Определение группы крови с помощью стандартных сывороток.
Показания: необходимость переливания крови и ее компонентов.
Необходимые условия: помещение с хорошим освещением и температурой от 15одо 25оС.
Оснащение: два комплекта стандартных гемагглютинирующих сывороток I (О), II (А), III (В) групп двух различных серий и одна ампула сыворотки IV (АВ) (в каждую ампулу с сывороткой опускают сухую чистую пипетку), флакон с изотоническим раствором хлорида натрия с пипеткой, чисто вымытая сухая специальная маркированная или фаянсовая тарелка, предметные стекла, стеклянные палочки, стерильные копьевидные иглы для прокола мякоти пальца, стерильные марлевые шарики, спирт, песочные часы на 5 минут.
Этапы | Обоснование |
1.Перед началом работы моют руки, одевают стерильные перчатки. | С целью инфекционной безопасности медперсонала при работе с кровью. |
2.Проверяют чтобы каждая ампула стандартной сыворотки имела паспорт – этикетку с указанием группы крови, номера серии, титра, срока годности, места изготовления. Ампулой без этикетки пользоваться запрещается. Сыворотка должна быть светлой и прозрачной, ампула сохранной, титр не менее 1:32. Сыворотки располагают в специальных штативах в 2 ряда. | Стандартные сыворотки: I (О) – бесцветная – на этикетке полос нет; II (А) – голубая – на этикетке 2 полосы синего цвета; III (В) – красная – на этикетке 3 полосы красного цвета; IV (АВ) – желтая – на этикетке 4 полосы желтого цвета. Наличие хлопьев, осадков являются признаками непригодности сыворотки. Сыворотки с истекшими сроками хранения к использованию непригодны. |
3.На стандартную или поделенную цветным карандашом на 4 квадрата тарелку наносят по одной капле сыворотки двух серий I (О), II (А), III (В) групп. | На тарелке поделенной цветным карандашом необходимо в каждом квадрате указать группу крови. На стандартную или поделенную цветным карандашом на 4 квадрата тарелку наносят по одной капле сыворотки двух серий I (О), II (А), III (В), IV (АВ) для исключения ошибки при чтении результата. |
4.Каплю крови из пробирки или пальца наносят пипеткой или стеклянной палочкой или около каждой капли сыворотки (крови должно быть в 10 раз меньше чем сыворотки) и смешивают разными стеклянными палочками или разными уголками предметного стекла. | Для получения крови из пальца подушечку пальца обрабатывают спиртом и делают прокол кожи иглой – копьем. Первую каплю крови снимают марлевым шариком, последующие разными уголками предметного стекла для исключения ложной реакции агглютинации. |
5.После смешивания тарелку осторожно покачивают в руках. | Для более быстрой и четкой агглютинации эритроцитов. |
6.По мере наступления агглютинации, но не ранее чем через 3 минуты в каждую каплю сыворотки с эритроцитами, где наступила агглютинация добавляют по 1 капле 0,9% натрия хлорида, покачивая тарелку смешивают и продолжают наблюдение до истечения 5 минут. | При положительной реакции изогемагглютинации хлопья и зернышки из клеившихся эритроцитов не расходятся при добавлении изотонического раствора хлорида натрия и перемешивании. При отрицательной реакции капли сыворотки на тарелке прозрачные, равномерно розового цвета, не содержат хлопьев и зерен. |
7.Через 5 минут читают реакцию в проходящем свете. Если агглютинация нечеткая, к смеси сыворотки и крови дополнительно добавляют по одной капле 0,9% раствора натрия хлорида после чего дают заключение о групповой принадлежности; возможны следующие 4 комбинации: а) все три сыворотки в обеих сериях не дают агглютинации. Исследуемая кровь I (О) группы; б)реакция изогемагглютинации отрицательная с сывороткой I (О) и III (В) групп исследуемая кровь II (А) групп; в)реакция изогемагглютинации отрицательная с сывороткой III (В) группы в обеих сериях и положительная с сыворотками I (О) и II (А) групп. Исследуемая кровь III (В) группы; г) сыворотки I (О), II (А), III (В) групп дают положительную реакцию в обеих сериях. Кровь принадлежит к IV (АВ) группе. Но прежде чем дать такое заключение, необходимо провести реакцию изогемагглютинации со стандартной сывороткой IV (АВ) группы по той же методике. Отрицательная реакция изогемагглютинации позволяет окончательно отнести исследуемую кровь к IV (АВ) группе | а) отсутствие агглютинации во всех каплях указывает на то, что в исследуемой крови нет агглютиногена, т.е. кровь относится к группе I (О); б) наступление агглютинации в каплях с сыворотками О (I) и В (III) указывает на то, что в крови имеется агглютиноген А, т.е. кровь относится к группе II (А); в) наличие агглютинации в каплях с сыворотками группы I (О) и II (А) указывает на то, что в исследуемой крови имеется агглютиноген В, т.е. кровь относится к группе III (В); г) агглютинация во всех каплях указывает на наличие в исследуемой крови агглютиногенов А и В, т.е. кровь относится к группе IV (АВ) однако учитывая, что агглютинация со всеми сыворотками возможна за счет неспецифической реакции, необходимо на тарелку нанести каплю сыворотки IV (АВ) Группы и добавить к ней 1 каплю исследуемой крови в соотношении 10:1 сыворотку и кровь переливают и наблюдают результат в течение 5 минут. Если агглютинация не наступила, то исследуемую кровь относят к IV (АВ) группе. |
8.Выявление других комбинаций говорит о неправильном определении групповой принадлежности крови больного. | При слабой агглютинации и во всех сомнительных случаях кровь заново проверяют со стандартными сыворотками других серий. |
9.Ошибки при определении групповой принадлежности крови и не выявленной агглютинации могут быть обусловлены: 1) слабой активностью стандартной сыворотки или низкой агглютинабельностью эритроцитов; 2) избыточным количеством исследуемой крови, добавляемой к стандартной сыворотке; 3) замедленной реакцией агглютинации при высокой температуре окружающей среды. | Для избежания ошибок: 1) использовать активные с достаточно высоким титром сыворотки 1:32; 2) соотношение объема исследуемой крови и стандартной сыворотки 1:10; 3) исследование проводишь при температуре не выше 25оС; 4) оценивать результаты не ранее чем через 5 минут после исследования; 5) строго и тщательно соблюдать все правила исследования. |
№ 11.
Задача № 1.
Ребенок 6-ти лет, находится на стационарном лечении с диагнозом «Аскаридоз». При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на тошноту, рвоту, боли в области пупка, потерю аппетита, похудание, быструю утомляемость, беспокойный сон, ночные страхи. Болен в течении нескольких недель.
Объективно:Кожные покровы бледные, подкожно-жировой слой недостаточно развит, боль при пальпации в области пупка. Стул со слов мальчика без патологии.
Назначения:
1. Кал на я/глист
2. Анализ крови общий
3. Декарис 5 мг/кг, однократно, через 7 дней повторить
4. Диета №5
Задания:
1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено и проблемы пациента.
2. Обоснуйте проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией
4. Соскоб на энтеробиоз
Задача № 2.
Пациент предъявляет жалобы на повышение температуры до 39°С, слабость, разбитость во всем теле, мышечные боли, боли в суставах, боли при движении глазных яблок, сухой болезненный кашель, герпетические высыпания на губах.
Объективно: кожные покровы повышенной влажности, на верхней губе герпетические высыпания, гиперемия конъюнктив, слезотечение, гиперемия в зеве, жесткое дыхание в легких. ЧСС-86 в 1 минуту, АД 110/70 мм рт. ст. Печень, селезенка не увеличены. Физиологические отправления без особенностей.
В анализе крови: Л- 4,5*10 9/л, п/я- 3; с/я- 40; л-52; м-5; СОЭ-18мм/час.
Задание
1. Выявите проблемы пациента, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.
2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
3. Расскажите правила постановки инсулина.
Эталон ответа к задаче № 1.
1. Нарушены потребности: есть, спать, выделять, поддерживать состояние, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие –
- нарушение аппетита,
- беспокойный сон,
- рвота,
- раздражительность,
- боли в животе,
- потеря массы тела.
Потенциальные
- ухудшение состояния, связанное с развитием осложнений (кишечная непроходимость, асфиксия механическая, анемия и т.д.)
2. Приоритетная проблема – боль в животе.
Краткосрочная цель: боль исчезнет через 5-7 дней.
Долгосрочная цель: все симптомы заболевания исчезнут к моменту выписки.
ПЛАН | МОТИВАЦИЯ |
1. Медицинская сестра обеспечит сбор кала на я/глист | 1. Для подтверждения диагноза |
2. Медицинская сестра проведет беседу с матерью и ребенком об ограничении сладостей в питании ребенка. | 2. Для улучшения аппетита. |
3. Медицинская сестра научит ребенка правилам гигиены, расскажет о механизме заражения аскаридами (мыть руки, фрукты и т.д.) | 3. Для исключения повторного заражения. |
4. Медицинская сестра выполнит назначение врача. |
ОЦЕНКА: пациент к концу недели отметит улучшение состояния, боли не будут беспокоить. Цель будет достигнута.
4. Уход за ногтями ребенка
ПОКАЗАНИЯ:
· поддержание личной гигиены;
· предупреждение расчесывания кожных покровов, их инфицирование.
ОСНАЩЕНИЕ:
· ножницы с закругленными или загнутыми концами;
· 70% этиловый спирт;
· ватные тампоны;
· лоток для обработанного материала.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:
· ногти постригать по мере отрастания, но не реже одного раза в 7 - 10 дней.
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ: | |
- Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры | - Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком |
- Подготовить необходимое оснащение | - Обеспечение четкости выполнения процедуры |
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. - Обработать режущую часть ножниц ватным тампоном, смоченным в спирте | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Удобно зафиксировать ребенка у себя на руках | - Предупреждение травмирования ребенка во время проведения процедуры |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Постричь ногти ребенку: а) на руках округло (рис. а); - б) на ногах – прямолинейно (рис. б) | - Предупреждение врастания ногтей |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ | |
- Уложить ребенка в кроватку | - Обеспечение безопасности ребенка |
5. Соскоб на энтеробиоз
ЦЕЛЬ:
· обследование на энтеробиоз.
ОСНАЩЕНИЕ:
· предметные стекла (2 шт.);
· 50% раствор глицерина;
· пипетка;
· ватная палочка;
· бланк-направление;
· стеклограф;
· резиновые перчатки;
· крафт-бумага, резиновое кольцо.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:
· перед проведением исследования ребенка не подмывать, с целью предупреждения механического удаления яиц гельминтов с перианальных складок.
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ: | |
- Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры | Формирование мотивации к сотрудничеству |
- Подготовить необходимое оснащение - Написать стеклографом номер на предметном стекле в соответствии с номером направления - Капнуть пипеткой на предметное стекло каплю глицерина | Обеспечение четкости выполнения процедуры Обеспечение достоверности исследования |
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Уложить ребенка на левый бок, верхнюю ногу согнуть в коленном суставе и отвести вверх - Пальцами левой руки раздвинуть ягодицы ребенка и зафиксировать его | Создание положения, позволяющего правильно взять материал |
- Смочить ватную палочку в капле глицерина на предметном стекле и провести соскоб с перианальных складок и нижнего отдела прямой кишки | Типичные места отложения яиц острицами |
- Сделать мазок ватной палочкой по предметному стеклу в капле глицерина - На первое стекло положить, второе предметное стекло, соединив их резиновым кольцом, и завернуть в крафт-бумагу | Глицерин является консервантом при исследовании на энтеробиоз Обеспечение достоверности результата исследования |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. - Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
- Как можно раньше транспортировать материал в лабораторию в сопровождении направления | Раннее исследование взятого материала увеличивает % положительных результатов |
№ 12.
Задача № 1.
К школьной медицинской сестре после урока физкультуры обратился мальчик 10 лет с жалобами на боль в правом подреберье. Ребенок состоит на «Д» учете с диагнозом «Дискинезия желчевыводящих путей по гипотонической форме». При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на постоянные ноющие боли в правом подреберье, которые усиливаются после физической нагрузки, после жирной пищи, слабость, быструю утомляемость, тошноту, горечь во рту. Ребенок болеет 2-а года. Диету не соблюдает, двигательный режим тоже часто нарушает.
Объективно:мальчик активный. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание через нос свободное, ЧДД-18 в мин., ЧСС-85 в мин. Живот мягкий, болезненный в правом подреберье, печень по краю реберной дуги.
Задания:
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.
2. Обоснуйте проблемы пациента.
3. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией
4. Взятие крови из вены на биохимическое исследование.
Задача № 2.
Пациентка 40 лет, находится на стационарном лечении в гинекологическом отделении с диагнозом: хронический неспецифический сальпингит.
Жалобы на зуд в области вульвы и влагалища, бели. Считает, что эти проявления возникли через несколько дней после проведения курса антибиотикотерапии. Беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.
Объективно: при осмотре половых органов - гиперемия малых половых губ, слизистой влагалища, творожистые выделения. Следы расчесов в области наружных половых органов.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Обучите пациентку введению влагалищных тампонов.
3. Продемонстрируйте технику влагалищных ванночек.
Эталон ответа к задаче № 1.
1. Нарушены потребности: есть, пить, двигаться, поддерживать состояние, учиться, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие –
- тошнота,
- горечь во рту,
- боль в животе,
- слабость,
- быстрая утомляемость
Потенциальные
- осложнения (диарея, заболевание холециститом).
2. Краткосрочная цель: боль уменьшится к концу недели.
Долгосрочная цель: наступление ремиссии через 3-4 недели.
ПЛАН | МОТИВАЦИЯ |
1. Медицинская сестра объясняет пациенту важность соблюдения двигательного и пищевого режима. | 1. Для уменьшения боли |
2. Медицинская сестра порекомендует часто питание с введением продуктов, богатых жирами (мясо, сливки и т.д.) | 2. Для лучшего отделения желчи. |
3. Медицинская сестра порекомендует проводить ребенку «слепое зондирование», расскажет о его методике матери. | 3. Для лучшего отделения желчи. |
4. Медицинская сестра расскажет матери и ребенку об использовании минеральной воды в ремиссии. | 4. Для лучшего постоянного опорожнения желчного пузыря. |
5. Медицинская сестра объяснит о необходимости применения желчегонных средств по назначению врача (сульфат магния). | 5. Для увеличения тонуса стенок желчного пузыря. |
6. Медицинская сестра порекомендует использовать анальгетики только по назначению врача (сульфат магния). | 6. Для улучшения боли. |
7. Медицинская сестра направит ребенка на прием к врачу для назначения лечения. |
ОЦЕНКА: боль уменьшится к концу недели, ребенок будет соблюдать диету, выполнять физические нагрузки. Цель будет достигнута.