Вопрос №9. Пограничные психические расстройства
Группа психических расстройств, объединяющаяся неспецифическими психопатологическими проявлениями невротического уровня. В их возникновении и декомпенсации основное место занимают психогенные факторы.
Наиболее общие признаки пограничных состояний:
- преобладание психопатологических проявлений невротического уровня на всем протяжении заболевания, формирующих непсихотические психические нарушения;
- взаимосвязь собственно психических расстройств с вегетативными дисфункциями, нарушениями ночного сна и соматическими заболеваниями;
- ведущая роль психогенных факторов в возникновении и декомпенсации болезненных нарушений;
- «органическая предиспозиция» развития и декомпенсации болезненных нарушений;
- взаимосвязь болезненных расстройств с личностно-типологическими особенностями больного;
- сохранение, в большинстве случаев, больным критического отношения к своему состоянию и основным патологическим проявлениям.
При пограничных состояниях отсутствуют психотическая симптоматика, прогредиентно нарастающее слабоумие и личностные изменения, свойственные эндогенным психическим заболеваниям (шизофрения, эпилепсия).Пограничные психические нарушения могут возникать остро или развиваться постепенно, ограничиваться кратковременной реакцией, относительно продолжительным состоянием или принимать хроническое течение..
Пограничные формы психических расстройств - невротические реакции, реактивные состояния (не психозы), неврозы, патологические развития личности, психопатии, а также широкий круг неврозо- и психопатоподобных проявлений при соматических, неврологических и других заболеваниях.
В число пограничных состояний обычно не включают эндогенные психические заболевания (в т.ч. вялотекущую шизофрению), на определенных этапах развития которых преобладают и даже определяют их клиническое течение неврозо- и психопатоподобные расстройства, в значительной мере имитирующие основные формы и варианты собственно пограничных состояний.
И при невротических, и при неврозоподобных расстройствах имеются достаточно выраженные и оформившиеся клинические проявления, позволяющие дифференцировать их в рамках определенных болезненных (нозологических) состояний. При этом учитывают, во-первых, начало заболевания (когда возникли невроз или неврозоподобное состояние), наличие или отсутствие его связи с психогенией или соматогенией; во-вторых, стабильность психопатологических проявлений, их взаимосвязь с личностно-типологическими особенностями.
К числу основных пограничных психических расстройств, в соответствии с МКБ−10, относят:
реакции:
1. реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43), в т.ч.:
1.1. острая реакция на стресс (F43.0);
1.2. расстройство приспособительных реакций (F43.2);
состояния:
1. соматоформные расстройства (F45.0)
1. синдром хронической усталости (DSMIVR);
2. посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1);
3. социально-стрессовое расстройство (в МКБ−10 не выделяется);
4. неврастения (F48.0);
5. расстройства приема пищи (F50);
6. расстройства сна неорганической природы (F51);
7. сексуальные расстройства (дисфункции), не обусловленные органическими нарушениями или болезнями
8. фобические тревожные расстройства (F40)
9. тревожные расстройства (F41
10. обсессивно-компульсивное расстройство (F42), в т.ч.:
развития:
1. стойкие изменения личности, не связанные с повреждением или болезнью головного мозга (F62), в т.ч.:
1.1. стойкое изменение личности после пережитой катастрофы (F62.0),
1.2. невротическое развитие,
1.3. патохарактерологическое развитие,
1.4. психосоматическое развитие.
Так В.Я. Семке выделил четыре группы пограничных состояний:
1. невротические,
2. неврозоподобные,
3. патохарактерологические,
4. психопатоподобные.
Для пограничных психических расстройств характерны подвижные переходы между нормой и патологией; подвижные границы между отдельными формами внутри группы пограничных состояний; а также подвижные взаимосвязи биологических и социальных факторов в патогенезе пограничных состояний.
При пограничных психических расстройствах преобладают эмоциональные расстройства с парциальными психическими расстройствами, которые взаимосвязаны с вегетативными дисфункциями со стороны различных органов и систем (соматическими проявлениями) и с нарушениями сна. Изменения в эмоциональной сфере характеризуются аффективной неустойчивостью, повышенной раздражительностью, эпизодами слабо выраженного психомоторного возбуждения..
Вопрос № 10. Дизонтогенез
Дизонтогенез - это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза (расстройства, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма, несоответствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам).
Термин «дизонтогения» впервые использован Й. Швальбев 1927 году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
факторы: 1.генетические, внутриутробные наруш.; 2.патология родов; 3.интоксикации; 4.органические повреждения; 5.травмы; 6.вредные экологич. воздействия; 7.недоедание; 8.депривация; 9.педагогич. запущенность; 10.неблагоприятные условиявоспитания и др.
Механизмы нарушений описываются в следующих терминах: 1.регресс (возврат функции на более ранний этап возрастного развития); 2.распад(выпадение функции); 3.изоляция и фиксация функции (нарушение ее взаимодействия с другими психическими функциями и невключение ее в сложные системы иерархических связей).
механизмы формируют различные типы нарушений: 1.ретардации - незавершенности отдельных периодов развития; 2.патологической акселерации - чрезвычайно раннего развития отдельных психических функций;
3.сочетания ретардации и акселерации разных психических функций.
Конкретные виды дизонтогенеза зависят от ряда факторов: функциональной локализации нарушения; времени поражения; взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом; наличия нарушений межфункциональных взаимодействий.
К конкретным видам и формам дизонтогенеза относят: 1.олигофрении; 2.различ. варианты клинического инфантилизма, замедления темпа психического развития; 3.аутизм; 4.психопатии; 5.нарушения психического развития, обусловленные сенсорным дефицитом; 6.неспособность к обучению, к которой относят трудности при овладении чтением, письмом, счетом.
для обозначения различных типов дизонтогенеза часто используются термины «задержки психического развития», «аномалии развития».