Абортивые истерические психозы
Сравнительно редкую группу реактивных психотических состояний у детей и подростков составляют АБОРТИВЫЕ ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ. Чаще они встречаются у подростков, проявляются в форме кратковременных эпизодов сумеречного помрачения сознания или состояний аффективно-суженного сознания со своеобразными, грезоподобными переживаниями, близкими к онейроидным. Переживания периода измененного сознания обычно либо связаны с психотравмирующей ситуацией, в том числе, не только актуальной, относящейся к данному отрезку времени, но и перенесенной в прошлом, либо отражают гиперкомпенсаторные фантазии, связанные с сильным желанием уйти от травмирующей ситуации, перенестись в мир грез.
Рудиментарные истерические психозы могут выступать так же в форме кратковременных состояний пуэрилизма и псевдодеменции. При пуэрилизме дети или подростки ведут себя как младенцы: картавят, переходят на лепетную речь, просят, чтобы их кормили с ложечки, «взяли на ручки», приласкали. Состояния псевдодеменции характеризуются тем, что ребенок или подросток, как бы «глупеет», «не понимает», самых простых вопросов, «не знает», где расположены у него, те или иные части тела, например, не может показать рот, или нос, глаза, «не помнит», сколько у него пальцев, вместо речи пользуется жестами.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОДОБНЫХ СОСТОЯНИЙ ОБЫЧНО БЫВАЕТ СЯЗАНО С НЕОСОЗНАННЫМ ИЛИ ЧАСТИЧНО ОСОЗНАННЫМ СТРЕМЛЕНИЕМ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ СТРАХА НАКАЗАНИЯ ЗА СЕРЬЕЗНЫЙ ПОСТУПОК ИЛИ ЖЕ С РЕАКЦИЕЙ ГИПЕРКОМПЕНСАЦИИ ПРИ НЕДОСТАТКЕ ЛАСКИ И ВНИМАНИЯ К РЕБЕНКУ. В ПРОИСХОЖДЕНИИ АБОРТИВНЫХ ИСТЕРИЧЕСКИХ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВАЖНАЯ РОЛЬ ПРИНАДЛЕЖИТ НАЛИЧИЮ ИСТЕРОИДНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ.
Так же сравнительно редкой формой реактивных психотических состояний, наблюдается практически у старших подростков, (т.е после 14-15 лет), является ПСИХОТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ РЕАКТИВНОЙ ДЕПРЕССИИ.
Возникновение реактивной депрессии связано с действием кратковременных сильных психотравмирующих факторов. Наиболее типичны ситуации смерти или тяжелой болезни близких.
Болезненное состояние развивается не сразу, психотравмирующая ситуация полностью осознается и перерабатывается личностью. Основными психопатологическими компонентами являются аффект тоски, чаще глубокой, переживание неразрешимости сложившейся ситуации, потери перспективы, отчаяние, суицидальные мысли и попытки.
СВОЙСТВЕННЫЕ ВЗРОСЛЫМ ПРИ ПСИХОТИЧЕСКОЙ РЕАКТИВНОЙ ДЕПРЕСИИ ИДЕИ САМООБВИНЕНИЯ, САМОУНИЧНОЖЕНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ РЕДКО.
Характерны замкнутость, двигательная заторможенность, малоподвижное лицо с выражением застывшей грусти, тихая, недостаточно модулированная речь, снижение интеллектуальной работоспособности. В начальном периоде психотического варианта реактивной депрессии у подростков (чаще девочек), возможно возникновение психогенных обманов восприятия в виде галлюцинаций, связанных с психотравмирующей ситуацией.
В связи с выраженностью депрессивного аффекта и возможностью суицидальных попыток, подростки, с психотическим вариантом реактивных депрессий, нуждаются в экстренном помещении в психиатрически стационар.
Исход реактивной депрессии у подростков в большинстве случаев благоприятный, она редко приобретает затяжное течение. Тем, не менее, в отдельных случаях, особенно при продолжающейся психотравмирующей ситуации наслоение новых психических травм, а так же к подростков с акцентуацией характера, возможно затяжное течение реактивных депрессий с переходом с постреактивное патологическое формирование (развитие) личности. При психотическом варианте реактивной депрессии подобный неблагоприятный исход, встречается чаще, чем при непсихотическом (невротическом) варианте.
РЕАКТИВНЫЙ ПАРАНОИД
Самая редкая форма психогенных психотических состояний у детей и подростков.
По данным Е.Е. Сканави (1962), реактивный параноид в детском возрасте возникает в основном лишь в чрезвычайных психотравмирующих условиях, создающих состояние постоянного и длительного эмоционального напряжения, страха и тревоги. Такие условия характерны для военного времени. Поэтому в годы Великой Отечественной Войны преимущественно встречались подобные случаи. Содержание реактивных параноидов сводится к отрывочным, бредовым идеям преследования, отношения, отравления, бредовой настроенности и бредовому толкованию действий окружающих, эпизодическим зрительным и вербальным иллюзиям, а иногда к одиночным галлюцинациям. Все эти нарушения наблюдаются на фоне общего возбуждения с выраженными аффектами страха и тревоги. На высоте острого состояния, нередко отмечается неясное сознание, с последующим неполным воспоминанием о происходивших событиях.
Е.Е Сканави (1962) ВЫДЕЛЯЕТ ДВА ВАРИАНТА РЕАКТИВНЫХ ПАРАНОИДОВ у детей и подростков:
Более очерченные состояния психогенного параноида наблюдаются в пубертатном возрасте и препубертатном возрасте. Рудиментарные параноидные состояния с преобладанием страхов сверхценного содержания над собственно бредовыми идеями возможны изредка у детей младшего школьного возраста. Как и у взрослых, острые психогенные параноиды у детей и подростков, как правило, возникают по типу «РЕАКЦИЙ ИЗМЕНЕННО ПОЧВЫ» ( в понимании Г. С. Жислина 1956).
К числу фактов «измененной почвы», способствующих возникновению параноидных реакций, относятся остаточные явления органического поражения головного мозга, соматическая ослабленность, длительное переутомление и недосыпание, отставание в интеллектуальном развитии.
«ИНДУЦИРОВАННЫЕ ПСИХОЗ» или «ИНДУЦИРОВАННОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО»
Особое место среди реактивных психотических состояний у детей и подростков занимают изредка встречающиеся случаи «индуцированного психоза», или так называемое «индуцированное помешательства», согласно французским авторам (Ch. Lasegue. J Falret 1873. G. Lehman 1883, Яковенко 1887 цит. по М. В. Коркиной и Н. Г. Шумскому 1978).
ЭТО ПСИХОГЕННЫЕ ПСИХОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ВОЗНИКШИЕ У ДО ТОГО ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУШЕВНО БОЛЬНЫХ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ С НИМИ В ТЕСНОМ ОБЩЕНИИ. У детей и подростков источником индуцированных психических расстройств обычно являются душевно больные родители. В центре болезненных переживаний в этом случае находятся бредовые идеи преследования, отравления, воздействия, ФАБУЛА КОТОРЫХ, ПОВТОРЯЕТ БРЕДОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, но отличаются отсутствием систематизации и меньшей разработанностью.
Наряду с этим отмечается страх, пониженное настроение, эпизодические иллюзии и галлюцинации. Изоляция детей и подростков от психически больных родителей быстро ведет к исчезновению психических расстройств.
ПРИМЕР ИЗ РЕАЛЬНОГО СЛУЧАЯ:
Девочка 11 лет, ученица 5-го класса, находилась под наблюдением психиатров. Девочка была впечатлительна, внушаема, у нее возникло параноидное состояние вскоре после того, как её матери случилось возникновение бредового приступа шизофрении.
Девочка, как и мать, стала считать, что за «ними следит шайка бандитов, с целью проиграть их обеих в карты». Среди прохожих на улице стала замечать людей, «принадлежавших к этой шайке». Ездила вместе с матерью по городу, «для проверки того, кто и каким образом следит за ними». Заявляла, что «шайка имеет две машины – черные, Волги», называла номера этих машин. Утверждала, что « по-вечерам, ночью машины стоят приблизительно от их дома, чтобы они не могли никуда убежать», «что свет фар от этих машин время от времени светит в окна их квартиры». Вместе с матерью, девочка писала письма в милицию с жалобами на «преследователей». После стационирования матери бредовые высказывания у девочки быстро исчезли, однако критика к болезненным переживаниям появилась лишь спустя несколько недель под влиянием разубеждений и была неполной эта критика.
НЕВРОЗЫ И НЕВРОТИЧЕСКИ ФОРМЫ РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ:
Неврозы и невротические формы реактивных состояний – наиболее распространенная группа психогенных заболеваний. Проявления их у детей отличаются большим своеобразием. Незавершенность, рудиментарность симптоматики, преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств, отсутствие личностного переживания, связанного с их наличием, возникновение их в виде непосредственной реакции без глубокой переработки – все эти особенности объясняют преобладание невротических реакций «моносимптомного» характера, и относительную редкость очерченных форм общих неврозов («психоневрозов»), в детском возрасте. Последние практически встречаются лишь начиная с 10-12 летнего возраста. В тоже время в пубертатном возрасте общие неврозы становятся преобладающими формами психогенных заболеваний, нередко приобретают тенденцию к затяжному течению и к переходу в невротическое формирование (развитие) личности.
НЕВРОЗЫ СТРАХА
Склонность к возникновению страха – типичная особенность не только психогенных заболеваний, но и других форм патологии в детском возрасте. Однако только в группе психогенных заболеваний можно выделить самостоятельные клинические формы, при которых страхи являются основными проявлениями на всем протяжении заболевания и их наличие определяет все поведение ребенка или подростка. Эти формы получили условное название невроза страха (S. Freud 1895). Хотя первые описания реактивных состояний с преобладанием страхов, относят к концу 19 века, клинико-нозологическое положение их до настоящего времени остается спорным. Большинство психиатров выделяют невроз страха как самостоятельную форму психогенных заболеваний (В. А. Гитляровский, (1942), Г.Е Сухарева 1959), М.А. Свядощ (1971), K. Jaspers (1946) L. Kalner 1966).
Однако вместе с тем, отдельные авторы отрицают самостоятельность невроза страха, относя реактивные страхи к проявлениям невроза навязчивостей, неврастении и другим психогениям.
ПРИЧИННЫМИ ФАКТОРАМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЗОВ СТРАХА МОГУТ БЫТЬ ШОКОВЫЕ И СУБШОКОВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ТРАВМЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОСТРЫЙ ИСПУГ, ТАК И ЗАТЯЖНЫЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ (длительная разлука с близкими, затяжная болезнь родителей).
В этиологии невроза страхов немалая роль принадлежит так же некоторым внутренним факторам (тревожно-мнительные черты характера и проявление психического инфантилизма в виде повышенной впечатлительности и внушаемости) и внутренним факторам (неправильное воспитание типа гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребенка). Патогенетические механизмы невроза страха связывают с возникновением функциональных патологических очагов инертного возбуждения («больных пунктов» по И.П. Павлову) и индукционным растормаживанием следовой пассивно-оборонительной реакции при наличии тормозного состояния коры.
Психопатологическую основу невроза страха составляет синдром сверхценных страхов, включающий предметные страхи, содержание которых связано с психотравмирующей ситуацией, тревогу и различные сенсопатические симптомы (сенестопатии, иллюзии, иногда –галлюцинации).
Содержание сверхценных страхов зависит не только от характера психотравмирующей ситуации, но и от возраста. У детей преддошкольного и дошкольного возрастов преобладают страхи животных, персонажей из сказок, кинофильмов, или придуманных родителями с целью устрашения детей, («черный дядька». «старик», «милиционер»)
В дошкольном и нередко младшешкольном возрасте нередко наблюдаются страхи темноты, одиночества, разлуки с родителями. В пубертатном и препубертатном возрасте тематика страхов в основном связана с мыслями и представлениями о белезни, о смерти, сами страхи часто приобретают характер ипохондрических сверхценных опасений.
У детей преддошкольного и дошкольного возраста реактивные страхи чаще возникают во-втором периоде аффективно-шоковой реакции, связанной с сильным испугом.
Г.Е. Сухарева (1959) выделяет неврозы страха, развившиеся на основе аффективно-шоковой реакции в особый вариант, обозначаемый как «невроз испуга». У детей школьного возраста и подростков невроз страха значительно чаще развивается под влиянием затяжных психотравмирующих ситуаций (болезни родителей, долгая разлука с родителями).
Для клиники заболеваний характерна приступообразность страхов.
Приступ страхов продолжается от 10 - 15 минут, до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенестопатиями, включает более или менее выраженное двигательное беспокойство и различные сомато-вегетативные расстройства: потливость, затрудненное дыхание, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.
Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затрудненное глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжелого заболевания, неминуемой смерти, мечутся, требуют немедленно вызвать врача».
На высоте приступа они с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, тем не менее стремятся быть ближе к медицинскому персоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.
Нередко тревожные опасения распространяются и на близких – дети говорят о возможной болезни и смерти родителей.
Больные отличаются повышенной внушаемостью в отношении всего, что касается их здоровья. После окончания приступа страхов появляется частичное критическое отношение к недавним мыслям и опасениям.
ОДНАКО, В ОТЛИЧИЕ ОТ БОЛЬНЫХ С НАВЯЗЧИВЫМИ ИПОХОНДРИЧЕСКИМИ СТРАХАМИ, У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НЕВРОЗОМ СТРАХА НЕ ТОЛЬКО В ПЕРИОД ПРИСТУПА, НО И ВНЕ ЕГО ОТСУТСТВУЕТ СОЗНАНИЕ ЧУЖДОСТИ, БОЛЕЗНЕННОСТИ СТРАХОВ, И АКТИВНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ИХ ПРЕОДОЛЕНИЮ.
Исследования Н.С Жуковской (1972), проведенные в клинике, свидетельствуют о двух типах динамики невроза страха:
- КРАТКОВРЕМЕННОМ
- ЗАТЯЖНОМ
КРАТКОВРЕМЕННЫЙ ТИП ДИНАМИКИ, КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЕТСЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА, А ТАК ЖЕ ПРИ ОСТУТСТВИИ «ИЗМЕНЧИВОЙ ПОЧВЫ», ОТЛИЧАЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ТЕЧЕНИЯ (до 3-4 недель), ПРОСТОТОЙ ИЛИ ДАЖЕ МОНОСИМПТОМНОСТЬЮ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ В ОСНОВНОМ ИСЧЕРПЫВАЮТСЯ ПРИСТУПАМИ СТРАХОВ. Вне приступов психическое состояние детей меняется мало, они стремятся к обществу сверстников и близких, в присутствии которых чувствуют себя более уверенными. При данном типе динамики страхи исчезают относительно быстро, но у некоторых детей на протяжении периода от 1,1/2 до 3 месяцев после ликвидации стразов отмечаются относительно невыраженные нарушения поведения в виде двигательной расторможенности, суетливости, раздражительности. Однако и в этих случаях наступает полное выздоровление.
Затяжной тип динамики, который наблюдается преимущественно у детей школьного возраста и подростков, характеризуется значительно более длительным течением (от нескольких месяцев до 2-3 лет), более сложной клинической картиной и чаще определенной этапностью. У большинства больных с данным видом типом динамики заболевание начинается остро и подостро (в том числе после аффективно-шоковой реакции).
- на первом этапе (острой и подострой анксиозной реакции) клинические проявления, как у больных с кратковременным типом течения, в основном ограничиваются приступами страхов, тревоги, сопровождающихся сенестопатиями и соматовегетативными расстройствами.