Двадцать способов утихомирить разбушевавшегося ребенка
Мама и автор статей о различных моментах жизни ребенка Ю.Луговская предлагает следующие нехитрые приемы, которые помогут вам на какое-то время занять вашего ребенка, отвлечь его внимание, переключить его на другой вид деятельности, одним словом – утихомирить хотя бы ненадолго этот вечный двигатель, который в безумном возбуждении носится по квартире и норовит впасть в истерику. Эти приемы могут применять любые родители по отношению к любому «разошедшемуся» ребенку, а не только родители гиперактивного ребенка.
Выполняя данные упражнения родителям нужно помнить, что они являются своего рода «отвлекающим» маневром. Добившись нужного результата – снизив темп движений ребенка, заставив его говорить медленнее, тише и спокойнее, ликвидировав возможно появляющиеся в его голосе и поведении истерические нотки, необходимо сразу же предложить ему какой-то более «мирный» способ активности. Если подошло время отдыха – то уложить спать, если время обеда – переключиться на спокойный прием пищи (без мультиков, громкой музыки и компьютерных игр), или просто заняться каким-то менее шумным делом – почитать с ребенком книжку, порисовать, выполнить уроки, если таковые имеются..
1. Попросите малыша вспомнить, как «разговаривают» корова, лягушка, собака. Можно попросить его показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом наоборот – от 20 до 1.
2. Игра «Замри-отомри».
Вариаций этой игры множество. Например, по команде “День” ребенок прыгает, играет. А по команде “Ночь” притворяется спящим или замирает неподвижно в той позе, в которой застала его «ночь». Можно попросить малыша представить, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете “Кошка идет!”. Вместо словесной команды, можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в “Море волнуетсяо раз-море волнуется два”.
3. Игра «Шторм-штиль».
Представляет собой одну из вариациий предыдущей игры. Однако по команде «Штиль» можно не замирать полностью, но нужно совершать плавные, неторопливые движения, можно разговаривать шепотом, напевать какую-нибудь песенку и т.д.
4. Можно договориться с малышом о том, что прикосновение к определенным частям тела (носу, глазам, ушам) «включают» определенные команды. Например, если вы прикоснетесь к носику малыша, то он должен сразу «выключиться», если вы прикасаетесь ладошкой к губам, то это обозначает команду «уменьшаю звук». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или использовав ненужный пульт). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Таким образом, в игровой форме вы сможете добиться нужного результата – хоть ненадолго приостановить бесконечное движение и вопли ребятенка.
5. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно очень медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.
6. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
7. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласится, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка сделать что-нибудь с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
8. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
9. Предложите ребенку выполнить несколько упражнений, требующих чередования напряжение и расслабления.
Например:
- предложите подвинуть заведомо неподъемный предмет: диван, шкаф, комод. Сделав вместе с ребенком несколько попыток сдвинуть его с места, падайте в изнеможении на пол, на диван, на кровать, предлагая ребенку полностью расслабить все мышцы, готовясь к следующей попытке.
- предложите ребенку представить, что его и ваши ладошки – это снежинки или листья, падающие с деревьев. Плавно-плавно они летят на землю, опускаясь на пол.
10. Чтобы «уменьшить у ребенка звук» можно предложить следующую игру: медленно и внятно произносите какое-нибудь слово, вначале ребенок должен повторять его громче, чем вы, а потом – наоборот – тише. Таким образом понижайте голос до шепота.
11. Поиграйте в «малыша». Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте “малыша”. Возраст ребенка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку, затем незаметно уложить спать или переключить его внимание на более «мирный» вид деятельности, либо объяснить, что когда он был маленький, то единственным способом выражения своего неудовольствия или дискомфорта у него был громкий плач. Теперь же он уже подрос и умеет выражать свои желания и достигать цели иными путями, а не только громким плачем.
12. Возьмите салфетку (или листок дерева, лист бумаги и т.п.) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться или выполнять любые активные действия: бегать, прыгать, быстро складывать свои игрушки в ящик (кто больше сложит, пока падает салфетка). Но как только салфетка или лист упадут на пол, нужно сразу же замолчать или принять какую-то определенную позу – сесть на диван, на пол, замереть.
13. Практически все родители с самого маленького возраста приучают ребенка бежать в объятия мамы или папы. В более старшем возрасте данный прием можно использовать для успокоения ребенка: расставьте руки, когда ребенок прибежит к вам, крепко сожмите его в объятиях и задержите их на несколько секунд.
14. Предложите малышу бегать и прыгать, выполняя при этом какое-то простое дополнительное движение: вращать кистью руки, держать соединенными указательные пальцы и т.п.
15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).
16. Предложите игру “Капитан и корабль”. Капитан должен отдавать команды (“Направо”, “Налево”, “Прямо”), а корабль четко им следовать. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.
17. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”)
18. Попросите ребенка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке и пусть малыш подпрыгивает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому ритму.
19. Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку. Постепенно снижайте ритм выполняемых упражнений.
20. Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.
Приложение 2