Приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка.

2 ГРУППА СИНДРОМОВ «СВЕРХЦЕНЫХ ИНТЕРЕСОВ И УВЛЕЧЕНИЙ

ЭТУ ГРУППУ СОСТАВЛЯЮТ ТЕ ФОРМЫ, ПРИ КОТОРЫХ ВЕДУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРУКТУРЕ СИНДРОМА ПРИНАДЛЕЖИТ АФФЕКТИВНО-ЗАРЯЖЕННОМУ СТРЕМЛЕНИЮ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПИРАЮЩЕЙСЯ НА БОЛЕЗНЕННО УСИЛЕННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ.

приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

Сюда можно отнести усиленное занятие мало распространенным и практически не используемым в повседневной жизни иностранным языком, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений с целью достижения определенного физического совершенства (пример: один из наблюдавшихся подростков ежедневно подолгу держал гирю в 2 кг поочередно в каждой руке для «укрепления связочного аппарата рук»).

Сюда же относится и так называемое «запойное чтение», упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (пример: коллекционирование косточек от различных плодов, испражнение разных животных, гвоздей разных форм и размеров), составление каталогов (названий улиц, маршрутов,

разных видов транспорта, терминов из определенных областей знаний или искусств) и многие другие увлечения.

К ДАННОЙ ГРУППЕ РАССТРОЙСТВ ПОДХОДИТ ОБОЗНАЧЕНИЕ, СВЕРХЦЕННЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ, чем СВЕРХЦЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ, Р.А. Наджарова ПРЕДЛОЖИЛА ТЕРМИН «СТРАННЫЕ УВЛЕЧЕНИЯ».

ПРИМЕРЫ: «СВЕРХЦЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ И УВЛЕЧЕНИЙ», КОТОРЫЕ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ ВЫШЕ, КОТОРЫЕ БЫЛИ КОНКРЕТЕЗИРОВАННЫ «ПО СОДЕРЖАНИЮ» И «ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ ПОДРОСТКОВ» - ВЕСЬМА БЛИЗКИ К СВЕРХЦЕННОМУ ПАТОЛОГИЧЕСКОМУ ФАНТАЗИРОВАНИЮ И НЕКОТОРЫМ ВИДАМ СВЕРХЦЕННОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.

приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

В конце 19, начале 20 века, были расширены представления о психопатологии этих явлений и, что весьма важно, показана их СВЯЗЬ С БОЛЕЗНЕННО ЗАОСТРЕННЫМИ ЧЕРТАМИ ПУБЕРТАТНГОЙ ПСИХИКИ.(H. Schule 1880, B. Morel 1880, V. Magnan 1897, K. Birnbaum 1906, W. Strohmayer 1913 и др., цит. по Л. Б. Дубницкому 1977).

Важным этапом в изучении психопатологии описываемых нарушений явилось исследование Th. Ziehen (1924) который объединил до того, разрозненные расстройства, проявлявшиеся односторонними абстрактными увлечениями, под общим названием «метафизическая (или филисофическая) интоксикация», обосновал значение механизма сверхценности как психопатологической основы этой группы расстройств и еще раз показал роль болезненно заостренных черт пубертатной психики в их происхождении.

приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

ПРОТИВ ЭТОГО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ:

1) С ОДНОЙ СТОРОНЫ: преимущественное возникновение явлений «метафизической интоксикации» и других сверхценных интересов и увлечений в пубертатном возрасте (обычно в интервале от 11 до 17 лет по Данным Л.Б. Дубницкого 1977).

2) С ДРУГОЙ: возможность появления расстройств, относящихся к «метафизической интоксикации» не только при шизофрении, но и в рамках других нозологических форм, прежде всего при психопатиях шизоидного круга.

приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

Не смотря на долгую историю изучения описываемых расстройств, психопатология и типология этих расстройств разработаны мало и преимущественно только в рамках шизофрении пубертатного возраста. Л.Б. Дубницкий описывает классический вариант метафизической интоксикации, наиболее близкий к проявлениям заостренной пубертатной психики, аффективный вариант, характеризующийся выраженной аффективной заряженностью переживаний и большей активностью больных в реализации сверхценных интересов, аутистический вариант и, наконец, упомянутый выше вариант с преобладанием компонента влечений.

Первый вариант рассматривается как проявление пубертатной декомпенсации при шизоидной психопатии, а три других названных варианта – в рамках шизофрении.

ДИНАМИКА СИНДРОМОВ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗЛИЧНОЙ:

  • В ОДНИХ СЛУЧАЯХ ОН МОЖЕТ НОСИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО СТОЙКИЙ ХАРАКТЕР С МАЛО МЕНЯЩЕЙСЯ ТЕМАТИКОЙ.
  • В ДРУГОЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ ЭПИЗОДИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ С ИЗМЕНЧИВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.

Однако, как правило, длительность существования даже более стабильных состояний со сверхценными интересами и увлечениями не выходит за пределы юношеского возраста. Верхняя возрастная граница состояний «метафизической интоксикации» по данным Л.Б. Дубницкого составляет 25 лет.

СИНДРОМЫ ОДНОСТОРОННИХ СВЕРХЦЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ И УВЛЕЧЕНИЙ (ВКЛЮЧАЯ СИНДРОМ «МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИИ») ОПИСЫВАЮТСЯ В ОСНОВНОМ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ ПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА, В ЧАСТНОСТИ ПРИ ОТНОСИТЕЛЬНО БЛАГОПРИЯТНЫХ ВАРИАНТАХ «ЯДЕРНОЙ» ШИЗОФРЕНИИ, ВЯЛОТЕКУЩЕЙ И ЮНОШЕСКОЙ ШУБООБРАЗНОЙ, А ТАК ЖЕ В ИНИЦИАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПАРАНОИДНОЙ ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ.

Значительно реже они упоминаются в литературе как проявление декомпенсации психопатических личностей шизоидного круга. В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения отличаются более выраженным аутистическим характером, вычурностью, «заумность», схематизмом, сочетается с резонерством, неологизмами.

ПРИМЕР:

Больной Денис (16 лет), занимался разработкой нового раздела науки – «СЕКТОРИАЛЬНОЙ ЛОГИКИ И АНТИЛОГИКИ».

Больной Артур, разрабатывал философскую систему «ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ», в которой один из элементов назван термином «КВАЗИКОНТРААНТИКОНТРАНЕЭРОТИКА».

Кроме того, основному синдрому нередко способствует рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а так же негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности к учебе.

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПИСЫВАЕМЫХ РАССТРОЙСТВ В РАМКАХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ, В ЧАСТНОСТИ, ПРИ ФОРМИРУЮЩИХСЯ ПСИХОПАТИЯХ, СВЕРХЦЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И УВЛЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БОЛЕЕ ПОНЯТНЫ В ПЛАНЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, В ЧАСТНОСТИ ИМЕЮТ ХАРАКТЕР ГИПЕРКОМПЕНСАТОРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПРЕОДОЛЕВАНИЮ ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, ЧУВСТВА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ИМЕЮЩЕГОСЯ У МНОГИХ ПОДРОСТКОВ С ШИЗОИДНОЙ ПСИХОПАТИЕЙ, СОДЕРЖАТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА, МОГУТ ИМЕТЬ НЕКОТОРЫЕ ПРОДУКТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ НЕ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ВЫРАЖЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ.

Глава 4. ПСИХОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ И ОБЩИЕ НЕВРОЗЫ).

К психогенным заболеваниям (психогениям) относят группу болезненных состояний, причинно связанных с действием психотравмирующей факторов, т.е таких, при которых психическая травма определяет не только возникновение, но так же симптоматику и течение заболевания.

приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

 
  приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru

       
  приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru
 
    приведенное наблюдение наглядно показывает неадекватность термина «метафизическая (философическая) интоксикация» содержанию интересов у данного подростка. - student2.ru


Наши рекомендации