Цена как экономическая категория.

Цена — сложная экономическая категория, в которой пересе­каются практически все основные проблемы развития экономи­ки, связанные с производством и реализацией товаров, создани­ем, распределением и использованием валового внутреннего про­дукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонни­ков одной теории, цена товара выражает его стоимость, т.е. во­площенные в товаре общественно полезные затраты труда. Сто­ронники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. При этом рыночная цена зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем.

Современная экономическая теория (рыночная экономика) призвана объединить эти два подхода, совместив в цене «объек­тивность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы. Цель продавцов — продать свои то­вары по максимально возможной цене и получить при этом при­быль, с помощью которой они должны покрыть производствен­ные и сбытовые затраты (издержки), а также обеспечить условия воспроизводства. Покупатели в свою очередь заинтересованы в при­обретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется путем взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, ценооб­разование (процесс образования цены) становится инструмен­том и рычагом управления рынка, в том числе и фармацевтиче­ского. Коренное отличие рыночного ценообразования от центра­лизованного установления цен состоит в том, что в условиях цен­трализованной экономики цены определяются на основе затратного метода в производстве до начала выпуска продукции, а при рыночном ценообразовании реальный процесс формирования цен происходит в сфере реализации продукции под воздействием спро­са и предложения.

Экономическая сущность цены проявляется как в макро-, так и микроэкономике.

Экономическая сущность цены в макроэкономике проявляет­ся в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку по­следние в конечном счете и определяют роль цены в хозяйствен­ной жизни. Обычно выделяют пять функций цены.

Учетная функция. Являясь денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение кон­кретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько потрачено труда, сырья, различных материалов на изго­товление товара. В конечном итоге цена показывает не только ве­личину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Стимулирующая функция. Эта функция цены выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производ­ство и потребление различных видов товаров. С помощью цены можно стимулировать или сдерживать экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменение структуры производ­ства и потребления.

Распределительная функция. Под воздействием различных ры­ночных факторов происходит отклонение цены от стоимости и становится возможным перераспределение национального (чис­того) дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, различными социальными группами населения. Так, наличие в цене на товар акциза или налога на добавленную стоимость дает возможность перераспределить чистый доход в бюджеты различных уровней.

Функция сбалансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, пред­ложением и спросом. В соответствии с законом спроса и законом предложения цена стимулирует увеличение предложения при не­достатке товаров и понижает спрос при избытке товаров.

Функция цены как критерия рационального размещения произ­водства. Эта функция проявляется в том, что с помощью меха­низма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одной отрасли экономики в другую или из одной сферы деятельности (производство) в другую (торговля), который производится фирмами самостоятельно под воздействи­ем законов конкуренции и спроса.

Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Например, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способ­ствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция цены тесно связана с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способ­ствуя переливу капитала в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается высокая норма прибыли.

В микроэкономике цена также выполняет различные функции, являясь:

посредником и соизмерителем при обмене товаров на деньги;

важным показателем конъюнктуры рынка;

инструментом образования прибыли и управления эффек тивностью;

способом конкурентной борьбы.

Наши рекомендации