Глава 6. учимся понимать друг друга
(методики, помогающие лучше понять своего ребенка, а также собственное отношение к нему)
В предыдущих главах мы с вами говорили, что одним из наиболее важных моментов при воспитании и общежитии с ребенком, страдающим СДВГ, является формирование тесных и доверительных контактов с наиболее близкими людьми, живущими непосредственно рядом с ребенком, либо в чьем присутствии ребенку приходится находится с более или менее явным постоянством.
Одним из основных условий, обеспечивающих наличие наобходимого эмоционального контакта является знание и понимание во-первых, ребенка, а во-вторых, необходимо отдавать себе отчет в том, какие внутренние процессы происходят сейчас в нашей душе и каким образом наше состояние может отобразиться на психологическом самочувствии ребенка.
Для выбора правильной линии поведения, для установления тесного контакта с ребенком нужно, прежде всего, заниматься совместной деятельностью (и желательно – постоянно, ибо, как известно, дети – это самые большие консерваторы в этом мире) – играть, заниматься домашним хозяйством, читать книжки, заниматься различными развивающими играми и т.п.
Но самое главное – нужно осознавать свое собственное отношение к ребенку.
В данной главе мы предлагаем несколько методик (в основном, это – тексты), которые помогут вам лучше понять и «исследовать» своего ребенка, приоткрыть завесу над его внутренним миром, попытаться понять что же интересует, волнует, заботит или печалит вашего ребенка.
Ниже мы даем несколько тестов, которые служат перечисленным выше требованиям.
Тест 1
Тест на гиперактивность
Как определить – мой ребенок просто слишком активный или у него есть все-таки признаки гиперактивности и нужно срочно обратиться за помощью к специалисту? Конечно, дать полный ответ на данный вопрос может только доктор, однако, существует и довольно простой тест, который поможет встревоженным родителям определить – стоит ли немедленно идти к врачу или необходимо просто обращать больше внимания на своего ребенка. Кстати, когда будете отвечать на вопросы данного теста, не забудьте заодно честно ответить самому себе на вопрос: «А хватает ли моему ребенку моего присутствия в его жизни? Может быть его асоциальное поведение – всего лишь способ сообщить мне, что ему отчаянно не хватает любви, заботы и теплоты в жизни?»
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
- Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может заняться и спокойным видом деятельности.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.
- В разных ситуациях ребенок ведет себя по-разному. Например - беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Обычно ребенок не агрессивен. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК
- Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и впадает в истерику.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если он и уснул, то спит урывками, беспокойно. Кишечные расстройства и аллергические реакции являются довольно частыми явлениями.
- Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. Поведение ребенка не меняется в зависимости от обстановки. Он одинаково активен и дома, и в садике, и с незнакомыми людьми.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства.
Если хотя бы на три пункта вы ответили положительно, подобное поведение сохраняется у ребенка продолжительное время (более полугода) и вы считаете, что оно не является реакцией на недостаток внимания и проявлений любви с вашей стороны, то у вас есть повод задуматься и проконсультироваться у специалиста.
Тест 2