Родительский вклад в развитие ребенка

Когда ребенок занят саморазвитием, эмоциональная задача родителей — научиться расслабляться и предоставить своему чаду свободу развиваться своим темпом. Эмоциональная стабильность родителей очень важна, потому что они должны обеспечивать ребенку чувство защищенности и эмоциональной безопасности, необходимое для физического роста ребенка. Вот так физическое и эмоциональное развитие идут рука об руку.

Ваш стиль привязанности

В раннем детстве формируется стиль привязанности — тип взаимоотношений с близкими людьми. Отношения с теми, кто заботился о вас, являются прообразом ваших дальнейших взаимоотношений с людьми. Чтобы понять, как вы обычно строите отношения с окружающими, выберите утверждения, которые относятся к вам:

1. Мне не очень комфортно находиться в близком контакте с людьми; мне трудно полностью довериться им, позволить себе от кого-то зависеть; я начинаю нервничать, когда кто-то приближается ко мне слишком близко; я часто чувствую, что партнер пытается переступить границу, за которую я не хочу никого пускать.

2. Я достаточно легко еближаюсь с другими и не боюсь от кого-то зависеть; я редко беспокоюсь о том, что меня могут отвергнуть или что кто-то ищет со мной слишком близких отношений.

3. Мне кажется, что другие люди не расположены ко мне так, как мне бы того хотелось; часто я беспокоюсь, что партнер не любит меня по-настоящему или не хочет больше быть со мной; иногда я вижу, что люди пугаются, когда я пытаюсь установить с ними более близкий контакт.

Если вы выбрали (1), вы демонстрируете избегающий, ненадежный стиль привязанности. Этот стиль характерен для 25 % людей. 20 % выберут (3), что отражает тревожно-амбивалентный стиль привязанности. А 55 % повезло: они выбрали (2), что указывает на надежные, безопасные отношения с родителями и со всеми людьми.

Эмоциональный рост ч

Посмотрите на ребенка, который учится ходить. Вы являетесь свидетелем не только физического, но и эмоционального развития человека! С самого рождения тело и душа неразрывно связаны.

Глава 3> Яйцо или курица?

Психотреп

В одном эксперименте детенышей обезьян растили в изоляции шесть месяцев, а потом объединили с чуть более молодыми обезьянками, росшими в нормальных условиях. Обезьяны, выросшие в одиночестве, всячески избегали своих новых знакомых, но младшие обе-зьяны-«терапевты» были настойчивы в стремлении установить с ними контакт. Молодые обезьянки, привыкшие к радости общения, постоянно бегали вокруг и цеплялись за социально-неприспособленных обезьян. Через две недели «пациенты» и «терапевты» уже мирно играли вместе, а через шесть месяцев «пациенты» полностью излечились.

Когда ребенок начинает физически познавать окружающий мир, ему необходимы родители для создания чувства безопасности. Снова и снова ходунки отваживаются сделать несколько шагов в Неизведанное и бегут обратно, чтобы убедиться, что папа с мамой рядом. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы помочь, если события будут разворачиваться слишком стремительно. Каковы последствия такого образа действий для развития в целом? Дети, которые не уверены в родителях, не будут исследовать мир.

Изучение детей, воспитывающихся в различных учреждениях для сирот, показывает критическое значение связи «родитель—ребенок» для социального и физического развития. Дети, которые находились в условиях социальной изоляции в первые восемь месяцев жизни, уже не пытаются прибегнуть к взрослому как источнику силы и безопасности. Они не бегут к воспитателю, чтобы прижаться к нему, даже если они напутаны и несчастны. Неудивительно, что подобная социальная неприспособленность ведет к задержкам и в других областях. Так, ребенок не «заводит знакомство» с миром в первый год жизни, а потом наверстать это очень трудно!

К счастью, лишь немногие дети получают травму, оказываясь в изоляции в первые месяцы жизни. Однако никто из нас не может похвастаться идеальными родителями. Связи

Словарь психолога

Нарушение привязанности может привести к серьезной дисгармонии в развитии личности. Хорошим примером последствий нарушения привязанности является призер фестиваля «Ака-деми авард» фильм «Умница Вил Хантинг». К сожалению, в жизни истории отверженных детей не часто кончаются так же благополучно, как в фильме.

Часть 1> Психологическая перспектива

ребенка с родителями непросты и неоднозначны: каждый из нас хотя бы раз в своей жизни сталкивался с тем, что родителей не было на месте, когда они были нам очень нужны. Как это влияет на развитие ребенка?

Психолог Мэри Эйнсворт изучала маленьких детей и их взаимоотношения с близким взрослым (тем, кто берет на себя обязанности по заботе и воспитанию ребенка). Она временно отлучала ребенка от матери и помещала его в новую обстановку. Ей удалось обнаружить три разных стиля привязанности: один надежный и два ненадежных. Каждый из этих стилей привязанности оказывает определенное влияние на процесс физического развития. Эйнсворт установила, что дети с надежным стилем привязанности имеют близкую эмоциональную связь с матерью, дающую им чувство безопасности. В результате они могут выдержать разлуку с матерью и проявляют интерес к новой ситуации. Они имели уверенность, что в случае необходимости они могут позвать на помощь и воссоединиться с мамой, что она их не бросила навсегда.

Дети с ненадежным стилем привязанности, напротив, реагировали на отделение от матери и на новую ситуацию тревогой, избеганием встречи с новыми объектами или амбивалентно. Тревожные и амбивалентные дети искали контакта с близким человеком и были сердиты и напуганы при разлуке с ним. Даже после возвращения мамы такие дети еще долго не могли утешиться.

Другой ненадежный стиль привязанности, избегающий, проявлялся в том, что ребенок, по-видимому, никак не реагировал на уход матери и выказывал мало радости при ее появлении. Доктор Эйнсворт предположила, что такие дети были жертвами долговременного отвержения со стороны тех, кто о нем заботился, и поэтому отчаялись иметь надежного близкого человека. В ответ на пренебрежение и жестокость они создали твердую защитную скорлупу вокруг своего маленького сердца, что, конечно, ненормально и нездорово. В крайних случаях такие дети превращаются в равнодушных взрослых, не умеющих проявлять сочувствие к другим людям.

Природа? Воспитание? И то, и другое!

В некотором отношении мы снова оказались на том же распутье, с которого стартовали в начале главы, — между природой и воспитанием. Но мы узнали много нового, поэтому наше положение наполнилось смыслом. Нелюбимые дети не растут. Медицина может скорректировать влияние «плохих» генов. Интеллектуальные способности даны нам от природы, но успех зависит от. воспитания. Что касается человека, то в нем влияние природы и воспитания неразделимы. Они вместе создают удивительные линии развития ребенка (которые мы обсудим в главе 4 «Стадии развития»), и, наверное, так и должно быть.

Глава 3 > Яйцо или курица?

Наши рекомендации