Ответная реакция — двигатель прогресса
■ Проведенные исследования ясно показали, что представления о самих себе у
\ детей меняются в соответствии с ответной реакцией учителей и сверстников.
, В экспериментах, где детям сообщили, что они такие-то и такие-то, их поведение до известной степени изменилось согласно информации, полученной от
! экспериментаторов. Например, одной группе детей сказали, что они аккуратные и чистоплотные, а другой — что им следует стать аккуратными и чистоплотными, а третья группа вовсе никаких указаний не получила. Те, кому было сказано, что они аккуратные и чистоплотные, становились аккуратными и чисто-
. плотными, в то время как поведение других детей существенно не менялось.
Психотреп
Вы уверены, что ваша Я-концепция соответствует реальности? Этот тест поможет вам добраться до истины. Кратко ответьте десять раз на вопрос «кто Я?». Запишите свои ответы. Теперь попросите пятерых ваших лучших друзей или членов семьи сделать то же. (Не сомневайтесь, когда вы их попросите, они пойдут вам навстречу.) Насколько близко ваше собственное описание соответствующему описанию вас другими. Возможно, вы ошибаетесь насчет себя? Возможно, ваши друзья ошибаются насчет вас?
Безусловно, большинство людей поддаются влиянию гораздо труднее, чем де-
' ти в этих экспериментах. Тем не менее и взрослые могут быть удивительно уяз-
I вимы ответной реакцией других людей, если они не развивают в себе устойчивое
чувство идентичности. Если вы не знаете, кто вы, вы можете изменять ваше са-
Часть 4>- Я и другие
мовосприятие каждый раз, когда кто-нибудь вас не понимает. Если вы чувствуете себя сильным, вы, возможно, сможете изменить отношение других людей и не станете менять свою ^концепцию, подстраиваясь под каждого человека.
Наверное, вы знаете, кто такие тинейджеры
Я-концепция начинает формироваться с момента рождения, идентичность приобретает реальные очертания в подростковом возрасте. Согласно точке зрения американского психолога Эрика Эриксона, между 12 и 18 годами мы начинаем
открывать «кто мы». И в первую очередь, и это подтвердят многие родители, открытие касается того, кем мы не хотим быть. Действительно, многие молодые люди «восстают» против родителей и других авторитетных взрослых, движимые здоровой потребностью получить некоторое пространство, чтобы самостоятельно строить свою жизнь.
Подростковое беспокойство
В то время как мы часто ассоциируем кризис идентичности с серединой жизни, Эриксон считал, что первый кризис идентичности происходит в подростковом возрасте. Этот необходимый кризис приводит к выявлению единственно правильной идентичности из множества различных ролей, которые мы играем для разных зрителей: родителей, учителей и друзей.
По мнению Эриксона, каждый человек по-своему разрешает этот кризис, но в то же время процесс формирования идентичности происходит в обществе. Тинэйджеры, которые проходят через это, стараются найти себя, не потеряв поддержки, которую дает принадлежность к кругу друзей и семье. Для некоторых из нас эти поиски никогда не кончаются.
Значение группы сверстников
Отношения со сверстниками особенно важны для формирования идентичности. Так, тинейджеры постепенно отдаляются от своих родителей, все меньше времени остаются дома и все больше времени проводят с друзьями. Подростки в общении со сверстниками пробуют различные модели социального поведения. Компромисс между потребностями подростков в независимости и жаж-
Зри в корень
Были ли вы одиноки в подростковые годы? От 15 до 25 процентов подростков заявляют, что они чувствуют себя очень одиноко. В поисках своей идентичности подросток стремится обособиться и при этом, как никогда, нуждается в поддержке, эти два стремления бывает трудно сбалансировать.
Глава 13>• Я, моя индивидуальность, моя личность
дои взаимозависимости втягивает их в экспериментирование с разными нормами, например опыты с одеждой или прической, в компании своих сверстников, в избранном кругу друзей или с предметом своей влюбленности.
Интересно, что в настоящее время, когда современные общественные нормы допускают отделение тинейджеров от семьи, тинейджеры строят гармоничные отношения со своими ровесниками. (В главе 24 вы сможете больше узнать об отказе от «норм» одних социальных групп ради других.)
Психотреп
Известные психологи тоже могут переживать кризис идентичности. У Эрика Эриксона кризис формирования идентичности протекал особо остро. Его биологический отец, который ушел из семьи перед рождением Эрика, был скандинав, а мама и отчим были евреями, и Эрик вырос в этой культуре. Он был похож на скандинава, но имел другое воспитание, так что не приспособился ни к той, ни к другой культурам.
Семейный круг
Несмотря на то что для подростков главным источником одобрения и признания является группа сверстников, они все еще надеются на поддержку своей семьи. Подростки много времени посвящают обсуждению своих родителей, хотя нередко эти разговоры носят критический характер. Пытаясь отличаться от своих родителей, вы гораздо больше нуждаетесь в участии и внимании, потому что вам приходится определяться с тем, что из себя представляют ваши предки, прежде чем вы решите, кем вы не являетесь.
Прохождение через кризис идентичности может оказаться мучительным в любом возрасте, и для большинства подростков это нелегкое испытание. Однако, пройдя через кризис, вы найдете больше, чем потеряли. Тинейджеры, испытывающие потребность в установлении своей идентичности, обычно с большим натиском приступают к решению этой проблемы и, найдя свою идентичность, обретают психологическую устойчивость и независимость от компании или социальной группы, в которых они искали себя. У них появляется отчетливое представление, кто они. В результате они становятся способными самостоятельно принимать решения и осуществлять свой выбор карьеры, сексуальной ориентации и жизни в целом;
Часть 4 > Я и другие