Разумные методы изучения безумия

Вот основные вехи, на которые ориентируется психология при изучении человека:

>■ скептицизм;

>- отличие собственных оценок и мнений от идей и убеждений;

>■ постановка только тех вопросов, на которые вы сами можете ответить;

>■ результаты исследования должны быть общеизвестны;

>■ результаты могут быть проверены другими людьми.

Наука диктует, какими должны быть гипотезы исследователя, они должны быть объективными и проверяемыми. Но как мы можем решить, какой вопрос задать? Элементарно! Теории, мой дорогой Ватсон, задают возможности постановки гипотез. Теория — это совокупность утверждений, объясняющих или предсказывающих какое-либо явление.

Человек слишком сложное явление, чтобы объяснить его в рамках одной теории. Поэтому в психологии существует масса разнообразных теорий: теории учения и развития ребенка, памяти и психических заболеваний. Теории личности пытаются объяснить, почему люди таковы, каковы они есть; теории развития показывают, как дети становятся взрослыми. То, каким вопросом задастся ученый, зависит от того, что именно он выбрал предметом своего изучения и на основе какой теории он собирается работать.

Часть 1 > Психологическая перспектива

Допустим, мы сделали теоретическое предположение, что душевная болезнь развивается вследствие несчастного детства. Необходимо понять, какое именно несчастное детство ведет к недугу. Или можно попытаться выяснить, в каком возрасте несчастье действует наиболее разрушительно. Далее начинаем выдвигать гипотезы предположения о том, что будет, если наша теория верна. Если мы считаем, что детство наиболее важный фактор, влияющий на последующую жизнь человека, то мы ожидаем, что у тех, кто был заброшенным ребенком, будут проблемы и во взрослой жизни. Чтобы проверить эту гипотезу, проводим исследование с использованием надежных научных методов, подходящих для данного случая. Наиболее распространенные в психологии методы — описательный метод, корреляционное исследование и эксперимент.

Фиксируем, только факты

Для ответа на вопросы «Как часто?», «Сколько?», «Как долго?» лучше всего подходит описательный метод. С его помощью обычно описывают поведение групп или отдельных людей. Например, сколько насилия в среднем видит по телевизору современный ребенок? Или какая часть популяции лечилась от депрессии? Или, если оценивается самоуверенность человека, можно посчитать, сколько раз он высказывается во время собрания.

В поисках связей

Исследования первого типа хороши для описания конкретных явлений, которые мы наблюдаем, но они мало дают для понимания, что все это значит. Интересно узнать, сколько именно насилия видит ребенок на экране телевизора. Но более важным является вопрос о том, влияет ли просмотр таких передач на повышение уровня агрессивности у детей. Корреляционные исследования направлены на выяснение связей между отдельными аспектами человеческого поведения.

Возвращаясь к нашему примеру, предположим, что мы решили изучить связь между насилием на экране и в жизни. Выдвигаем теоретическое утверждение, что есть позитивная связь* ("прим. ред. — когда идет речь о позитивной связи двух событий, речь идет о прямо пропорциональной зависимости между ними, т. е. если «количество» одного события возрастает, то и «количество» второго события возрастает) между просмотром агрессивных телепередач и повышением

Словарь психолога

Теориясовокупность утверждений по данному вопросу. Гипотеза это ответ на вопрос, основанный на теоретических предпосылках; она может быть опровергнута или доказана в результате исследования.

_________ . лиц,;,:.

Глава 1> Психологи говорят о себе

Ловушка для ума

«Нет ничего практичнее хорошей теории!» Качество и надежность исследования во многом зависят от качества той теории, на которой оно основано.

уровня агрессивности детей. Тогда исследовательская гипотеза будет состоять в том, что дети, которые часто видят сцены насилия по телевизору, будут более агрессивны, чем те, которые мало или совсем не смотрят телевизор.

Легко сказать, да трудно сделать. В ходе планирования исследования встает масса проблем. Как измерить агрессивность ребенка? Можно посчитать, сколько раз' учитель отправляет его к директору в течение недели. Но вряд ли это будет объективным критерием агрессивности: ведь каждый учитель руководствуется собственным представлением

о том, за какую выходку следует отправлять к директору. Кроме того, стоит учитывать разную степень лояльности к разным ученикам, родственные связи и даже возможное влияние взяточничества! Все эти факторы могут сделать наши результаты ненадежными. Выходом может стать создание специальной шкалы агрессии, где точно указаны виды и степень выраженности агрессивного поведения. Делать ежедневные отметки на шкале поручается родителям как наиболее близким людям.

Равным образом необходимо определить, что мы будем считать агрессивной телепередачей и как мы будем это измерять. Будем ли мы считать количество эпизодов с насилием во время одного фильма или количество агрессивных фильмов, которые смотрит ребенок? Можно ли считать вопли знаком того, что происходит сцена насилия? Приравняем ли мы «мультики-стрелялки» к прямому репортажу с места военных действий?

Психотреп

Корреляционное исследование позволяет обнаружить связь между двумя явлениями, но ничего не говорит о природе этой связи. Существует множество факторов, влияющих на эту связь. Два явления могут просто одновременно существовать во времени и пространстве, а могут иметь причинно-следственную связь. Поэтому часто за корреляционным исследованием следует эксперимент.

Часть 1> Психологическая перспектива

Так или иначе, измерив оба вида поведения, мы сравниваем результаты. Если дети, смотрящие передачи с насилием, действительно более агрессивны, чем остальные дети, то наша первоначальная теория верна. Если окажется, что они менее агрессивны, придется искать другое объяснение. Тогда, возможно, появится новая гипотеза: фильмы с насилием являются хорошим материалом для отреагирования детского гнева и агрессии, что приводит к снижению их уровня в реальной жизни.

Экспериментальным путем

Самый верный способ обнаружить причинную связь между двумя вещами это изменять одну из них и смотреть, изменится ли другая. То явление, которое экспериментатор может произвольно менять, называется независимая переменная; а то, на которое она влияет, — зависимая переменная. В эксперименте с детьми и агрессивными телепрограммами независимой переменной может быть время просмотра передач детьми. Сначала мы будем разрешать детям смотреть телевизор один час в неделю, потом десять часов, потом сократим время до пяти часов в неделю. Таким образом, варьируя одну переменную, можно зафиксировать изменение другой переменной уровня агрессивности детей. Если это удалось, можно сделать вывод'о том, что первое является причиной, а второе следствием. Экспериментальный метод обладает своими недостатками. Результат может быть неверным из-за действия побочных переменных. Они не относятся к эксперименту, но так или иначе вкрадываются и оказывают влияние на зависимую переменную. Например, побочной переменной могут стать ожидания родителей. Если родители знают, сколько часов их чадо проводит за просмотром агрессивных передач, то они совершенно непреднамеренно будут отмечать на шкале более высокий (или более низкий) уровень агрессивности. Как бы подстраиваясь под экспериментальную гипотезу, они ожидают от ребенка определенного поведения и «получают» его. Можно нейтрализовать действие этого фактора, оставляя родителей в неведении относительно точных условий эксперимента (конечно, предварительно получив от них согласие на это).

Этические вопросы

Во время проведения экспериментов психологи сталкиваются с дилеммой. С одной стороны, соблюдая права человека, они стараются полностью информировать испытуемых об условиях эксперимента. С другой стороны, известно, что ожидания могут исказить результат. В нашем примере с детской агрессивностью необходимо сообщить родителям, что их не проинформируют о точном количестве часов, которые их дети проведут у телевизора. Чтобы исследование состоялось, родители должны добровольно пойти на такие условия.

Глава 1> Психологи говорят о себе

Все психологи-исследователи придерживаются следующих этических принципов:

>• Сообщать испытуемым наиболее полную информацию, насколько это возможно.

>■ Испытуемые должны знать, что могут покинуть эксперимент в любое время.

>■ Использовать все возможности, чтобы не вводить испытуемых в заблуждение.

> Если обман абсолютно необходим, чтобы избежать предубеждений, объяснить испытуемым, что некоторые детали эксперимента будут раскрыты только после завершения сбора данных.

>- После завершения исследования «открывать все карты».

Наши рекомендации