черных», если у них были предки в любой из стран Черной Африки. Не существенно, насколько мала у них доля крови этих предков. Итак, человека, у которого половина шведской крови, четверть французской и четверть африканской, называют «черным», а человека, у которого половина шведской крови, четверть французской и четверть английской, называют «белым». Хотя, конечно, существует некоторое среднее генетическое различие между «черными» и «белыми». Это такие различия, как, например, количество кожного пигмента. Но не следует забывать, что внутри каждой этнической группы генетические отличия гораздо более значительны, чем, в среднем, между разными группами.
В противоположность некоторым теориям то или иное количество африканских предков не может оказывать влияния на развитие интеллекта. Нет никаких доказательств, что «черные» с большим числом африканских предков имеют баллы IQ ниже, чем «черные» с преобладающим количеством европейских предков. Когда начинаешь осмыслять различия среднего «черно-белого» коэффициента интеллекта, то становится понятно, что социальный ярлык «черный» не более чем сомнительная переменная.
Исследователь по имени Огби обнаружил, что представители меньшинства, названные так против своего желания (группы, которые сами не выбирали свой статус меньшинства), во всех культурах учатся хуже, чем люди, принадлежащие к большинству. В тестах на определение коэффициента IQ они показывают результаты на 10—15 баллов ниже. Группы меньшинств регулярно подвергаются дискриминации со стороны групп большинства, и часто они не видят для себя воз-
Ловушка для ума
Барука, культурный класс в Японии, чьи предки были кожевниками и мясниками, подвергались дискриминации на протяжении сотен лет. Отставание представителей барука от большинства японцев в школьных успехах и в выполнении интеллектуальных тестов подобно разнице в положении черных и белых в Соединенных Штатах. Но когда барука переселяются в Соединенные Штаты, эти различия совершенно исчезают.
Глава 14> Исследование интеллектуальной жизни
Вйожностей двигаться по пути, которого традиционно придерживается большинство. Представители группы вынужденного меньшинства сталкиваются с препятствиями, которые не встают перед другими группами меньшинств. И по [мнению Огби, эти социальные и эмоциональные трудности проблемы часто приводят к снижению интеллектуального уровня.
средние способности
Кривая, получающаяся в результате графического изображения результатов выполнения теста большой группой людей, имеет форму колокола (перевернутая U-образная кривая). Большая часть выборки показывает средние результаты и помещается в средней части кривой (между 80 и 120). Людей, результаты которых соответствуют гениальности и умственной отсталости, значительно меньше, что и показано на нашей кривой. Большинство из нас попадут в середину этого «колокола».
Островки гениальности
Какой тест на интеллект мог бы адекватно оценить героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя»? Актер потрясающе сыграл аутиста, «ученого идиота» (autistic savant) — человека, который обладал исключительной памятью и умел делать молниеносные вычисления, сделав синдром «ученого аутиста» хорошо известным. Те, кто постоянно борется над разрешением математических проблем, Возможно, почувствовали легкую зависть к этому несчастному.
I Около 10 % всех людей, страдающих аутизмом, имеют какие-нибудь способности, позволяющие назвать их «учеными аутистами».
Словарь психолога
«Ученые идиоты»,или «ученые аутисты»— люди с умственной отсталостью, проявляющие особые таланты (savant ability) в какой-нибудь одной области (например, вычисления или музыка). Уровень развития этих способностей значительно превосходит общий уровень развития такого человека в остальных сферах деятельности.
ч^_^.............."„................ Л
Часть 4> Я и другие
Процент таких людей среди аутистов намного выше, чем среди любых другц> больных, страдающих нарушением развития. Однако не все больные аутизмом обладают сверхразвитыми способностями и не все имеющие синдром «ученого идиотизма» болеют аутизмом.
Синдром «ученого идиотизма» — это редкое, но впечатляющее состояние в котором человеке аномальным развитием демонстрирует «проблески гениальности»,'что является полным контрастом общему развитию его психики. Иногда чрезмерно развитые способности поражают нас именно потому, что этот «талант» так контрастирует с различными умственными расстройствами в других областях. Лишь в редких случаях умственно неполноценные имеют такие способности, которые могут впечатлить любого «нормального». Эти люди известны как «необыкновенные ученые идиоты». Только 25 «необыкновенных ученых идиотов» живы сегодня, а всего описано менее 100 таких случаев.
Наиболее часто способности ученого идиота проявляются в музыке. Встречаются случаи необыкновенных способностей к календарным вычислениям, молниеносным математическим вычислениям. Бывает необыкновенно развито и пространственное чувство, и какие-либо механические навыки. Эти узкоспециальные способности сопровождаются феноменальной памятью, но эта память ограничена тем, что работает только на сверхразвитую способность этого человека. Никто не знает, в чем причина этого синдрома, но есть новейшие данные, которые указывают на то, что этот феномен развивается в результате повреждения левого полушария головного мозга перед, в течение или вскоре после рождения.
Психотреп
В мае 1998 года Роберт Плонин из Лондонского института психиатрии сделал доклад, в котором сообщил об открытии изменчивости гена, который связан с высоким интеллектом. Характер этой связи статистически достоверен. Изменчивость лежит в шестой хромосоме, внутри гена, который может влиять на обмен веществ в головном мозге. На самом деле, учитывая, что объектами его исследования были студенты с высокими показателями по SAT* (*прим. ред. — SAT — standard assessment task — стандартный набор заданий для оценки знаний студентов), возможно, он открыл ген, отвечающий за способность выполнять SAT.
Глава 14> Исследование интеллектуальной жизни
Жизнь на грани
Что касается интеллекта, большинство из нас вполне нормальны. «Нормальные» показатели по тесту IQ составляют от 85 до 115 баллов, срединным, естественно, является 100 баллов. Только один процент людей в мире имеет IQ вы-'дое 135, и мы умеем правильно измерять IQ, если он превысит 200. В действительности максимальное число измеренных баллов IQ до настоящего времени |бЫло между 210 и 220. Конечно, человек такого уровня может позволить себе поделиться с кем-нибудь несколькими баллами IQ!
Посмотрите, как выглядит верхний край колоколообразной кривой.
Гениями считаются те, чей коэффициент интеллекта достигает 145 баллов и Ььпне.
Высокоодаренные: 135—145
Одаренные: 125—135
Выше среднего: 115— 125
Средние баллы IQ: 85 — 115
I «Умственная отсталость» — это противоположенный край кривой интеллекта. В. >-можно, из-за того что в детстве мы страдаем iOT всевозможных обидных кличек, термин [«умственная отсталость» часто неправильно [понимают или считают унизительным. В дей-кггвительности это специфически диагностируемое расстройство, которое затрагивает каждую десятую семью.
Диагноз умственная отсталость частично [опирается на среднее число очков, набранных в тестах на интеллект в диапазоне 50 — 75 (баллов, но, чтобы поставить окончательный [диагноз, еще требуется удостовериться в ром, что личность имеет существенные проблемы в адаптации к повседневной жизни. Причиной этого могут быть любые состояния, замедляющие развитие мозга до рождения, такие как генетические дефекты, ин-1фекции или использование матерью наркотиков и других снадобий. Плохое ^состояние окружающей среды, депривация или отравления, например свинцо-кыми белилами, могут оказаться причиной умственной отсталости. А в трети Клучаев причину отклонений установить не удается.
Словарьпсихолога
Умственная отсталость — это диагноз, при котором личность имеет существенно сниженный интеллектуальный уровень в сочетании с проблемами в повседневной жизни (неумение заботиться о себе, вступать во взаимодействие с другими людьми или выполнять иные задачи, соответствующие возрасту).
Часть 4> Я и другие