ПМ 02. «Лечебная деятельность»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 02. «Лечебная деятельность»
МДК 02.03 «Оказание акушерско-гинекологической помощи»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 060101. «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
КУРС, 5 СЕМЕСТР
Южно-Сахалинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа производственной практики по профилю специальности профессионального модуля ПМ 02 «Лечебная деятельность» по разделу «Гинекология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060101. «Лечебное дело» и рабочей программы профессионального модуля ПМ. 02., предназначена для студентов, получающих квалификацию «фельдшер» и является составной частью образовательного процесса и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК).
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01. «Лечебное дело» в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД): лечебно-диагностической деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 2.8. Оформить медицинскую документацию.
Базами практики являются лечебно-профилактические учреждения родовспоможения: женская консультация, родильный дом, гинекологический стационар.
Настоящая программа включает:
-цели и задачи практики;
- распределения бюджета времени;
-содержание программы;
-контроль работы студентов и отчетность;
1. Цели производственной практики – подготовить студентов к самостоятельной трудовой деятельности, умеющих клинически мыслить, знающих методику обследования пациентки с патологией беременности, родов, послеродового периода, обучить уходу и оказанию неотложной помощи, принципам медицинской этики, а также умению пользоваться специальным акушерским и гинекологическим оборудованием и инструментами.
Задачи производственной практики
-формирование общих и профессиональных компетенций, знакомство с режимом работы отделений акушерского и гинекологического стационара и этикой медицинского работника;
- формирование у студентов клинического мышления и поведения, обеспечивающего решение профессиональных задач и написание истории болезни гинекологической больной;
Требования к условиям допуска обучающихся к производственной практике по профилю специальности.
Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение программы теоретического курса, выполнение программы учебной практики по данному МДК (ПМ02.) ОПОП СПО по специальности 31.02.01. «Лечебное дело», предусмотренных ФГОС, иметь первоначальный практический опыт осуществления ухода за беременной, роженицей, родильницей и гинекологической больной.
Перед направлением на производственную практику студент должен иметь документ, подтверждающий процедуру прохождения медицинского осмотра. Студенты получают путевку на производственную практику по акушерству и гинекологии.
Перед производственной практикой со студентами, методическими, обучающими и непосредственными руководителями проводится установочное собрание, на котором студенты знакомятся с основными требованиями, программой и графиком производственной практики и необходимой документации. В период прохождения практики студенты знакомятся со структурой учреждения, правилами внутреннего распорядка, получают инструктаж по охране труда, противопожарной и инфекционной безопасности. Студенты обязаны подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка МО и строго соблюдать технику безопасности, санитарно-произвоэпидемический режим.
Иметь практический опыт
- Обследования гинекологических пациентов
- Интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза.
- Заполнение истории болезни гинекологической больной.
-Назначения лечения т определения тактики ведения гинекологических пациентов
- Выполнение и оценка результатов лечения
- Организация специализированного ухода за гинекологическими пациентами при различной патологии с учетом возраста.
- Оказания медицинских услуг в гинекологии
- Участие в проведении профилактических осмотров женщин и диспансеризации;
Уметь:
- планировать обследование пациентов и определять тактику их ведения
- осуществлять сбор анамнеза
- применять различные методы обследования
-формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями
- проводить дифференциальную диагностику
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики
- формировать медицинскую документацию
- проводить контроль эффективности лечения
- осуществлять уход за пациентами при различных гинекологических заболеваниях
Знать:
- клиническую картину гинекологических заболеваний, особенности их течения, возможные осложнения
- методы клинического, лабораторного, инструментального обследования гинекологических больных
- принципы лечения и ухода в гинекологии
- показания и противопоказания к назначению лекарственных средств
Отчетная документация обучающегося по результатам производственной практики по профилю специальности по профессиональному модулю ПМ.02 по разделу «Лечебная и диагностическая деятельность в акушерстве и гинекологии»
После окончания производственной практике студенты должны предоставить документацию:
-дневник производственной практики по профилю специальности;
-характеристику из гинекологии;
-манипуляционный лист;
-аттестационный лист освоенных профессиональных компетенций.
Контроль за ведением данной документации осуществляют руководителя практики. Работа студентов оценивается ежедневно, и ее результаты заносятся в дневник практики с постановкой оценки. Работы в отделении предполагает сочетание курации студентами пациенток и работы в процедурном кабинете или на посту. В целях лучшей организации работы студентов в отделениях целесообразно составить скользящий график прохождения практики, что позволит в полном объеме овладеть необходимыми практическими умениями.
9. Структура и содержание производственной практики по профилю специальности
Разделы (этапы произв. Практики) | Виды работ производственной практики (гинекология) | Кол-во дн. (час.) |
Приемное отделение | 1. Знакомство со структурой и функциональными обязанностями медицинской сестры приемного отделения. 2. Осуществление приема и регистрации пациента в стационар. 3. Заполнение медицинской документации приемного отделения. 4. Соблюдение санитарно-гигиенического режима приемного отделения. 5. Проведение антропометрических измерений при поступлении пациента (А/Д, пульс, температура тела, рост, вес) 6. Заполнение титульного листа истории болезни, статистической карты гинекологической больной. | 2(16) |
Пост палатной медсестры | 1. Осуществление приема и регистрации пациентов, поступающих в стационар на лечение. 2. Ведение «листа динамического наблюдения» 3. Заполнение медицинской документации постовой медицинской сестры. 4. Выполнение врачебных назначений (внутримышечные, подкожные инъекции). 5. Осуществление наблюдения и ухода за гинекологическими пациентами в стационаре. 6. Оценка функционального состояния пациента (изменение А/Д, температуры тела, подсчет пульса). | 2 (14) |
Малая операционная (перевязочная) | 1. Забор материала на ГН, флору и чувствительность к антибиотикам, скрытые инфекции, оформление бланков. 2. Подготовка набора инструментов и ассистенция врача при биопсии. 3. Оформление материала на гистологическое исследование, заполнение бланков гистологического исследования. 4. Подготовка набора инструментов и ассистенция при операции раздельное диагностическое выскабливание и медицинского аборта. 5. Осуществление ухода за больными с травмами наружных половых органов и влагалища (смена повязки, смена тампона, обработка швов во влагалище). 6. Ассистенция врачу при пункции через задний влагалищный свод. 7. Введение тампона с лекарственными средствами во влагалище. 8. Проведение катетеризации мочевого пузыря. 9. Оформление и заполнение медицинской документации перевязочной. | 2 (14) |
Операционный блок | 1. Подготовка больной к гинекологической операции. 2. Осуществление ухода за послеоперационными больными (гигиенические мероприятия, смена постельного белья). 3. Оформление бланков на гистологическое исследование операционного материала. 4. Постановка и удаление мочевого катетера типа Фолей. 5. Оценка функционального состояния пациента в послеоперационном периоде (измерение артериального давления, температуры тела, ЧСС, ЧДД). 6. Выполнение врачебных назначений (внутривенные капельные вливания, в/м, подкожные инъекции). 7. Смена стерильной повязки в области послеоперационного периода. 8. Осуществление подачи кислорода больным в послеоперационном периоде. 9. Осуществление профилактики послеоперационных осложнений. | 4(28) |
Итого: | 10 (72) |
Вопросы для дифференцирования зачета по итогам производственной практики для специальности 31.02.01. «Лечебное дело»
1. Правила мытья рук и надевания перчаток перед гинекологическим исследованием.
2. Хранение стерильного гинекологического инструментария в камерах «УФК-1».
3. Правила накрытия стерильного стола. САН.ПИН 2.1.3.2630-10
4. Алгоритм работы с контейнерами для утилизации игл.
5. Мероприятия при возникновении аварийной ситуации (профилактика ВИЧ-инфекции) САН.ПИН2.1.5.2826-10
6. Заполнение титульного листа истории болезни и статистического талона гинекологической больной. Перечислить обязательных объем обследования при поступлении в гинекологический стационар.
7. Заполнение в истории болезни гинекологической больной раздела «Акушерско-гинекологический анамнез». Оценка показателей менструальной функции.
8. Особенности проведения самообследования молочных желез. Выявление патологических симптомов. На фантоме продемонстрировать технику обследования молочных желез.
9. Подготовить инструменты для осмотра шейки матки и взятия мазка на онкоцитологию. Оформление бланка, демонстрация на фантоме техники забора мазка, его диагностическая цель.
10. Забор мазка на урогенитальные инфекции. Показания. Демонстрация на фантоме технике забора мазка.
11. Раздельное диагностическое выскабливание. Набор инструментария, показания, противопоказания, необходимое обследование перед его выполнением.
12. Апоплексия яичника- определение патологии, помощь пациентам на доврачебном этапе.
13. Пункция заднего свода. Показания, гинекологический инструментарий, оценка содержимого пунктата.
14. Лечебные влагалищные тампоны. Показания к лечению, используемые лекарственные средства. На фантоме продемонстрировать технику постановки тампона.
15. Понятие о провокации. Проведение химической, биологической и физиологической провокации. Показания, оценка результатов.
16. Биопсия. Показания, гинекологический инструментарий, необходимое обследование перед ее выполнением.
17. Оформление направления на медицинский аборт. Необходимый объем обследования. Рекомендации перед явкой в гинекологическое отделение. Временные противопоказания к выполнению медицинского аборта.
18. Техника проведения и оценка специального гинекологического исследования. Демонстрация манипуляции на фантоме.
19. Основная документация перевязочной гинекологического отделения. Заполнение журнала «малых операций» и журнала «гистологии».
20. Подготовить необходимый инструментарий и перевязочный материал для проведения перевязки женщине со вскрытым бартолинитом. Дать рекомендации по самоуходу.
21. Бесплодие супружеской пары. Алгоритм обследования. Показания для ГСГ эндометрия. Подготовка набора инструментов для ГСГ.
22. Объяснить больной понятия «суточный диурез» и подсчет вводимой жидкости. Показания к назначению данного обследования.
23. Подготовить набор инструментов, растворов и стерильного материала для снятия послеоперационных швов у гинекологической больной. Дать рекомендацию по уходу за швом в домашних условиях.
24. Провести химическую провокацию перед взятием мазка на гонококк. Дайте определения понятия «провокация» и определите показания к ее проведению.
25. Эндометриоз.Показания для оперативного лечения. Оформление направления на госпитализацию в стационар. Необходимый объем обследования.
26. Доброкачественные и злокачественные новообразования женских половых органов. Показания для оперативного лечения. Оформление направления на госпитализацию в стационар. Необходимый объем обследования.
27. Фоновые и предраковые заболевания вульвы и шейки матки. Рекомендации по питанию, гигиене, местному лечению.
28. Рекомендации по питанию, образу жизни, физической активности пациента климактерического периода.
29. Возможные ранние и поздние осложнения послеоперационного периода, их профилактика с учетом факторов риска.
30. Техника обработки шва т смены повязки на передней брюшной стенке в послеоперационном периоде. Качественная оценка состояния послеоперационного шва.
31. Тактика при нагноении послеоперационного шва на передней брюшной стенке, лечебные мероприятия. Дать оценку состояния шва при его нагноении.
32. Тактика акушерка при подозрении у больной прервавшейся внематочной беременности, оказания доврачебной помощи. Чем отличается прогрессирующая внематочная беременность от прервавшейся.
33. Показания к экстренной гинекологической операции. Объем обследования и подготовки больных к оперативному лечению.
Манипуляционный лист
Обучающегося (щейся) ФИО_______________________________________________________________________
Группы_______________________Специальности 31.02.01.Лечебное дело
Проходившего (шей) производственную практику с ___по ___20___г.
На базе организации осуществлявший медицинскую деятельность.
№ п/п | Отделения Перечень манипуляций | Женская консультация | Гинекологическое отделение | ||||
Проведение в/в инъекций, постановка капельниц | |||||||
Проведение в/м инъекций | |||||||
Осмотр шейки матки в зеркалах | |||||||
Бимануальное исследование | |||||||
Взятие мазков на флору влагалища | |||||||
Взятие мазка на УГИ | |||||||
Взятие мазка на онкоцитологию | |||||||
Взятие мазка на бактериологическое исследование | |||||||
Провести пробу Шиллера | |||||||
Техника осмотра молочных желез. | |||||||
Подготовить пациентку к УЗИ. | |||||||
Подготовить больную к гистеросальпингографию | |||||||
Подготовить больную к пертубации, гидротубации. | |||||||
Сбор спермы для обследования при бесплодном браке. | |||||||
Собрать материал для гистологического исследования | |||||||
Приготовить инструменты для зондирования матки | |||||||
Приготовить инструменты для биопсии шейки матки | |||||||
Приготовить инструменты для диагностическоговыкабливания матки | |||||||
Приготовить инструменты для пункции брюшной полости через задний свод | |||||||
Ассистенция при малых гинекологических операциях | |||||||
Накрытие стерильного столика | |||||||
Подготовка больной к экстренной и плановой операции | |||||||
Введение влагалищных тампонов | |||||||
Влагалищные санации | |||||||
Уход за послеоперационным больным | |||||||
Катетеризация мочевого пузыря | |||||||
Неотложная помощь при маточных кровотечениях | |||||||
Составить график базальной температуры | |||||||
29. | Подпись старшей медицинской сестры (акушерки) | ||||||
Дневник
Производственной (профессиональной) практики
По__________________________________________________________________________________________________________________________
(раздел наименования практики)
Студента (ки)_________________________курса_______________группы____________
Отделения______________________________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Непосредственный Руководитель практики___________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Общий руководитель практики____________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Методический руководитель
практики-преподаватель колледжа____________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата начала и окончания практики | Наименование раздела или вида практики | Количество рабочих дней и часов | Место проведения | Примечания |
Аттестационный лист
Рекомендации по ведению дневника производственной практики
1. Дневник отдельно по каждому разделу практики.
2. В начале дневника заполняется график прохождения всех разделов производственной практики по датам и количеству дней, в соответствии с программами практики, делается отметка о проведенном инструктаже по охране труда.
3. Ежедневно в графе «Содержание и объем проведенной работы» регистрируется проведенная обучающимся самостоятельная работа в соответствии с программой практики.
4. Описанные ранее в дневнике манипуляции и т.п. повторно не описываются, указывается лишь число проведенных работ и наблюдений в течении дня практики.
5. В записях в дневнике следует четко выделить: А) что видел и наблюдал обучающийся; Б) что им было проделано самостоятельно.
6. Ежедневно обучающийся подводит цифровые итоги проведенных работ.
7. При выставлении оценки по пятибалльной системе учитывается количество и качество проделанных работ, правильность и полнота описания впервые проводимых в период данной практики манипуляций, наблюдений и т.д., знания материала, изложенного в дневнике, четкость, аккуратность и своевременность проведенных записей. Оценка выставляется ежедневно руководителем практики.
8. В графе оценка и подпись руководителя практики» записываются указания по ведению дневника, дается оценка качества проведенных обучающимся самостоятельной работы.
9. По окончанию практики по данной дисциплине студент составляет отчет о проделанной практике. Отчет по итогам практики состоит из двух разделов: А) текстовый, Б) цифровой.
В цифровой отчет включается количество проведенных за весь период практики самостоятельных практических работ (манипуляций), предусмотренных программой практики. Цифры, включенные в отчет, должны соответствовать сумме цифр, указанных в дневнике.
В таком отчете студент отмечает положительные и отрицательные стороны практики. Какие знания и навыки получены им во время практики. Предложения по улучшению теоретической и практической подготовке в колледже по организации и методике проведения практики на практической базе, в чем помог лечебному процессу и учреждению.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 02. «Лечебная деятельность»