Приспособление, или адаптация, к силе раздражения обеспечивает нормальную работу анализаторов при самых различных условиях окружающей среды.

Тренировка анализаторов. У новорожденных, даже недоношенных, можно вызвать рефлексы при раздражении периферических отделов всех анализаторов. Такие же рефлексы наблюдаются и у младенцев, родившихся без больших полушарий. Следовательно, анализ раздражении у новорожденных осуществляется лишь периферическим отделом анализаторов и их проводящими путями, без участия коры больших полушарий.

Установлено, однако, что с первых же дней жизни клетки коры могут приходить в состояние возбуждения. Их неучастие в анализе раздражении объясняется отсутствием условных связей, без которых, разумеется, невозможен корковый анализ. Он появляется и становится все более тонким и точным по мере образования новых положительных и отрицательных условных связей. Так, когда ребенок начинает постигать грамоту, в коре его больших полушарий появляются условные связи между начертанием букв и соответствующими речевыми звуками, а затем между комбинациями букв и произносимыми словами. Нужна длительная тренировка, чтобы эти связи стали прочными и хорошо дифференцированными, чтобы ребенок научился читать.

Тонкое различение цветов, запахов, звуков и других раздражителей также требует длительной тренировки, в результате которой образуются соответствующие навыки. Тренировка анализаторов резко увеличивает их функциональные возможности.

Кожный анализатор

Значение кожного анализатора. Рецепторы, расположенные в коже, дают возможность осязать, т. е. ощущать воздействие на кожу раздражителей внешней среды. Через рецепторы кожи человек получает представление о плотности и упругости тел, их поверхности (гладкость, шершавость и проч.), форме, температуре. Тем самым кожный анализатор играет существенную роль в познании внешнего мира. У людей, лишенных зрения, он приобретает особое значение, в известной степени заменяя недостающий анализатор. Не менее велико значение кожного анализатора как источника рефлекторных реакций, особенно оборонительных, предохраняющих организм от повреждений и вредных воздействий.

Кожная чувствительность. Осторожное прикосновение к различным точкам кожи тыльной стороны запястья острым концом булавки вызывает в одних пунктах слабое, но отчетливое ощущение боли (укола), в других—прикосновения, реже—холода и очень редко — тепла. Соответственно различают четыре вида кожнои чувствительности: болевую, тактильную, холодовую и тепловую (рис. 36).

Раздельное существование видов чувствительности подтверждается отсутствием некоторых из них в отдельных участках кожи, а также частичным нарушением чувствительности при заболева­ниях или при воздействии на кожу определенных химических веществ. Так, новокаин, применяемый при операциях для обезболивания небольшого участка кожи, вызывает в первую очередь потерю чувствительности к холоду, а несколько позднее к боли, снижение чувствительности к теплу при полном сохранении чувствительности к прикосновению: больной в момент разрезания кожи ощущает не боль, а прикосновение ножа хирурга.

В различных участках кожи пороги ощущения неодинаковы. Так, порог тактильного ощущения для кожи кончика носа и ладонной стороны ногтевой фаланги пальцев кисти в 10—15 раз мень­ше, чем для кожи спины и живота. Большое значение имеет величина раздражаемой поверхности кожи. Например, интенсивность ощущения тепла или холода тем выше, чем большая поверхность кожи погружена в теплую или холодную воду.

Одновременное прикосновение к двум соседним точкам кожи в зависимости от расстояния между ними вызывает ощущение либо одного, либо двух раздельных прикосновений. По наименьшему расстоянию, при котором два одновременных прикосновения ощущаются раздельно, судят о пороге пространственного различения тактильных раздражении. Он также неодинаков в разных участках тела. Если раздвинутыми на 40—50 мм ножками циркуля прикос­нуться к коже спины, то получается ощущение не двух, а одного прикосновения. Лишь при большем расстоянии между ножками циркуля можно получить два раздельных ощущения. В разных местах кожи предплечья ощущение двух прикосновений получается при минимальном расстоянии между ними в 25—40 мм. На кончиках пальцев и языка даже при расстоянии между ножками циркуля в 1—2 мм ощущаются два раздельных прикосновения. ft Адаптация к раздражению. Кожные рецепторы проявляют •резко выраженную адаптацию к непрерывно длящемуся раздражению. Если положить на кожу ладони копеечную монету, то ощущение ее присутствия быстро слабеет. А через несколько секунд совсем исчезает.

Частичная адаптация к изменению температуры легко обнаруживается, если правую руку опустить в воду, охлажденную до +15°, а левую—в воду, нагретую до +40, +45°; последующее опускание обеих рук в воду, имеющую температуру +30°, вызывает ощущение, что правая рука, адаптированная к холоду, находится в теплой воде, а левая, адаптированная к теплу,— в холодной.

Корковый отдел кожного анализатора. Корковый отдел кожного анализатора в основном расположен по заднему краю центральной борозды. Каждому участку кожи соответствует опре­деленный участок коры больших полушарий, причем участки, получающие импульсы с кожи туловища, бедра, голени, плеча, предплечья, относительно очень малы, тогда как те, в которые посту-* пают импульсы с кожи головы, кисти и стопы, наоборот, занимают большое пространство (рис. 37). Особенно велика площадь участков, связанных с кожей большого пальца кисти и губ.

Обычно раздражения, воспринимаемые кожей, действуют на разные виды рецепторов, иными словами, носят комплексный характер. В коре больших полушарий импульсы, взаимодействуя, приводят к появлению единого обобщенного ощущения, которое в значительной степени зависит от соотношения силы раздражения ' отдельных видов рецепторов. Так, болевые ощущения снижаются, если сильно раздражать тактильные рецепторы, например, потирая руками ушибленное место.

Внутренние анализаторы

Информация о собственном теле. Во всех органах существуют различные рецепторы, чувствительные к определенным химическим изменениям, к давлению, растяжению, изменению температуры или к действию других видов раздражителей. Информация, получаемая с эгих рецепторов, способствует поддержанию нормальной деятельности организма, и прежде всего обеспечивает саморегуляцию систем органов, приводя к так называемым собственным рефлексам, т. е. реакциям той системы органов, которая подверглась раздражению.

Собственные рефлексы могут протекать и без участия коры больших полушарий. Поскольку, однако, информация всегда поступает и в корковые отделы анализаторов, эти рефлексы могут быть не только безусловными, но и условными.

Двигательный анализатор. Рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах, сигнализируют о степени сокращения или расслабления каждой мышцы и всего двигательного аппарата в целом, а тем самым о положении в пространстве любой части тела. Без такой информации не может быть осуществлен ни один двигательный акт. Центральный отдел двигательного анализатора находится в коре больших полушарий впереди от центральной бо­розды.

В'организме даже при отсутствии движений все мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Это напряжение, называемое мышечным тонусом, поддерживается импульсами, поступающими из центральной нервной системы. Оно исчезает при нарушении связи мышцы с мозгом. Во время каждого движения

Наши рекомендации