Цена как экономическая категория.
Цена — сложная экономическая категория, в которой пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, связанные с производством и реализацией товаров, созданием, распределением и использованием валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость, т.е. воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. При этом рыночная цена зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем.
Современная экономическая теория (рыночная экономика) призвана объединить эти два подхода, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы. Цель продавцов — продать свои товары по максимально возможной цене и получить при этом прибыль, с помощью которой они должны покрыть производственные и сбытовые затраты (издержки), а также обеспечить условия воспроизводства. Покупатели в свою очередь заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется путем взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, ценообразование (процесс образования цены) становится инструментом и рычагом управления рынка, в том числе и фармацевтического. Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что в условиях централизованной экономики цены определяются на основе затратного метода в производстве до начала выпуска продукции, а при рыночном ценообразовании реальный процесс формирования цен происходит в сфере реализации продукции под воздействием спроса и предложения.
Экономическая сущность цены проявляется как в макро-, так и микроэкономике.
Экономическая сущность цены в макроэкономике проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов, поскольку последние в конечном счете и определяют роль цены в хозяйственной жизни. Обычно выделяют пять функций цены.
Учетная функция. Являясь денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько потрачено труда, сырья, различных материалов на изготовление товара. В конечном итоге цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Стимулирующая функция. Эта функция цены выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. С помощью цены можно стимулировать или сдерживать экономию затрат ресурсов, изменение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.
Распределительная функция. Под воздействием различных рыночных факторов происходит отклонение цены от стоимости и становится возможным перераспределение национального (чистого) дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, различными социальными группами населения. Так, наличие в цене на товар акциза или налога на добавленную стоимость дает возможность перераспределить чистый доход в бюджеты различных уровней.
Функция сбалансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. В соответствии с законом спроса и законом предложения цена стимулирует увеличение предложения при недостатке товаров и понижает спрос при избытке товаров.
Функция цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одной отрасли экономики в другую или из одной сферы деятельности (производство) в другую (торговля), который производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.
Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Например, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция цены тесно связана с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капитала в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается высокая норма прибыли.
В микроэкономике цена также выполняет различные функции, являясь:
посредником и соизмерителем при обмене товаров на деньги;
важным показателем конъюнктуры рынка;
инструментом образования прибыли и управления эффек тивностью;
способом конкурентной борьбы.