Игры, развивающие волевую регуляцию

“Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия.

Ход игры:

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

“Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ход игры:

Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”

(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

"Молчу - шепчу - кричу" (Т.Ломтева)

Данная игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать, таким образом формируется способность регулировать свою речь. Кроме того, данная игра позволяет хорошо снять двигательное напряжение, возникающее когда гиперактивного ребенка в течение какого-то отрезка времени заставляют заниматься «сидячей» спокойной работой (делать уроки, слушать сказку и т.п.).

Ход игры:

Заранее договоритесь о знаках, повинуясь которым, ребенок будет повышать-понижать голос, молчать, двигаться быстрее или медленнее. Например, когда вы прикладываете палец к губам - ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

“Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)

Цель: развитие слухового восприятия.

Ход игры:

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.

"Говори по сигналу" (Т.Ломтева)

Кроме развития навыков произвольной регуляции, данная игра позволяет положительно влиять на самооценку ребенка, закреплять знания, полученные ребенком в школе, установить более тесный психологический контакт с ребенком, узнать, что его волнует.

Ход игры: Игра напоминает собой обычный разговор: вы задаете ребенку всевозможные вопросы, однако он может отвечать на них, только если вы сделаете определенный условный сигнал (моргнете правым глазом, почешете затылок и т.п.). Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Круг вопросов, которые вы задаете, может быть самым разным – начиная от расспросов о его желаниях и мечтах, заканчивая стихотворением, которое им задали на дом выучить наизусть. Расспросив ребенка, дайте и ему возможность позадавать вам вопросы – в игровой форме это легче сделать и возможно он задаст вам такие вопросы, какие не решился бы задать просто так, но которые мучают его или просто вызывают любопытство. Отвечая на его вопросы со своей стороны будьте честны, кратки, просты в изложении ответов, а также внимательно следите за условными движениями – возможно ответы на какие-то вопросы ребенок не захочет услышать, просто примите их к сведению.

"Коршун" (Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов)

Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Ход игры: Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - "цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: "Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в "курятник". После этого воспитатель выбирает другую "курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из "курятника" и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать "цыпленка", который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - "цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: "Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в "курятник". После этого воспитатель выбирает другую "курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из "курятника" и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать "цыпленка", который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

Можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

"Час тишины" и "час можно" (Т.Ломтева)

Помогает ребенку сбросить напряжение и дает взрослому инструмент для управления поведением гиперактивного ребенка.

Ход игры: Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет "час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит "час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Данные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от "часа можно", лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

“Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Ход игры:

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

“Давайте поздороваемся” (Автор неизвестен)

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Ход игры:

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

"Замри" (Т.Ломтева)

Цель этой игры – развитие внимания, а также выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями.

Ход игры: Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).

“Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Ход игры:

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

“Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Ход игры:

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

“Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Ход игры:

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

"Царевна Несмеяна"

Развивает умение произвольно сосредотачивать свое внимание на выполняемом действии.

Ход игры:

Прежде чем начать играть вспомните с детьми Царевну-Несмеяну из мультика. Развеселить ее было практически невозможно, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день и ночь. Попросите одного ребенка изображать Царевну-Несмеяну – плакать можно не плакать, но смеяться запрещено категорически (иначе какая же это Несмеяна?). Другие дети и взрослые, играющие в эту игру, должны изображать обеспокоенного царя-отца, а также женихов, которые изо всех сил стараются рассмешить капризную царевну. Тот, кто в этом деле окажется успешным настолько, что вызовет у Несмеяны широкую улыбку (видны будут зубы), считается выигравшим этот конкурс женихов. В следующем туре этот человек меняется с царевной местами.

Для «женихов» лучше устанавливать некоторые ограничения: (они не имеют права дотрагиваться до царевны), Несмеяна же со своей стороны не не должна отворачиваться или закрывать глаза или уши.

“Король сказал...” (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Ход игры:

Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

"Ожившие игрушки" (Т.Ломтева)

Направлена на развитие навыков невербального общения, развивает самоконтроль, фантазию, ассоциативное мышление.

Ход игры:

Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.

"Разговор через стекло" (Т.Ломтева)

Предназначена для старших дошкольников, детей младшей и средней школы.

Предназначена для тренировки невербального мышления, фокусирует внимание ребенка на другом человеке, на том, что тот хочет ему передать, то есть развивает навыки эмпатии (умения сопереживать, поставить себя на место другого человека, быть внимательным к их различным поведенческим проявлениям).

Ход игры:

Эта игра похожа на предыдущую, но изображать без слов в ней придется уже не отдельные слова, а предложения.

Помогите ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома, на окнах – стеклопакеты, через которые не проникает ни один звук. Затем пусть он вообразит, что видит внизу отдонклассника (роль одноклассника будете играть вы или другой ребенок), который пытается жестами что-то ему сказать. Жестами нужно попытаться передать целое предложение (начните с самых простых – приглашение поиграть в мяч, опаздываете в школу и т.д., затем постепенно можно переходить к передаче все более сложной и абстрактной информации). Ребенок должен попытаться понять – что ему говорят. Одноклассник, передающий информацию, может пользоваться не только мимикой, жестами и движениями, но и использовать подручные средства (например, если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете портфель).

Во время игры нельзя задавать вопросы, говорить можно только когда у ребенка готов какой-либо ответ. Если ребенок не может догадаться, что ему показывает одноклассник, то пусть пожмет плечами. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то одноклассник должен повторить правильную часть, а остальную ребенок должен продолжать отгадывать. Когда ребенок отгадает – похвалите его.

В следующий раз одноклассник с ним ролями. Персонажи «на земле» тоже могут меняться: представьте там и бабушку, и соседку, и учительницу и пр.

"Сиамские близнецы" (Н.Л.Кряжева, 1997)

Ход игры:

Выясните, знает ли ребенок, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение ребенка не нарисовало ему ужасную картину на эту тему, утешьте его, что современная медицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Поинтересуйтесь у ребенка, что о думает по поводу подобной жизни, по его мнению трудно ли так жить. Как ему кажется, когда сиамские близнецы могут ссориться, а в каких ситуациях – жить душа в душу. В каких случаях им приходится проявлять согласованность в совместных действиях?

После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.

После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.

"Чужими глазами" (Т.Ломтева)

В данной игре дети учатся вместе выполнять общую деятельность, действовать согласованно. Они тоже должны создать общую картину. Но при этом их сотрудничество не будет равным, как в предыдущей игре.

Ход игры:

Одному ребенку завязывают глаза, он будет художником. Второй игрок станет его глазами. Задайте детям тему для рисования. Проводить линии на рисунке имеет право только ребенок с завязанными глазами. Но управлять его движениями с помощью слов будет партнер. В его задачу входит руководство руками художника, причем дотрагиваться до "мастера" ему запрещается. Соответственно к обоим игрокам предъявляются довольно высокие требования, один из них должен быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второй - уметь четко выражать свои мысли, делать их понятными для другого, контролировать свои действия, избегая выполнения задания за партнера, даже когда он что-то делает неправильно. Поэтому данная игра является непростой иногда и для подростков, особенно если они склонны к импульсивности. Тем не менее она вызывает у детей живой интерес, и обычно каждый стремится побывать в той и другой роли (по сути - то ведущего, то ведомого) и потом поделиться впечатлениями, какая из них давалась ему легче.

Закончив рисунок, как и в предыдущей игре, обсудите с детьми не только полученный результат, но и сам процесс рисования.

“Менялки” (Автор неизвестен)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Ход игры:

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

"Головомяч" (Т.Ломтева)

Учит учитывать учитывать темп и характер движений другого человека, справляться и преодолевать привычную для него импульсивность.

Ход игры:

Хорошо, если к этой игре вы подключите еще нескольких детей. Во-первых, именно со сверстниками ребенку более всего необходимо научиться хорошо ладить, а во-вторых, со взрослым выполнять данные игровые задания, конечно, можно, но не очень удобно. Итак, пусть ваш ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием "старт" Положите на этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.

В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.

А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.

Если у вашего ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т. п.

Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ

Мы уже говорили о том, что дети с СДВГ нуждаются

- в возможности «легально сбрасывать» лишнюю энергию

- в постоянной тренировке дефицитарных функций.

Одним из методов, позволяющих достичь сразу этих двух целей, является, несомненно, игра. В главе, посвященной игре мы приводим некоторые игры, которые помогут вам не только «подлечить» вашего ребенка, но и просто хорошо провести с ним время, установить необходимый психологический контакт, развить в нем чувство адекватной самооценки и т.д. Однако только игр недостаточно. Одним из обязательных пунктов в лечении СДВГ является выполнение комплексов двигательной коррекции – что-то напоминающее известную всем с детства лечебную гимнастику, но дополненную играми, на развитие различных психических функций, а также такими упражнениями, как дыхательные упражнения и самомассаж, растяжки и упражнения на релаксацию.

Подобная «гимнастика» не только укрепляет физическое состояние ребенка, но и активизирует, восстанавливает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности, попросту говоря, помогает положительно влияет на развитие таких психических функций, как восприятие и процессы саморегуляции, эмоции, память и т.д.

При проведении занятий с гиперактивными детьми следует учитывать следующие несложные правила:

- структура занятий должна быть очень четкой, повторяющейся от занятия к занятию с тем, чтобы ребенок не отвлекался на необычную или новую для него форму проведения занятий, а сосредотачивался только на выполняемом упражнении;

- необходимо стараться, чтобы положение предметов в зале или комнате, где проводятся занятия было неизменным, при перестановке предметов у ребенка опять-таки будет лишний «законный» повод заняться рассматриванием узора нового ковра, вместо того чтобы слушать инструктора и выполнять задания;

- выполнение любого задания должно быть ограниченно не только количеством выполняемых упражнений, но и временем, которое отводится на его выполнение – гиперактивный ребенок способен потратить целый урок на выполнение двадцати приседаний;

- в группе должны быть установлены немногочисленные, но непреложные правила поведения, которые должны неукоснительно соблюдаться детьми (не мешать друг другу, не дразниться, не отвлекаться на посторонние предметы, оставлять сотовые телефоны в портфеле и выключать их звук и т.д.);

- в группе должна быть введена простая система поощрений и наказаний. Наказания должны формулироваться только через лишение возможности выполнения какого-то действия (выбывание из игры, десять минут на «скамье запасных», лишение роли ведущего в игре и т.д.). Соответственно, поощрениями могут быть не только материальные призы, но и позволение выполнения какого-то действия (возможность выбрать музыку к следующему упражнению, роль ведущего в следующей игре и т.п.);

- каждое занятие, кроме неизменной структуры, должно иметь свой ритуал начала и завершения занятия. Целью ритуала начала занятия является создание необходимого настроя, поэтому это может быть не только групповое приветствие, но и прослушивание какого-то музыкального отрывка или выполнение жеста приветствия под медленную музыку. Завершением занятия должно быть обязательное обсуждение занятия, а также придуманное вместе и канонизированное групповое прощание.

Вы можете выполнять нижеприведенные упражнения и дома вместе с ребенком – правила проведения занятий от этого не меняются, просто тогда некоторые фазы занятия (начало, прощание) приобретают менее официальный характер и дают дополнительную возможность родителям и ребенку установить более тесный эмоциональный контакт.

Традиционно, детям с СДВГ предлагаются следующие комплексы упражнений. Комплексы могут чередоваться или повторяться – в зависимости от желания и состояния ребенка, упражнения из одного комплекса могут использоваться вместо аналогичных другого комплекса.

Комплекс 1

1. Приветствие.

- Игра "Хлопки по кругу". Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.

2. Дыхательные упражнения и самомассаж.

- "Ветер". На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

- Дыхание только через правую, затем только через левую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое.

- "Кулачки". Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

- "Ушки". Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли.

- "Обезьяна расчесывается". Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука - от правого виска к левой части затылка.

3. Растяжки.

- "Качалка". И.п. - лежа на спине. Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант - перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

- "Кобра". И.п. - лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. "На вдохе, как кобра медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ноги и таз при этом должны быть расслаблены и лежать на полу". На выдохе - медленный возврат в и.п. и расслабление.

4. Упражнения на внимание, общую и мелкую моторику.

- "Огонь и лед". И.п. - стоя в кругу. По команде: "огонь!" дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде "лед!" дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

- "Колечко". Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

- "Цепочка". "Колечки" правой и левой руки поочередно соединяются.

- "Черепахи". Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

- "Четыре стихии". Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - повернуться вокруг себя.

5. Релаксация.

- "Поза покоя". Дети находятся в удобных для них позах. Педагог медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая -

Очень легкая,простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно!

Комплекс 2

1. Приветствие.

- "Ритм по кругу". Ведущий отхлопывает ритм. Задача детей - повторить ритмический рисунок, подхватывая ритм друг за другом.

2. Дыхательные упражнения и самомассаж.

- Сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом.

- И.п. то же. Вдох через нос, на выдохе - длительное произношение звуков (ж, ш, з, с, о, а, у).

- Упр. "Кулачки", "Ушки" (см. комплекс 1).

- "Веселые носики" - потереть область носа пальцами, затем ладонями, до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. Проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз.

3. Растяжки.

- "Струночка". И.п. - лежа на спине. Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, холодным, гладким; шее или ногам неудобно и т. д.

- Упр. "Качалка", "Кобра" (см. комплекс 1).

4. Стабилизация и оптимизация общего тонуса.

- "Потянулись - сломались". Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Педагог: "Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), плечах (хлопок), упали". И т. д. до мягкого падения на пол.

5. Упражнения для развития ловкости и мелкой моторики рук.

- "Колечко", "Цепочка" (см. комплекс 1).

- Прыжки на месте на двух ногах: ноги врозь и ноги вмес:те; чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно. Используются различные комбинации с движениями рук.

- Игра "Колпак мой треугольный". Цель - развитие внимания, эмоциональная разрядка. "Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". Все повторяют слова несколько раз, каждый раз при бавляют обозначение слов жестом. Последнее исполнение состоит практически из жестов.

- "Зеркало". Упражнение выполняется в парах. Один ребенок придумывает и показывает движение, второй - повторяет его. Затем дети меняются ролями.

6. Подвижная игра с правилами.

- "Ловишки с мячом". Дети передают по кругу мяч со словами: "Раз, два, три! Мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть! Вот он уже здесь!" На слове "здесь" водящий выходит на середину круга и говорит: "Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки!" - и бросает мячом в детей. В кого он попадает, тот выходит из игры.

7. Релаксация.

- "Загораем". Представьте себе, что ноги загорают на солнышке.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... Держим... Напрягаем...

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены.

Комплекс 3

1. Приветствие.

- "Бабочка - ледышка". По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то бабочка, то горячая картошка.

2. Дыхательные упражнения и самомассаж.

- "Ветер" (см. комплекс 1).

- "Шарик". Представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается (диафрагмальное дыхание).

- И.п. стоя на коленях. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх, на выдохе - вниз.

- Упр. "Кулачки"; "Ушки" (см. комплекс 1).

- "Рыбки". Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять рукам

Наши рекомендации