Смышленые слушатели и умные учителя
Дети схватывает все на лету, поэтому к пяти-шести месяцам они имеют приличный багаж познавательных навыков. Например, полугодовалые дети в разных культурах начинают вести настоящую исследовательскую деятельность: они экспериментируют. Встретив какой-либо интересный объект, они держат его перед глазами, перекладывают из одной руки в другую, мнут, засовывают в рот — в общем, делают все, что могут, чтобы познакомиться с объектом со всех сторон. Они уделяют внимание деталям; они предпочитают цветные и яркие предметы; они различают разные текстуры поверхности; они трясут, катают и гремят любыми предметами, которые могут издавать какие-то звуки. I
В отличие от тинейджеров, мудрые младенцы уважают старших. Они ценят знания старших и начинают черпать из сокровищницы жизненного опыта своих родителей. Малыши уже с шестимесячного возраста следуют взглядом за глазами родителей и пытаются понять, что привлекло внимание взрослого. Ребенок будет вертеть головой, проверяя, смотрит ли папа на предмет или уже нет.
Глава 4>- Стадии развития
Ребенок с большей вероятностью бросит мячик, если видел, как родитель бросал его. И, наконец, дети могут учиться на ошибках своих родителей. Если малыш видит испуг на лице мамы, в тот момент, когда он пытается забраться на лестницу, скорее всего, он не пойдет дальше. Похоже, что он понимает, что мамочка в прошлом тоже забиралась на лестницу и, судя по выражению ее лица, пожалела об этом. Кажется, что дети рождаются учениками, а их главные учителя — мама и папа. Нигде это не проявляется так ярко, как в обучении родному языку.
Изучаем детский язык
Прямохождение и прогресс в развитии мозга — два наших самых выдающихся эволюционных приобретения. С ними по значению может сравниться только речь. Вокальная коммуникация не только полезна для существования группы, она необходима для выживания индивида. Любой родитель заверит вас, что дети используют звуки и жесты, чтобы показать, что устали, голодны или что им просто грустно.
Я провела несколько лет в безуспешных попытках освоить испанский язык. Больше всего меня задевало сознание того, что я могла бы свободно владеть любым из 3000 языков, если бы начала занятия пораньше! Не важно, насколько сложен родной язык ребенка, через три-четыре года он вполне овладевает им. Фактически, в период от 18 месяцев до 6 лет ребенок узнает новое слово каждый час бодрствования!
Маленькие дети начинают упражняться в агуканье, ворковании, гулении, лепете примерно с 2 месяцев, а к четырем становятся настоящими мастерами в этом деле. Похоже, что эти ранние вокализации врождены. Глухие детишки гулят и лепечут в том же возрасте и так же как и слышащие. В этот момент здоровый ребенок готов к усвоению звуков любого языка — родного или иностранного. К десяти месяцам лепет ребенка начинает имитировать звуки речи взрослых.
Освоение речи происходит в три первоначальных этапа: одно слово, два слова и телеграфная речь. Все начинается с того, что ребенок называет вещи, находящиеся в поле зрения. Потом он научается требовать, чтобы в этом поле появилось то, что ему нужно в данный момент. Примерно в возрасте 18 месяцев происходит «великое языковое открытие» — каждая вещь имеет свое на-
Зри в корень
Каждый новорожденный имеет абсолютную способность к изучению любого языка. И только после достаточно длительного пребывания в определенной языковой среде он начинает терять свои невероятные лингвистические способности. I V...,.,......,,,,......,..„........,,,.......,,,,.„.....,,.,,. „J
Часть 1> Психологическая перспектива
звание. С этого момента словарь существительных у ребенка растет с невероятной скоростью.
На стадии двух слов дети комбинируют по два слова в подобие предложения. Такие простые предложения, состоящие из двух-трех слов, называют телеграфной речью. Обычно эти сочетания глагола и существительного предельно кратко и точно выражают сущность происходящего. «Захари, есть» — это не приведет в восторг учителя грамматики в средней школе, но этого вполне достаточно, чтобы мамочка завернула в сторону холодильника.
Да, дети — признанные гении во всем, что касается сообщения о своих желаниях. Родители помогают им, говоря с ними и предоставляя массу возможностей для освоения речи на практике. Однако для этого существуют определенные биологические предпосылки.
Психотреп
Человекообразные обезьяны могут справиться с экзаменом по называнию предметов, но заваливают грамматику. Канзи, наиболее известная из «талантливых» обезьян, был знатоком в области словаря. Он часто сообщал о том, что собирается пойти в дом, прежде чем шел туда. Он прославился умением пользоваться языковыми символами, которым его обучил экспериментатор. Например, с их помощью он просил работника поиграть с ним. Но даже лучшая человекообразная обезьяна на свете не может уловить основ грамматики человеческого языка. Скажем, таких, как разница между множественным и единственным числом, смысл настоящего и прошлого времени. V __.___________._____—__________У
Структуры языка
Исследователи были настолько поражены языковыми способностями детей, что стали называть детей прирожденными лингвистами. Многие теоретики пришли к заключению, что существуют наследственные психические программы усвоения языка, имеющие биологическую основу в мозге. Они предполагают, что ребенок не просто повторяет воспринимаемые звуки речи, но следует неким заложенным в мозге «инструкциям» по освоению языка и накоплению словаря. Наум Хом-ский, основатель этой области лингвистики, назвал эти внутренние программы, позволяющие успешно учиться языку, глубинные структуры языка.
Другие ученые соглашаются с тем, что человек имеет генетическую предрасположенность к языку. Но они считают, что усвоение идет не с помощью
Глава 4> Стадии развития
ясестких, наперед заданных структур. Ребенок просто следует неким «правилам слушания», позволяющим верно воспринимать и понимать речь. Например, младенцы сосредоточиваются на звуках и ритме человеческой речи, особенно хорошо они воспринимают начало и окончание слова и ударные слоги.
В заключение добавим, что есть основания верить, что дети с рождения готовы к использованию определенных грамматических правил. Они имеют некие природные установки, позволяющие им правильно использовать новые слова. Все дети имеют такие тенденции:
> связывать новые слова с объектами, названия которых они еще не знают. Допустим, у ребенка имеются три объекта, названия двух ему известны. Существует большая вероятность, что любое новое слово он отнесет к еще не названному предмету, чем предположит, что это синоним одного из известных ему названий;
> предполагать, что все существительные являются нарицательными (называют всех мужчин «папа»);
>■ распространять употребление названий на все похожие предметы (все округлые предметы будут называться «мяч»).
Конечно, такие тенденции делают детскую речь довольно забавной, но насколько они эффективны! Если вы изучаете новый язык, намного лучше группировать сходные объекты и называть их похожими именами, чем воспринимать каждый новый предмет и новое слово как нечто существующее само по себе. Только представьте себе, как может сбивать с толку мысль, что все новые слова — просто синонимы чего-то уже известного. Внутренние правила языкознания сильно облегчают и ускоряю" процесс речевого развития в раннем возрасте.
Итак, признав роль глубинных структур, задумаемся о роли системы поддержки усвоения языка. Для того чтобы наш врожденный языковой потенциал проявил себя, мы должны расти в оживленной языковой среде, где есть масса возможностей попрактиковаться. Без этого наши задатки останутся без применения.
Помните Виктора, мальчика-волка из Авейрона (глава 3 «Яйцо или курица?») ? Без сомнения, одна из причин, по которой он не мог научиться говорить, заключалась в отсутствии системы поддержки усвоения языка. В лесу не было носителей языка, от которых он мог бы научиться говорить. Поэтому его врожденный
Словарь психолога
Глубинные структуры языка—
это запрограммированные «инструкции», как надо изучать родной язык. По мнению некоторых лингвистов, люди появляются на свет, уже имея эти структуры как часть генетической программы.
■ ' : ^ . . • '
Часть 1> Психологическая перспектива
Словарь психодога
Система поддержки усвоения языка— это внешние обстоятельства, способствующие эффективному усвоению языка.
потенциал — глубинные структуры — остались без применения. Кроме биологических задатков и подходящего окружения, существует третье важное условие формирования речи — временное. Речь может возникнуть только в определенный период раннего детства. Во всех известных случаях при депривации ранних языковых возможностей речевое развитие детей непоправимо страдало.
Слушаем и учимся
Конечно, родители — существенный источник помощи для ребенка в деле быстрого освоения языка. Родителям приходится быть двуязычными. Они говорят на своем обычном родном языке и на «родительском наречии», включающем говорение измененным, подчеркнутым тоном голоса, выделение и повторение важных слов, использование коротких, отрывистых возгласов («ай-ай!»),.чтобы обозначить запреты. Короче, они говорят на языке младенцев, и этот язык служит лучшим средством общения с ребенком на первых порах.
Подобно тому как дети являются на удивление смышлеными учениками, родители оказываются невероятно одаренными преподавателями словесности. Разговаривая на родительском наречии, они вовлекают своего маленького собеседника в диалог. С самого рождения ребенка родители разговаривают с ним, делая остановку в речи и надеясь получить ответ. Сначала за ответ принимается все — смешная рожица, чиханье, зевок. Но, как хорошие учителя, родители увеличивают свои требования, соразмеряя свои ожидания и со способностями растущего ребенка.
Видимо, эволюция решила, что уметь разговаривать — это стильно, раз она наделила своего любимца-человека такими возможностями обучения языку. Дети имеют встроенные программы из серии «иностранный язык за два года», а родители выступают для них в роли лучших учигелей в мире. Неудивительно, что так трудно заставить ребенка помолчать — это противно его природе!
Ребенок — психолог
Лингвистика — это лишь одна область непрестанного интереса ребенка. Другая — психология. Маленькие исследователи начинают свой путь во внешнем мире, но вскоре их очаровывает открытие своего собственного внутреннего мира. Большинство двухлеток могут охарактеризовать себя как веселых, грустных, сердитых — в зависимости от обстоятельств. Они начинают использовать
Глава 4> Стадии развития
такие слова, как «мечтать», «забыть», «притворяться», «верить» и «надеяться», для описания своих внутренних состояний.
Психотреп
50 % популяции США имеют трудности в обучении. Наиболее распространенная проблема — дислексия, характеризующаяся трудностями в понимании и использовании речи. Человек с дислексией либо не может перевести речь в мысль (как при чтении или слушании устной речи), либо мысль в речь (письмо и говорение). Это никак не связано с интеллекту альным уровнем развития.
Между 2 и 3 годами дети начинают относить уже известные им психологические определения к другим людям. Они называют предполагаемые причины поступков других людей, приписывают им определенные чувства, мысли, желания. Любой четырехлетний любитель мыльной оперы объяснит вам, что героиня «Беверли Хиллз» плачет, потому что ей грустно, а папа тянется за пивом, потому что хочет пить. К счастью для родителей, понимание более глубоких мотивов приходит позднее.
Ходунки двух-трех лет увлечены игрой воображения, но даже малыши знают разницу между выдумкой и реальностью. Различение фантазии и реальности необходимо для выживания. Ребенок, видящий эту разницу, понимает, что человеческие представления могут отличаться от реального положения дел. Он узнает, что есть «плохие дяди», которые обманывают людей, манипулируя их представлениями. Немногие будут спорить с тем, что способность видеть обман — это важный момент для нашего психологического выживания. В четыре года ребенок уже способен понять, что человек лжет. Также он сам может прибегнуть к обману в своих интересах.
Вся эта забота о мотивах и намерениях других людей имеет свои минусы. Разве не было бы прекрасно вдруг забыть о присутствии других? Больше никакой самооценки, никакого волнения о произведенном впечатлении... Поверьте, что в моей жизни была масса ситуаций, когда я бы с радостью подписалась под изречением: «научись игнорировать и будь счастлив».
Но невозможно представить, насколько бы усложнилась наша жизнь благодаря такой «счастливой забывчивости». Это была бы жизнь среди чужих. Нам пришлось бы изучать их, приспосабливаться, копируя их поведение, но мы ни-
Часть 1> Психологическая перспектива
когда бы не почувствовали себя в своей тарелке. Эти чувства хорошо знакомы аутич-ным детям. Аутизм — это нарушение, характеризующееся острым дефицитом социальных контактов, узким кругом интересов, проблемами с усвоением языка, тенденцией к повторяющимся навязчивым действиям. Он может привести к полной потере способности общаться с людьми и понимать их.
В области психического развития исследователей всегда больше привлекает процесс когнитивного совершенствования, чем тонкая сфера эмоционального развития. Однако Д. Големан в своей сногсшибательной книге «Эмоциональный интеллект» замечает, что способность ребенка к приобретению эмоциональных навыков больше влияет на жизненный успех, нежели школьные оценки и баллы IQ, вместе взятые!
Подумаем серьезно
Сознание моего четырехлетнего Захари пленяет меня. Он по-прежнему уверен, что высокий и узкий стакан содержит больше сока, чем широкий, даже если видит, как я переливаю сок туда и обратно. «А Квазимодо по правде существует?» — удивляется он, смотря «Нотрдамского горбуна» в 97-й раз. Когда он боится, его вполне может успокоить рассказ о «милых монстриках». Его не убеждают мои слова о том, что монстров не существует. А когда мой милый малыш в очередной раз связывает кота, я вспоминаю, что в детях необходимо воспитывать эмпатию (сопереживание, сострадание. — Прим. пер.). Как бы дети ни старались выглядеть большими, их разум работает иначе, чем у взрослых.
Любознательный ребенок
Особенности детского мышления заинтересовали и Жана Пиаже, первого исследователя в этой области. Интерес к разуму ребенка, вспыхнувший у него во время наблюдения за развитием собственных троих детей, продолжался более 50 лет. Он сделал вывод, что дети — это маленькие ученые, которые начинают изучать мир и экспериментировать с самого момента рождения. Психическое развитие, говорил он, «вырастает» из этого экспериментирования и исследования.
Словарь психолога
Эмоциональный интеллект—
это способность понимать и усваивать знания о чувствах и с помощью чувств. Он включает в себя группу навыков, например: способность мотивировать себя, регулировать свое настроение, контролировать непосредственные импульсы, относиться к окружающим с сочувствием. . __ ____ __
г
Глава 4>- Стадии развития
Само собой разумеется, что младенцы начинают с того, что они могут увидеть, услышать, потрогать, понюхать или попробовать на вкус. С одной стороны, они открывают новые свойства объектов и различные способы действий с ними. Вскоре малыши начинают складывать два и два и понимают, как и для чего можно использовать тот или иной предмет. Сосание лучше всего идет, когда имеется сосок. Грохотать веселее всего погремушкой. Улыбаться хорошо, когда видишь мамино лицо. Этот мысленный план, включающий предмет и подходящее действие, Пиаже назвал схемой.
Как только у ребенка появляется схема «сосать сосок», он может больше не тратить усилия, пытаясь добыть молоко из погремушки или плюшевого медведя. Схемы не только экономят время, они становятся основанием для усвоения других премудростей. В терминах Пиаже эти два процесса называются ассимиляция и аккомодация.
Отбивая закрученные мячи
Жизнь постоянно кидает в нас «закрученные мячи», и нужно как-то с ними справляться. Иногда удается отбить мячик, затрачивая минимум усилий (ассимиляция), а иногда приходится хорошенько поработать, прилаживая наш образ мыслей к существующей реальности (аккомодация). Малыш — чемпион по сосанию груди легко сможет перейти на кормление из бутылочки или чашки. Но питание с помощью ложки — это совершенно другое дело. Пиаже сравнивал ассимиляцию нового опыта с перевариванием пищи. Двое могут съесть одинаковую пищу, но то, насколько организм ее усвоит, зависит от особенностей пищеварительной системы, обмена веществ и так далее. Более того, как поглощение карандашей или грязи не поможет нам вырасти в длину, так и новый опыт, кардинально отличный от существующих схем, психически не «переварится». Такой опыт либо не задерживается в памяти, либо лежит мертвым грузом, не находя себе применения в реальной жизни. Дайте ходунку-двухлетке ваш Микрокалькулятор, и вы увидите звездное исполнение партии ударника (с помощью соответствующей схемы), но вы не научите его арифметике.
Зри в корень
Жизнь, в терминах Пиаже, — это серия ассимиляций и аккомодаций. Дети либо усваивают новую информацию с помощью имеющихся в наличии схем, либо создают новые схемы для информации, резко отличающейся от всего, что было в опыте. Обычно дети намного больше готовы к созданию новых схем, чем более опытные и, как это принято считать, более мудрые взрослые. Именно это качество люди называют «способность смотреть на мир глазами ребенка».
Часть 1> Психологическая перспектива
Характеристики стадий
Жан Пиаже интересовался не только тем, как дети думают, но и тем, что и по чему они думают. Снова и снова он наблюдал, как дети решают задачи, и просил их объяснять ход рассуждения, стоящего за решением. Удивительно, но факт: он заметил, что четырехлетние думают иначе, чем четырнадцатилетние. Кроме того, он обнаружил, что многие четырехлетки одинаково рещают задачи одного типа. Сложив два и два, он предположил, что большинство детей проходит через определенные стадии развития мышления: от конкретного, сосредоточенного на здесь-и-сейчас, к более абстрактному, ориентированному на будущее. В результате своих исследований Пиаже выделил четыре стадии, приблизительно коррелирующие с хронологическим возрастом ребенка:
>• Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
>■ Дооперациональная стадия (2 —7 лет)
>• Стадия конкретных операций (7 — 11 лет)
>■ Стадия формальных операций (после 12 лет)
Сенсомоторная стадия
На сенсомоторнои стадии мысли и действия — это одно и то же. Дети проводят время, экспериментируя со своими возможностями. Они пытаются встроить все окружающие объекты в схемы сосания, катания, бросания, битья и другие категории, которые становятся причиной получения физических и моральных увечий их родителями.
К концу первого года жизни происходит грандиозный скачок в развитии, когда дети начинают понимать постоянство объектов: что предмет существует, даже когда ты не видишь его. Но еще долго продолжается проверка этого факта в бесконечных играх типа: «ку-ку, я здесь!» Основная тема: «что вижу, то и делаю».
Дооперациональная стадия
Для вас и для меня ковшик — это всего лишь кухонная утварь. Все наши творческие усилия, связанные с ним, заключаются лишь в том, чтобы решить, что в нем приготовить. Дайте тот же ковшик дошкольнику, и — алле-оп! — он превращается в соло-гитару «Спайс герлз» или в оружие звездных войн. Дети, находящиеся на этой стадии, имеют потрясающую способность магически превращать обыденные предметы в символы, заменяющие другие предметы, и восстанавливать виденные ими события в игре. Их мышление больше не привязано к событиям и предметам, находящимся здесь и сейчас, но все еще управляется непосредственным восприятием. Для Захари очевидно, что высокий и узкий стакан содержит больше воды, что бы я.там ни говорила.
Глава 4> Стадии развития
Это годы глубокого познавательного эгоцентризма. Если ребенок свалился с кресла, значит, это «плохое кресло», и его надо наказать. Не он сам упал, но что-то свалило его с кресла! Попросите четырехлетнего карапуза пересказать вам точку зрения другого человека — он начнет рассказывать о своих собственных переживаниях и мыслях просто потому, что не имеет когнитивных возможностей понять, как смотрит на вещи другой человек.
Основная тема: «Ты можешь творить чудеса — и чудо может случиться с тобой».
Стадия конкретных операций
К семи годам дети начинают понимать, что внешняя сторона вещей бывает обманчивой. Новый скачок интеллектуального развития — появляется понятие сохранения. До ребенка доходит, что, как бы ни изменялось видимое количество, реальное количество вещества не изменится, пока ничего не отняли и не прибавили.
Решение задач в этом возрасте происходит с помощью так называемых операций — мысленного разворачивания последовательности событий с целью выделения причины и следствия. Спросите велосипедиста десяти лет, что важнее, чтобы ехать, — крыло или цепь, — и ему не понадобится разбирать велосипед, чтобы ответить. Мысленно представив себе местоположение каждой детали, он рассуждает подобным образом: «Цепь связана с педалями, а педали крутят колеса, значит, цепь важна для движения, а крыло — нет».
Основная тема: «Вещи надо понимать буквально».
Формальные операции
Помните игру «20 вопросов», где побеждает тот, кто правильно называет загаданное слово, задав наименьшее число вопросов, на которые можно ответь «да» или «нет»? Для того чтобы преуспеть в этой игре, необходимо иметь формальные операции. Вот почему детям до 12 лет эта игра дается с трудом.
Младшие дети, мыслящие с помощью конкретных операций, ограничиваются узкими, конкретными вопросами. Если было загадано определенное животное, ребенок спросит: «Это собака?», «Это обезьяна?» Человек, достигший стадии формальных операций, будет задавать вопросы типа: «Оно имеет
Словарь психолога
Сохранение— это понимание того, что наше зрение может нас обманывать и что объект не изменится, пока к нему что-то не прибавили или что-то не отняли. Мама в костюме и маске — все равно та же самая мама, которую я узнаю, несмотря ни на что (если, конечно, это не очень хороший костюм).
4 Психология
Часть 1> Психологическая перспектива
мех?», «Оно может летать?» — до того, как выдвинет конкретные предположения. Формальные операции позволяют видеть проблему «с высоты птичьего полета»; на этой стадии появляется возможность в уме моделировать гипотети ческие ситуации. Основная тема: «Мыслить вперёд».
Человеческий компьютер
В области изучения когнитивного развития ведутся споры о том, что важнее в развитии: качество или количество. Жан Пиаже — сторонник качественной i подхода к развитию. Он утверждал, что мышление качественно изменяется
при переходе на следующую стадию. Действительно, ребенок в пять лет, принимающий на веру, что количество воды в стакане зависит от его формы, мыслит принципиально иначе, чем в десять лет, когда его не обманешь трюками с переливанием воды.
Но так ли это? Один из подходов к когнитивному развитию утверждает, что различие в мышлении — всего лишь количественное И пяти-, и десятилетний ребенок производя! одинаковые умственные действия, но у второго для этого больше возможностей. Это информационный подход, который рассматри вает разум ребенка как некое подобие компьютера. Он «скручен из той же проволоки», то есть имеет те же связи, что и у взрослого, но снабжен меньшим объемом памяти.
Модель обработки информации описывает мыслительный процесс следующим образом: механизмы внимания отбирают нужную информацию из окружающей среды, оперативная память позволяет активно обдумывать поступившую информацию, долговременная память удерживает информацию, чтобы ее можно было использовать в будущем. С этой точки зрения когнитивное развитие — не что иное, как постепенное увеличение возможностей оперативной памяти.
Этот подход объясняет неспособность ребенка понять, что количество воды не изменилось при переливании в узкий стакан, не отсутствием необходимых качеств интеллекта. Просто он не может удерживать информацию достаточно долго, чтобы мысленно повторить эксперимент и разрешить загадку. В результате их внимание приковано к тому, что бросается в глаза — к форме стаканов-
Зри в корень
Даже самые маленькие из детей, участвовавших в исследованиях, могли запомнить существенные детали. Проблема заключается в том, что они слишком легко подвергаются внушению. Детская память наиболее надежна в том случае, когда ребенок сам был участником каких-либо событий (как бывает с жертвами насилия) и потом не слышал предположения окружающих о том, как все было «на самом деле».
Л
Глава 4> Стадии развития