Противоэпидемические мероприятия в очагах коклюша
- Изоляция пациента
- Выявить всех контактных
- Карантин на контактных на 14 дней (в ДОУ)
- Осмотр ежедневный (выявить детей с кашлем)
- Обследовать детей методом «кашлевых пластинок»
- Просмотр формы № 63
- Влажная уборка, кварцевание помещений
6. Техника постановки горчичников детям раннего возраста.
ЦЕЛЬ:
· провести рефлекторную терапию при заболеваниях органов дыхания.
ОСНАЩЕНИЕ:
· горчичники;
· лоток с водой 40 - 45°С;
· лоток со стерильным растительным маслом 37 - 38°С;
· пеленки (тонкая и теплая);
· одеяло;
· лоток для отработанного материала.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:
· горчичники ставить при температуре тела не выше 38°С и на неповрежденную кожу.
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | |
- Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | -Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
- Подготовить необходимое оснащение - Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах) | -Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры |
- Вымыть и осушить руки | -Обеспечение инфекционной безопасности |
- Раздеть ребенка по пояс - Осмотреть кожные покровы | -Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки и смочить ее в теплом растительном масле - Отжать и расстелить на ровной поверхности | -Обеспечение более «мягкого» и длительного действия горчичников |
- Смочить горчичники в воде 40 - 45° С в течение 5 - 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх | -При более низкой температуре воды эфирное горчичное масло не выделяется, при более высокой - разрушается |
- Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2 - 4, на левой 1 - 2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки), оставив свободное пространство между ними, для позвоночника | -Исключение избыточной тепловой нагрузки на сердце и позвоночник |
- Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками | |
- Перевернуть пеленку нижней стороной вверх | -Обеспечение действия горчицы на кожу ребенка через один слой пеленки |
- Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве | - Исключение избыточной тепловой нагрузки на позвоночник и сердце |
- Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый (горчичники не должны располагаться в области сердца | |
- Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом | - Обеспечение сохранения тепла |
- Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи | - Создание условия для обеспечения рефлекторного воздействия горчичников |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала | |
- Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час | - Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха |
- Вымыть и осушить руки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
Эталон ответа к задаче № 2.
Проблемы пациента:
Жажда
Трещина слизистой оболочки нижней губы
Не знает, как правильно питаться при сахарном диабете
Беспокоится о своём состоянии
Приоритетная проблема:
Жажда
Цель: ощущение жажды уменьшится к концу первых суток
План | Мотивация |
1. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу. | Нормализация обменных процессов в организме, прежде всего углеводного и жирового |
2. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач | Нормализация обменных процессов и повышения защитных сил |
3. М/с осуществит уход за слизистыми ротовой полости | Профилактика присоединения инфекции, появления новых трещин |
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течении 30 минут | Обогащение воздуха кислородом, улучшающие очистительные процессы в организме |
5. М/с обеспечит психологическую поддержку пациенту и его досуг | Использование приёмов отвлечения |
Оценка: пациент отмечает улучшение самочувствия, уменьшение жажды.
№ 38.
Задача № 1.
В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-ми лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-й день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании.
При осмотре: состояние средней тяжести, t тела 38,5ºС, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены да размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс 110 в минуту. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: дифтерия зева, субтоксическая форма.
Задания:
1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.
2. Определите проблемы пациента с их обоснованием
3. Определите цели, и составить план сестринского вмешательства с мотивацией
4. Объясните матери необходимость изоляции больного
5. Обучите ребенка полоскать полость рта
Задача № 2.
В хирургический кабинет поликлиники обратился пациент 40 лет с жалобами на боли в области обеих костей, онемение конечностей. Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациент находился на морозе без перчаток в течение 2х часов. При осмотре выявлено: кожные покровы кистей рук цианотичны, определяется мраморность кожи, чувствительность нарушена, имеются пузыри, наполненные светлым содержимым. Пульс - 80 в мин., АД - 130/80 мм.рт.ст., ЧДД - 18 в мин., температура - 36,9.
Задания:
1. Определите и обоснуйте вид повреждения на момент осмотра.
2. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента.
3. Определите настоящие и потенциальные проблемы пациента.
4. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
5. Продемонстрируйте наложение повязки на кисть «варежка».
Эталон ответа к задаче № 1.
1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, быть здоровым, общаться, пить.
Проблемы пациента: (настоящие)
- лихорадка,
- боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса,
- головная боль.
(потенциальные)
- нарушение глотания, нарушение речи и зрения.
Из данных проблем приоритетной является – боль в горле при глотании.
2. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.
Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.
ПЛАН | МОТИВАЦИЯ |
Медицинская сестра: | |
1. Поместит ребенка в отдельный бокс. | 1. С целью изоляции |
2. Обеспечит ребенку строгий постельный режим. | 2. Для предупреждения осложнений |
3. Будет обслуживать ребенка в маске. В боксе будет переодеваться в другой халат | 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима |
4. Проконтролирует, чтобы ребенок получал полужидкую легкоусваиваемую пищу, обильное питье. | 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации. |
5. По назначению врача введет противодифтерийную сыворотку по методу Безредка | 5. Для специфического лечения. |
6. проведет по назначению врача инфузионную терапию: введет в/в 5% р-р глюкозы | 6. Для уменьшения симптомов интоксикации. |
7. По назначению врача введет преднизолон, ампициллин в/мышечно | 7. Для лечения инфекции. |
8. Обеспечит регулярное снятие ЭКГ ребенку. | 8. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца. |
9. Будет регулярно брать мочу на исследования. | 9. Из-за возможного развития нефрита |
10. Будет регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа | 10. Для контроля за бактериовыделением |
11. Организует досуг ребенка. | 11. Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции. |
Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.
3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументировано объяснить ей необходимость изоляции ребенка?
4. Студент продемонстрирует матери правила полоскания полости рта.
5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении
Техника проведения АКДС – вакцины.
ЦЕЛЬ ВВЕДЕНИЯ:
· Профилактика коклюша, дифтерии, столбняка
ОСНАЩЕНИЕ:
· стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом
· перчатки
· вакцина АКДС
· мензурка, для помещения в неё ампулы с вакциной
· светозащитный конус из чёрной бумаги
· шприц
· лоток с дезраствором для сбрасывания шприцев
· ёмкость с дезраствором для отработанного материала
· 70% этиловый спирт
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | |
-Организовать выполнение 1-4 принципов иммунопрофилактики (См. принципы иммунопрофилактики) | -Профилактика поствакцинальных осложнений |
-Подготовить необходимое оснащение | -Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры |
-Вымыть и осушить руки -Надеть перчатки | -Обеспечение инфекционной безопасности |
-Достать из упаковки ампулы с вакциной, протереть шейки ампулы ватным шариком со спиртом, надрезать наждачным диском -Накрыть стерильной салфеткой и надломить -Отработанные ватные шарики, салфетку сбросить в ёмкость с дезраствором -Ампулы поставить в мензурку | -Обеспечивается профилактика инфицирования во время инъекции. -Вскрытие ампул с использованием салфетки предупреждает попадание сухой вакцины в окружающую среду -Все, что касалось вакцины должно обеззараживаться во избежание загрязнения окружающей среды -Предотвращение падения ампул и, следовательно, предотвращение попадания живой вакцины в окружающую среду. |
-Вскрыть упаковку шприца -Надеть на него иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле шприца -Снять с иглы колпачок | -Предупреждение падения иглы во время работы |
-Взять ампулу с АКДС – вакциной и набрать его в шприц 0,5 мл препарата (пустую ампулу сбросить в дезраствор) | - Строгий учёт вакцины |
-Взять пинцетом со стерильного столика салфетку и выпустить в неё воздух из шприца (сбросить салфетку в ёмкость с дезраствором) -Положить шприц внутрь стерильного столика | -Предупреждение попадания живой вакцины в окружающую среду |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
-Обработать верхненаружный квадрант ягодицы 70% этиловым спиртом, (ватный шарик оставить в руке) -Ввести вакцину внутримышечно | -Обеззараживание инъекционного поля -Местом введения вакцины АКДS является верхненаружный квадрант ягодицы. |
-Извлечь иглу -Место инъекции обработать ватным шариком, оставленным в руке после обработки инъекционного поля -Сбросить ватный шарик и шприц в лоток с дезраствором (предварительно промыв шприц) | -Профилактика развития постинъекционного абсцесса. |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
-Снять перчатки и сбросить их в дезраствор | -Все, что касалось вакцины должно быть обезврежено |
-Организовать выполнение 6-7 принципов иммунопрофилактики ( см. принципы иммунопрофилактики) | -Чёткая регистрация введённой вакцины -Учёт поствакцинальных осложнений |
Эталон ответа к задаче № 2.
1.У пациента отморожение обеих кистей I-П степени. Информация, позволяющая м/с заподозрить данную патологию: пребывание на холоде около 2х часов; цианоз и мраморность кожи; наличие пузырей со светлым содержимым.
2.У.пациента нарушено удовлетворение потребностей, быть здоровым, поддерживать состояние. Одеваться, раздеваться, работать.
3. Проблемы пациента:
1.Нарушение целостности кожных покровов при отморожении, связанных с нарушением периферических кровообращений.
2. Дефицит самообслуживания. .
Приоритетная проблема - нарушение целостности кожных покровов.
4.Краткосрочная цель - уменьшить возможность инфицирования.
Долгосрочная цель - добиться восстановления целостности кожных покровов.
№ | Планирование | Мотивация |
М/с обеспечит обработку здоровой кожи и согревание больного | С целью уменьшения глубины поражения тканей | |
М/с наложит асептическую повязку с утепленным слоем | Для предотвращения инфицирования | |
М/с обеспечит консультацию хирурга | Для получения назначений | |
М/с проведет экстренную профилактику столбняка | Для предотвращения развития столбняка |
Повязка на кисть «варежка».
Показания: те же что и для повязки типа «перчатка».
Материальное обеспечение: бинт 7-10 см.
Этапы | Обоснование |
1. Пациенту придают удобное положение. | В таком положении накладывают повязку. |
2. Бинтующий встает лицом к больному. | Бинтующий должен вести наблюдение за больным. |
3.Бинтование производят открытым бинтом слева направо. | Согласно правилам бинтования. |
4.Закрепляющий тур производят круговым движением вокруг лучезапястного сустава. | Закрепляющий тур проводят через узкую часть конечности. |
5.Затем бинт перегибают на 90о и ведут по тыльной поверхности к кончикам пальцев, перегибают на ладонную поверхность, доводя до лучезапястной области. | Этапы бинтования. |
6.Действия повторяют 3-4 раза, прикрывая 4 пальца одновременно. | |
7.Круговым ходом в лучезапястной области фиксируют предыдущие туры, предварительно перегнув бинт на 90о. | |
8.Затем круговыми ходами по спирали спускаясь в низ до кончиков пальцев, и поднимаясь вверх фиксируют свободные туры повязки. | |
9.Фиксирующий тур закрепляется в месте лучезапястного сустава. |
№ 39.
Задача № 1.
Пациентка 36 лет поступила в эндокринологическое отделение с диагнозом сахарный диабет 1 типа, средней тяжести. Предъявляет жалобы на повышенный аппетит, жажду, полиурию, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью. Знает принципы диетического питания при диабете, но часто нарушает диету, так как «не может удержаться».
Поведение беспокойное, раздражительное из-за кожного зуда. Кожные покровы телесного цвета, сухие с многочисленными следами расчесов, ногти в неопрятном состоянии, отросшие. Пульс 78 ударов в 1 минуту, ритмичный, АД - 120\80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в 1 минуту, температура тела - 36,8° С. Рост 168 см, масса тела 60 кг.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните, как собрать мочу на общий анализ, оформите направление.
3. Обучите пациента принципам профилактики гипогликемических состояний.
Задача № 2.
Наташа Р., 6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, t тела повысилась до 39ºС. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар. Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.
Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 минуту, тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обожжен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.
Диагноз: «Скарлатина», тяжелое течение.
Задание:
1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.
2. Определите проблемы пациента с их обоснованием
3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией
4. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения
5. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ
Эталон ответа к задаче № 1.
Проблемы пациента:
Не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда
Риск инфицирования расчёсов кожи из-за неопрятного состояния ногтей
Допускает погрешности в диете
Приоритетная проблема – не может спать и отдыхать из-за сильного кожного зуда.
Цель: пациентка отметит улучшение сна к концу 1-ой недели
План | Мотивация |
1. М/с обеспечит физический и психический покой пациентке, постельный комфорт. | Для улучшения общего состояния |
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты N 9, исключая раздражающую острую, сладкую и соленую пищу | Для нормализации углеводного обмена |
3. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
4. М/с обеспечит гигиену кожи пациентки (обтирание, душ, ванна). Пациентка с помощью сестры приведёт ногти в порядок. | Профилактика присоединения инфекции |
5. М/с осуществит уход за кожей, за промежностью, используя растворы антисептиков, по назначению врача | Для уменьшения кожного зуда и профилактики инфицирования расчесов |
6. М/с обеспечит смену хлопчатобумажного нательного и постельного белья по мере загрязнения | Для улучшения комфортного состояния |
6. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут перед сном | Обогащение воздуха кислородом |
Оценка: пациентка отмечает улучшение сна, уменьшение зуда. Цель достигнута.
Эталон ответа к задаче № 2.
1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать t тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.
Проблемы пациента: (настоящие)
- боль в горле,
- головная боль,
- суставные и мышечные боли,
- лихорадка,
- рвота,
- сыпь,
- гнойный налет на миндалинах,
- изоляция ребенка.
(потенциальные)
- риск развития миокардита, нефрита
Из данных проблем приоритетной является – лихорадка, боли (в горле, суставные, мышечные, головная)
2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2-х дней, прекратится рвота.
Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.
ПЛАН | МОТИВАЦИЯ |
Медицинская сестра: | |
1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС | 1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям) |
2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации. | 2. |
3. Обеспечит полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. | 3. Для уменьшения болей при приеме пищи. |
4. Обеспечит обильное питье (морс, соки) при отсутствии рвоты. | 4. Для дезинтоксикации. |
5. обеспечит полоскание зева раствором антисептика, травами: фурациллин, ромашка, ромашка, календула и д. … | 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов. |
6. Обеспечит смену нательного и постельного белья, обработку кожи. | 6. Для удовлетворения потребности быть чистым. |
7. Обеспечит влажную уборку в боксе с дез. средствами, проветривание, обработку посуды больного с использованием дез. средств, мытьё игрушек. | 7. Для предотвращения распространения заболевания. |
8. Обеспечит капельное введение реополиглюкина, глюкозо-совевых растворов – парентерально по назначению врача. | 8. Для дезинтоксикации. |
9. Обеспечит дачу симптоматических средств: жаропонижающих, сердечных, витаминов. | 9. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда. |
10. Будет вести учет диуреза, подсчет пульса, ЧДД, сбор анализов мочи. | 10. Для профилактики осложнений. |
11. Выполнит назначения врача: введет антибиотики пенициллинового ряда, десенсибилизирующие. | 11. Для действия на стрептококк, уничтожения возбудителя. |